Конспект занятия по разделу Познание для детей подготовительной к школе группы.
Тема: «Душистый чай из русского самовара»
Цель:
Познакомить с процессом кипячения воды в самоваре, выяснить из каких частей он состоит.
Продолжать знакомить детей с русским самоваром.
Вызвать интерес к традициям русского народа.
Обобщать знания детей о народных традициях - приглашать в гости на чаепитие, готовить для гостей вкусные блюда.
Заинтересовать детей лепкой из теста.
Воспитание уважительного, заботливого отношения ко всем членам семьи, особенно к бабушкам.
Активизация словаря: камфорка, заварочный, «обваранки».
Материалы и оборудование: занятие проводится в музее ДОУ с использованием экспонатов музея.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с экспонатами музея. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Стоит толстячок, выставив бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит.
Дети. Самовар.
Вместе с детьми подходим к экспонату.
Воспитатель. В прошлые годы мы с вами узнали, что такое самовар. Кто из вас пил из него чай? Есть ли у вас дома самовар? Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей).
Самовар говорил о том, что в доме семейный уют, достаток. Его передавали по наследству, он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе. Сейчас в наших домах невозможно встретить самовары, их можно увидеть в музеях.
Воспитатель.
Послушайте стихотворение о самоваре Сергея Михалкова.
Что вы знаете про старый русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то жар, в нем бурлил когда-то пар,
В золотой, пузатый бок глухо бился кипяток.
Мы сегодня отмечаем, что за свой рабочий век
Напоил он крепким чаем миллионы человек.
Как вы думаете, что обозначают строки из стихотворения « В нем пылал когда-то жар», «В нем бурлил когда-то пар» (ответы детей).
Сейчас мы с вами рассмотрим из каких частей состоит самовар.
Рассматривание, уточнение что есть у самовара.
Что нам нужно сделать, чтобы вскипятить воду в самоваре? (предположения детей).
Рассказ воспитателя. Сначала наливаем воду, пустой самовар греть нельзя - расплавится. Закрываем крышку, посмотрите в ней отверстие. Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей). Обобщение – отверстия нужны для выхода пара.
Внутри самовара имеется топка (рассматриваем с детьми). Туда ложим вот такие угли (показываю угли), но угли должны быть горячими, поэтому в самовар кидали горячую лучину. Но мы в детском саду не используем лучину и горящие угли.
Для того чтобы угли стали раскаленные нужно было раздувать их сапогом.
Показываю как это делается, несколько детей пробуют раздувать сапогом. Как вы думаете, для чего нужны горящие угли в самоваре? (Ответы детей).
Правильно, от горящих углей вода в самоваре начинала нагреваться и закипала. У самовара была важная роль-кипячение воды и подача к чайному столу.
Посмотрите, сверху у самовара есть камфорка . На нее ставят заварочный чайник. Он находится в тепле, настаивается. ( Камфорка и заварочный - хоровое и индивидуальное повторение). Рассматриваем кран самовара, из которого льется вода. Дети пробуют открыть и закрыть кран самостоятельно. Что вы еще заметили? (ответы детей). Обобщение - правильно, у самовара есть еще ножки, ручки. Держа за эти ручки переносят самовар с места на место.
Сюрпризный момент. Появляется бабушка. Здоровается с детьми.
Бабушка. Большое вам спасибо, дети, за то, что заглянули ко мне в гости.
Есть в музее нашем дивном замечательный товар
Вот стоит он очень важный этот старый самовар.
Воспитатель. Бабушка, наши дети знают стихи, но можете ли Вы назвать пословицы и поговорки о чае, самоваре. А дети нам объяснят, что это они обозначают.
Бабушка.
Если хворь с кем приключится - чаем можно полечиться.
Чай в жару нас освежает и в морозы согревает.
Чай здоровью лучший друг.
Выпей чайку - забудешь тоску.
Пей чай-удовольствие получай.
Чай пьешь - до ста лет проживешь. (ответы детей)
Бабушка.Мне больше всех нравятся такие:
Чай крепче - если он с лучшим другом разделен.
И еще одна - Коль чаем угощают – значит уважают.
Спасибо, дети, что пришли ко мне в гости. Мне очень скучно одной. Может, вы меня развеселите, порадуете? Очень я люблю частушки, была бы рада, если бы вы спели их.
1 реб. Дети поют частушки.
Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
2 реб. Самовар пыхтит, искрится щедрый, круглый, золотой
Озаряет наши лица он своею добротой.
3 реб.Что за чай без самовара, без душистого завара,
Без крутого кипятка, без угарного дымка?!
4 реб. На столе у нас пирог, пышки и ватрушки,
И поем мы под чаек чайные частушки.
Бабушка.
Хотела вас пригласить на чаепитие, но сначала прошу вас помочь испечь вкусную выпечку. О том, что мы будем выпекать, вы узнаете, отгадав загадки.
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, всем на загляденье…
Ну и объеденье! (бублик)
Маленькое, сдобное колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем. ( баранки)
Бабушка.Молодцы, отгадали. Скажите, чем отличается бублик от баранки?
Ответы детей.
Воспитатель. Бублики, баранки издавна являлись традиционным лакомством в праздники и будни.
Бабушка. Баранки раньше назывались обваранками, потому, что перед тем как отправить в печь скрученное в колечко тесто обваривали кипятком. Их покупали и пекли сами, привозили с ярмарки как гостинец, для детей они были лакомством.
Воспитатель. Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка чая была украшением любой беседы, встречи. Застолье было с самоваром, баранками, сушками, вареньем.
Бабушка предлагает детям слепить из теста баранки. После окончания работы все вместе идут на чаепитие.
Бабушка благодарит детей за экскурсию и говорит: «Тот, кто пробовал чай из настоящего русского самовара убедился в том, что чай из самовара намного вкуснее.»