Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№11 «Катюша» г. Воркута
Конспект подгруппового
логопедического занятия по формированию лексико – грамматических средств языка для детей старшей группы с ОНР
Составила:
учитель – логопед
Фомичёва Е.А
Тема: «В гостях у Зимушки - зимы».
Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование уменьшительно – ласкательной формы существительных и прилагательных при помощи суффиксов.
Задачи:
1. Закреплять представления о зиме и её приметах.
2. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Зима».
3. Совершенствовать грамматический строй речи, учить подбирать однокоренные слова.
4. Развивать диалогическую речь; зрительное внимание и восприятие, память, мышление.
5. Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества.
6. Формировать правильное отношение к объектам природы.
Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками, демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика, карточка с изображением частей снеговика, магнитофон.
Ход занятия.
1. Приветствие. Организационный момент. Дети собирают общую разрезную сюжетную картинку.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Сообщение темы занятия.
- Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке – зиме.
2. Игра «Художник».
- Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину. На столе разложены предметные и сюжетные картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.
3. Игра «Кто больше слов придумает».
- Дети, без чего не бывает зимы?
- Какой бывает снег?
Подумай, называй. Своё словечко быстро снежинкой отмечай!
Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку. (белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)
-Что делает снег?
Попробуй сказать. Все стрелочки – действия прошагать.
На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово – действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)
4. Слова – антонимы.
- Давайте одеваться на прогулку и поиграем в игру «Закончи предложение».
У меня большие перчатки, а у вас маленькие … перчаточки.
Длинные сапоги - …
Тонкий свитер -…
Широкий шарф - …
Чёрные валенки - …
Сухие варежки - … и т.д.
5 Физминутка.
Музыкально – речевая игра «Прилетел ветерок» (муз. Г. Вяхирева).
Прилетел ветерок, прилетел на денёк.
Нас погладил ласковой рукой.
Оглянулся вокруг, улыбнулся и вдруг
Закружился в пляске озорной.
А мы надели лыжи и встали на коньки.
Играем, играем в пушистые снежки.
6. Упражнение «Узнай по частям».
На наборное полотно вывешивается карточка с изображением снеговика.
- Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?
7. Игра «Составь снеговика».
Логопед помещает на доске снеговика.
- Дети, у вас на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.
8. Упражнение «Большие и маленькие».
- Чем отличаются снеговики?
- Я буду говорить, что у большого снеговика, а вы про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково.
У большого снеговика красный нос. У маленького снеговика красненький носик.
Чёрные глаза; лохматая метла; зелёное ведро; длинный шарф; синие рукавицы; красные пуговицы; серые валенки; весёлые глаза.
9. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
- Зимой всё вокруг покрыто белым, пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом. (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …(снег).
С неба всё скользят пушинки – серебристые …(снежинки).
На посёлок, на лужок всё снижается …(снежок).
Вот веселье для ребят – всё сильнее …(снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …(снежки).
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка –эта девочка - …(Снегурка).
На снегу-то посмотри – с красной грудкой …(снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).
10. Итог занятия, оценка деятельности детей.