Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


теме «Развитие ритмического слуха посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с нарушением речи»

Опыт работы по коррекции нарушений речи с применением детских шумовых инструментов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер-класс

по теме «Развитие ритмического слуха посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с нарушением речи»

Ход занятия:

Уважаемые коллеги, я хочу предложить вашему вниманию свой опыт работы по коррекции нарушений речи с применением детских шумовых инструментов.

Видеофрагменты игры детского оркестра

(Включаю фонограмму « Утро в деревне»)

- А что за звуки мы сейчас слышали? ( петух кукарекает, лают собаки….)

-А где их можно услышать? ( на улице, в природе, в деревне..)

-А какие звуки можно еще услышать на улице? (шаги, шорох листьев, шум дождя, рев мотора машины…)

-А я сегодня с утра тоже слышала разные звуки. Хотите расскажу?(или хочу с вами поделиться)

( читаю стихотворение).

(Слайд 1 )

«С утра, спозаранку

Слыхала во сне,

Как с улицы звуки

Стучались ко мне:

Шаги почтальона,

Шуршанье газет,

И ветра, и веток

Привет и ответ,

Подков лошадиных

Размеренный звон,

Скрипучих тележек

Кряхтенье и звон,

И голос соседки

Издалека,

И грохот машинных колес,

И утренний крик петуха».

-Итак, что это за звуки были. Помогите разобраться мне (перечисляют шумовые звуки).

-Можно спеть эти звуки? (нет, они не поются, их можно только слушать).

( хочу обратить ваше внимание, что многие дети, не задумываясь, говорят, что можно. Тогда я прошу эти шумы спеть. И, конечно, же, не получается спеть шум и ребенок понимает сам, что ошибся).

-Как называются такие звуки, которые спеть невозможно: они создают шум? ( шумовые).

- Если их невозможно спеть, то голосом возможно их изобразить? (да)

-Предлагаю попробовать озвучить голосом эти шумы.

Задание: озвучиваем стихотворение голосом.

- Как вам кажется, у нас получилось красиво озвучить эти шумы? (ответы) . Шумы развивают и формируют четкое звукопроизношение, мимику, вырабатывают дикцию, артикуляцию,

- Скажите, а как еще шумовые звуки можно изобразить, с помощью чего? (шумовыми инструментами.)

Учитель: О чем сегодня пойдет речь на занятии? Чем будем заниматься? (играть на шумовых инструментах ).

- Существует много разнообразных ритмических игр с ударными музыкальными инструментами и без них, которые помогают развитию ритмического слуха. Часть этих игр мы сегодня разучим. Я хочу представить вам некоторые из них, на мой взгляд, более эффективных. Их можно использовать в индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ, а так же как ритмические минутки на уроках.

1. ИГРА, которую мы проведем, называется «Ритмические словечки».

Цель: Освоение  ритмических блоков в речи.

Ход игры: 1) Предлагаю прочитать слова овощей и фруктов, и одновременно прохлопать ритм этих слов. 

Слайд 2

 По-ми-дор, свё-кла, о-гу-рец, ре-пка

Ви-шня, а-пель-син, ли-мон, ма-ли-на, лайм

( Вопросы: Найдите похожие слова? Найдите слова, где сильная 1 доля, 2 доля, 3 доля )

2) Показываю ритмический рисунок. К нему надо подобрать соответствующие слова из фруктов или овощей. 

Слайд 3

Лев, ке-нгу-ру, ко-ро-ва, слон, о-бе-зья-на, тигр, ме-дведь.

3) Учитель раздает карточки со словами животных, а они в свою очередь должны к своей карточке подобрать карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову. 

2. ИГРА называется «Запомни и повтори»

Цель: формировать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция  детского внимания.

Ход игры:  Учащиеся воспроизводят за педагогом цепочку ритмических рисунков на ударных музыкальных инструментах в определенном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая последовательность музыкальных инструментов).

3. ИГРА называется «Угадай, кого зову».

Цель: умение четко реагировать на ритмическую особенность имён и согласованно воспроизводить его на музыкальных инструментах.

Ход игры : Учащиеся вспоминают, из скольких слогов и ударов состоит их имя. Педагог или ученик простукивает ритм имени ребёнка в полной форме (Мария, Александр, Анастасия) на ударном музыкальном инструменте, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и повторить его на своем ударном музыкальном инструменте.

4. Физкультминутка.

Есть много упражнений на внимание, с использованием ритмических движений, которые можно использовать в виде физминутки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания, снимают напряжение. 

Слайд 4

ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «У оленя дом большой» с ритмическими движениями.

У оленя дом большой он глядит в своё окно,

Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит.

-Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

-Заяц, заяц, забегай, лапу мне давай.

5. ИГРА с ритмо-палочками. 

Цель: развивать внимание, память, мелкую моторику, чувство ритма, координация движений и речи. Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и на чёткости дикции.

«Рыбка»

Слайд 5

Рыбка, /рыбка,  /

Вот  /  червяк 

Откуси, хоть 

Чуточ__/___-______ку. //

Не проси/ 

Меня  /  рыбак, /

Попадусь 

на удоч / - ку.

Рыбка, рыбка, (2 раза стучим перед собой палочкой)

Вот (передаём соседу справа) червяк (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Откуси, хоть (2 раза стучим перед собой палочкой)

Чуточ- (передаём соседу справа) -ку. (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Не проси (2 раза стучим перед собой палочкой)

Меня (передаём соседу справа), рыбак, (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Попадусь (2 раза стучим перед собой палочкой)

на удоч- (передаём соседу справа) -ку (берём другую палочку, переданную соседом слева).

Потом все движения проделать в другую сторону.

7. Практическая часть занятия. Разучивание « Марш Радецкого полка» И. Штрауса-отца с использованием шумовых инструментов.

8.Обобщение.

Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических игр, упражнений, которые можно применять на уроках музыки или занятиях во внеурочной деятельности с младшими школьниками для развития чувства ритма, а значит, слуха и речи.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области