Программа по изобразительной деятельности для детей 6-7лет
«Творческое развитие детей на уроках живописи и рисунка в Детской художественной школе».
Составитель: Антошкина Н.Н.
Пояснительная записка.
Мир, окружающий маленького человека огромен и многообразен. Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость, дают возможность развивать в нем эти качества, соединять с творческой практикой ребенка и с восприятием художественных произведений.
Если эта способность художественного восприятия будет замечена своевременно (чем раньше, тем лучше), осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже больше никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.
Художественное творчество для детей - самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, чувств, переживаний. Они вкладывают в рисунок свое представление о мире, особенно то, что привлекает их внимание.
Моя задача как педагога, обучая детей художественной грамоте, сделать художественный процесс интересным, увлекательным средством познания окружающего мира, формировать художественный вкус, видение ребенка.
Каждый ребенок-это творческий мир, в котором, заложена только ему присущая, неповторимая личность. Очень важно сохранить, не разрушить индивидуальность маленького человека, найти подход к каждому, учитывая возрастные и психологические особенности.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Формирование основ образного мышления.
Развитие творческих способностей.
Развитие художественного восприятия.
Задачи программы:
Научить видеть в окружающей действительности многообразие чувственных свойств предметов.
Научить элементарной художественной грамоте, художественному языку.
Научить понимать произведения искусства.
Поддержать интерес к изобразительному искусству.
Занятия с детьми строятся таким образом, чтобы происходила смена и чередование различных видов деятельности (рисование, аппликация, лепка)и видов восприятия(рассматривания, слушания, выполнения различных действий).
Учебный год включает в себя примерно 70-75 занятий, которые проводятся по 2 раза в неделю. Продолжительность каждого из них-45 минут.
Занятия предполагают использование литературных, музыкальных, изобразительных материалов, посещения выставочных залов музеев.
Программа по изобразительной деятельности состоит из трех блоков:
1.Изучаем язык изобразительного искусства.
2.Изучаем виды изобразительного искусства.
3.Изучаем жанры изобразительного искусства.
Учебный план.
1.Изучаем язык изобразительного искусства
Тема: ” Вот и лето прошло” (3часа).
Задачи: выявление знаний и навыков полученных раннее.
Задания: “Что бывает летом” ,”Любимая пора”.
2. Тема: ”Основные и составные цвета” (6 часов).
Задачи: изучение основных и составных цветов.
Задания: ”Цветы” ,”Радуга”.
3. Тема: “Дополнительные цвета” (6 часов).
Задачи: изучение дополнительных цветов.
Задания: ”Костер”, “Листопад”.
4. Тема: “Теплые и холодные цвета” (9 часов).
Задачи: изучение теплых и холодных цветов.
Задания: “Бабочки”, “Осенние листья”, “Принцессы’’.
5. Тема: ’’ Хроматические и ахроматические цвета’’ (3 часа).
Задачи: изучение хроматических и ахроматических цветов.
Задания: ’’Доброе царство’’, “Злое царство”.
6. Тема «Выразительность формы»(3 часа).
Задачи: изучение форм предметов, обращение внимания на значение фона , как единого целого с предметным миром.
Задания «Птицы». «Бабочка», «Печать листка», «Кляксография»
7. Тема «Свет и тень»(2часа).
Задачи: обучение первоначальным знаниям о свете и тени, собственная тень, силуэт.
Задания «Гармошка», «Выразительный силуэт».
8. Тема «Первоначальные сведения о перспективе»( 3часа).
Задачи: изучение прямой ,линейной перспективы, воздушной перспективы, понятие линия горизонта.
Задания «Дорога», «Сказочные замки», «Холмы».
9. Тема «Изучаем симметрию»(3 часа).
Задачи: что такое симметрия, выявляем ее роль в изображении.
Задания «Снежинки», «Ангел».
10. Тема «Ритм как средство выразительности».(3 часа).
Задачи: составление композиций, используя разные ритмы, линии.
Задания «Снегопад», «Метель».
11. Тема. «Изучение фигуры человека»(2 часа).
Задачи: умение изображать человека, передача движения.
Задания «Мой друг».
12. Тема. «Мир сказок и фантазий».(5 часов).
Задачи: развитие фантазии, воображения.
Задания «Моя любимая сказка», «Фантастическая страна».
13. Тема. «Эмоциональная композиция»(2 часа).
Задачи: при помощи геометрических форм и символики цвета создать свое настроение в картине, определить связь формы и цвета.
Задания «Музыка», «Настроение».
14. Тема. «Образы весны».(3часа).
Задачи: закрепление знаний о ритме как средстве выразительности.
Задания «Птицы», «Ручьи», «Дождь».
15. Тема. «Образное решение композиции «Город».(3 часа).
Задачи: используя раннее полученные знания о цвете, линии, объеме передать эмоциональное состояние в композиции на городскую тему.
Задания «Городская улица», «Мой двор».
2.Изучаем виды изобразительного искусства
1.Тема «Живописное решение цветка»(2 часа).
Задачи: изучение понятия «живопись», Создание своего цвета путем смешения нескольких красок.
Задания «Сказочный цветок».
2. Тема «Линия как средство выразительности в искусстве» (4 часа).
Задачи : умение использовать выразительные возможности линии
Задания «Веточка», «Море», «Лебедь .
3. Тема «Решение образа в объеме»(2часа).
4. Тема «Решение образа сказочного персонажа в объеме»(2 часа).
Задачи: закрепление знаний о создании объемных предметов в реальном пространстве.
Задания «Волшебник», «Принц», «Дед мороз».
5. Тема «Декоративно - прикладное искусство»(5 часов).
Задачи: изучение понятия «ДПИ».
Задания «Хохломская посуда», «Древний кувшин», «Птица счастья».
3. Изучаем жанры изобразительного искусства
1.Тема «Образы осени»(3часа).
a) Задачи: изображение осеннего леса по памяти и впечатлению.
Задания «Осенний лес», «Осеннее дерево».
б) Задачи: изучение красоты растительного мира, создание выразительного образа при помощи языка графики.
Задания «Сухие ветви».
2. Тема «Создание портретного образа» (3 часа).
Задачи: изучение мира человека, изучение общих сведений о работе над портретом
Задания «Мой друг» «Маска» «Чертик».
3. Тема «Праздничный натюрморт»(3 часа).
Задачи: изучение понятия «натюрморт», «рисовать с натуры».
Задания «Цветы на столе», «Мои игрушки».