Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 115»
Тема «Едим, плывём, летим»
группа комбинированного вида
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
5-6 лет
Учитель-логопед: Шугай Л.Ю.
Рязань
2018г.
Тема: Едим, плывём, летим.
Цель: Расширить и активизировать словарный запас по лексической теме: «Транспорт".
Коррекционно - образовательные задачи:
Упражнять в употреблении существительных в именительном падеже.
Формировать умение образовывать существительные множественного числа.
Закреплять умение образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
Упражнять в употреблении приставочных глаголов.
Продолжать учить детей построению простых предложений.
Коррекционно - развивающие задачи:
Учить находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими.
Активизировать в речи детей слова «воздушный», «наземный», «водный».
Проводить работу над речевым дыханием.
Упражнять в произнесении звукокомплексов с изменением силы голоса.
Развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать умение быть внимательным, доброжелательным, слушать ответы своих сверстников.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок о транспорте.
Использование современных образовательных технологий:
личностно – ориентированный подход; использование речи с движением; положительная мотивация детей
Оборудование: сюрпризный момент—герой почтальон Печкин, посылка, иллюстрации транспорта, руль, игрушка – автобус, макет улицы города, игра «Едем, плывём, летим».
Ход занятия:
Мы руками хлоп, хлоп, Раз – туда, два – туда,
Мы ногами топ, топ, Повернись вокруг себя.
Мы глазами миг, миг, Раз, два, раз, два,
Мы плечами чик, чик, Заниматься нам пора!
Логопед: Сегодня к нам в группу почтальон Печкин принёс посылку. Я посылку / что делаю? /открываю и картинки всем ребятам предлагаю. Посмотрите и расскажите, что изображено и что делает?
-- Это самолёт. Он летит. Это лодка. Она плывёт.
--Это вертолёт. Он летит. Это велосипед. Он едет.
--Это корабль. Он плывёт. Это автомобиль. Он едет.
Логопед:Как это всё называют одним словом?/транспорт/ Самолёт и вертолёт летит по воздуху, значит это какой вид транспорта? /воздушный/ Корабль и лодка плывут по воде, значит это какой вид транспорта?/водный/ Автобус и автомобиль находятся на земле, значит это какой вид транспорта?/наземный/
Пальчиковая гимнастика “Транспорт”.
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте)
Будем транспорт называть.
По земле пассажиров возят (сжимают и разжимают ладошки)
Машина, автобус и поезд
(вращают перед собой воображаемый руль)
Самолет идет на взлет
(поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями)
Корабль по воде плывет.
(соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль качается на волнах).
Логопед:Игра «Назови транспорт ласково»
Самолёт--- самолётик Лодка—лодочка
Вертолёт—вертолётик Велосипед--велосипедик
Корабль—кораблик Автомобиль—автомобильчик.
Логопед:Транспортных средств очень много. И мы сейчас поиграем в
игру « Один—много»
Самолёт—самолёты Лодка—лодки
Вертолёт—вертолёты Велосипед--велосипеды
Корабль—корабли Автомобиль—автомобили
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало?»
Ещё раз посмотрите на эти предметы, как они расположены, запомните их. Теперь закрыли все глаза и………… открываем. Чего нет? /нет самолёта, нет корабля и т.д./
Логопед:А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе?(Пассажирами). А я буду кем, если у меня руль? /Водителем/
Гимнастика для глаз «Автобус».
Мы в автобусе сидим, Щётки по стеклу шуршат
Во все стороны глядим. Все капельки смести хотят.
Внизу речка – глубоко, Колёса закружились
Вверху птички – высоко. Вперёд мы покатились.
Игровое упражнение “Едем в автобусе”
Прокатились мы на автобусе, а теперь посмотрим, куда он дальше отправится? Я начну рассказ, а вы мне помогайте, дальше продолжайте. /логопед во время рассказа сопровождает свои слова с действиями на макете/
- Автобус от остановки что сделал? (отъехал), к другой остановке что сделал?(подъехал). Затем на небольшую горку что сделал? (въехал или заехал) и мост что сделал?(проехал). На заправку что сделал? приехал).
Физкультминутка «Прокатились с ветерком»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу( голова прямо, вдох, повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх на облака(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, выдох)
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Машины наши верные и надежные помощники. И сейчас я превращаю вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом.
Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины”
(посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).