Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЧЕСКИМ СПЕКТРОМ

В статье представлена одна из самых актуальных проблем современного российского образования – развитие детей с аутистическим спектром и обучение их в рамках инклюзивного образования. На примере города Якутска рассматривается практика введения инклюзивного образования для детей с нарушениями аутистического спектра, также проблемы подготовки педагогов-тьютеров для таких детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пихиенко К.С., группа ППО-15(5) (3 курс),

ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия),

воспитатель МДОУ №48 «Энергетик» г. Нерюнгри

e-mail: Pihienko2014@yandex.ru

Научный руководитель: Ю. В. Кобазова,

доцент ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЧЕСКИМ СПЕКТРОМ.

Аннотация: В статье представлена одна из самых актуальных проблем современного российского образования – развитие детей с аутистическим спектром и обучение их в рамках инклюзивного образования. На примере города Якутска рассматривается практика введения инклюзивного образования для детей с нарушениями аутистического спектра, также проблемы подготовки педагогов-тьютеров для таких детей.

Ключевые слова: аутизм, аутистический спектр, детский аутизм, синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта, Атипичный аутизм, инклюзивное образование.

Особое внимание в современном мире уделяется проблеме детей с нарушением аутистического спектра, так как число детей страдающим аутизмом постоянно увеличивается.

Аутизм долго не относили к психическим расстройствам. Для его обозначения использовали разные диагнозы: детская шизофрения, органический аутизм, шизоидная психопатия, и др. Существенное отличие аутизма это акцентируемый им «активный уход из внешнего мира» – шизофреник «хочет активно уйти от реальности, которая удручает и раздражает его» [7].

В 1980 году он впервые был введен в классификацию как одно из нарушений общих расстройств развития [3]. Ввиду того что признаки аутизма проявляются по разному, Лора Винг ввела понятие «аутистический спектр», чтобы закрепить идею, что разные нарушения могут по разному себя показывать [2]. Расстройства аутистического спектра характеризуются не умением взаимодействовать с социальным окружением, испытывают сложности при общении с другими людьми, у них ограниченные интересы и стереотипное поведение (повторяющимся действиям, схемам). Можно выделить в чем прослеживается аутизм: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

В соответствии Международной классификации болезней, к аутизму и расстройствам аутистического спектра относят:

• Детский аутизм (ранний аутизм, синдром Каннера).

• Синдром Аспергера (аутистическая психопатия).

• Синдром Ретта.

• Атипичный аутизм.

Детский аутизм (ранний аутизм, синдром Каннера). Для данного вида аутизма характерны следующие проявления: трудности в установлении контакта с окружающими, ребенок ходит «мимо людей», смотрит сквозь людей; не воспринимает внешние раздражители; плохо развита речь; боятся изменений в их привычной обстановке; речь можно охарактеризовать, как попугайная или граммофонная; задержка в общем развитии; поведение имеет стереотипный характер; движения тела тоже имеют свои особенности (подпрыгивают, постоянные махи перед глазами).

Синдром Аспергера также выражается трудностями взаимодействия с окружающими, установления с ними контакта. При данном синдроме речь у ребенка развита неплохо, используются слово-творчества, что создает впечатление обычного развития. Но эта речь применяется редко, она уникальна по ритму, темпу, мелодике, модуляциям. Эта речь похожа на декламацию, то на имитацию речи электронными устройствами. Взгляд тоже имеет свои особенности, тон направлен как бы во внутрь себя, его можно сравнить с людьми, которые сосредоточенны, или в никуда, такое чувство, что ребенок всматривается во что-то очень далекое. Мимика и жесты слабо развиты. Движения угловаты. Навыки вырабатываются, но они плохо автоматизированы, из-за чего у ребенка возникают трудности в их практической реализации. За пределами своего дома тоскуют по привычной обстановке, чем по родным и близким (Аспергер называл это ностальгией кошек). Ограничен круг интересов.

Этим детям сложно адаптироваться в социуме. Логическое мышление сохранено, но знания плохо используются в обычной жизни. Не зависимо оттого, что внимание ребенка неустойчиво, в достижении своей цели он по-своему последователен и настойчив [3].

Симптомы у детей с диагнозом Синдром Ретта в возрасте 5-6 лет делаются менее выраженными: дети могут воспринимать слова, способны к примитивным играм, все же затем снова наступает ухудшение. Появляются тяжелые двигательные нарушения, нарастает атрофия мышц, развивается глубокое слабоумие.

Для Атипичного аутизма характерны следующие признаки: появление симптомов аутизма в возрасте от 3 лет и старше; поведение имеет ограниченный, стереотипный, повторяющийся характер; трудности в установлении социальных контактов. Как правило, атипичный аутизм появляется у детей с умственной отсталостью или тяжелыми расстройствами речи. Ребенок с аутизмом не умеет взаимодействовать с окружающей действительностью, и это является одной из причин того, что их поведение принимает форму навязчивости, стереотипа. Отсутствие навыков общения объединяет всех этих детей. Необщительность, препятствует окружающему воздействовать на ребенка, учить его, и сам ребенок не в состоянии получить эти знания. Это и является вторичной задержкой психического развития. Трудно различить неумение общаться от нежелания общаться.

Так как можно наблюдать признаки и того, и другого, и третьего. Из-за чего стали употреблять вместо определения «нарушение общения», термин: аутизм – это отсутствие коммуникативных навыков с раннего возраста.

Исследуя диагноз аутизм, следует выделить огромную роль следующим уровням: биологический, когнитивный и поведенческий. Главное не смешивать эти уровни,они преследуют разные цели. Больной человек хочет купить лекарственное средство от недуга, тогда ему лучше понять биологическую сущность проблемы, а если он хочет найти способы коррекции, то тогда необходимо изучить картину поведения [2].

Также к индивидуальным особенностям развития детей с аутизмосм, можно отнести чрезмерную пугливость, наличие большого количества страхов. Нарушено самосохранение. Ребенка с аутизмом не радует что-то новое, у него не развивается исследовательское поведение, он не умеет преодолевать трудности. Имеются определенные сложности в усвоении информации, и как следствие ведущие к искажению восприятия действительной реальности. Свой уникальный «когнитивный стиль» представляет собой устойчивую специфическую характеристику, сохраняющуюся уже во взрослой жизни ребенка с аутизмом. Из-за отсутствия необходимых навыков, детей очень трудно обучить бытовым и игровым действиям.

Инклюзивное образование, согласного его принципам, должно снимать все ущемления учащихся, тем самым дающая одинаковое отношение ко всем ученикам, создает нужные условия для детей имеющие свои образовательные потребности. Инклюзивное образование (включенное) подразумевает доступность обучения абсолютно для всех [6]. У нас в России имеются семь городов, где созданы специальные классы для детей с нарушением аутистического спектра.

В Якутске насчитывается более 90 детей с таким диагнозом как аутизм. Администрацией города Якутска было принято решение запустить ресурсный класс по обучению детей с расстройством аутического спектра в средней общеобразовательной школе № 35 г. Якутска. В городе эта пока одна инклюзивная школа для детей с ограниченными возможностями. Детей с синдромом аутизма разместили в здании МБОУ СОШ №10 г. Якутска, где проходят обучение все учащиеся школы № 35 [8].

В автономной некоммерческой организации Абилитационный центр «Особый ребенок» занимаются психологической и социальной поддержкой и сопровождением детей с аутизмом и с психо-неврологическими расстройствами, помогают в адаптации детей в окружающем мире.. В этот центр могут обратиться родители и законные представители детей, чьи дети имеют такой диагноз как аутизм и получить необходимую помощь и поддержку [1].

Педагог специальной коррекционной школы города Якутска, Лариса Жмаева, разработала программу «Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма» (для нулевого класса, пропедевтического класса). Данная программа дает возможность создать специальные условия для таких учащихся, чтобы сформировать коммуникативные умения, что позволит взаимодействовать с окружающими людьми [9].

Увеличивается количество детей с диагнозом аутизм. Это ставит перед педагогами сложную задачу по взаимодействию с ними, следовательно, затрудняет обучение, а также возможности коррекционной работы. Обученные педагоги, смогут взаимодействовать с учащимися с нарушениями аутистического спектра пройдя обучение по специально разработанной программе обучения. Это позволит сформировать коммуникативные навыки, адаптироваться в социальном окружении.

Сегодня достаточно интенсивно идет вперед развитие инклюзивного образования (включенного). Оно предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в стенах обычных образовательных учреждениях. Тем самым инклюзия облегчает адаптацию учащихся с аутистическим спектром в садике, и в школе.

Отсюда следует, что инклюзивное образование облегчает адаптацию учащихся с аутистическим спектром в садике и в школе, также инклюзия предполагает написание учебных программ, которые предполагают развитие и взаимодействие детей аутистов с окружающими.

Список литературы

1.АНО Абилитационный центр «Особый ребенок»//

2.Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс] / Франческа Аппе; пер. с англ. Д.В. Ермолаева. Издательство: Электрон, 2016. - 215с.

3.Каган В. Аутята. Родителям об аутизме / В. Каган. Издательство: «Питер», 2015. - 180 с.

4.Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы / Е.Карвасарская. М.: Генезис, 2010. - 400 с.

5.Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 449 с.

6.Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции / отв. редактор Е.А. Черенёва; [Электронный ресурс] / Электрон.дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 187 с.

7.Микиртумов Б. Е., Завитаев П. Ю. Аутизм: история вопроса и современный взгляд / Б. Е. Микиртумов, П. Ю. Завитаев. Издательство: Эко-Вектор, 2012 . - 190 с.

8.Официальный сайт «Якутская городская дума». Статья «Марина Силкина: « Дети с расстройством аутического спектра будут учиться в школе» //

9.Программа «Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма» (для нулевого класса, пропедевтического класса) //

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области