Мастер-класс
«Развивающие игры - своими руками»
Цель: вовлечь родителей в организацию развивающей среды для ребёнка в домашних условиях своими руками.
Ход мастер класса:
1. Теоретическая часть.
Добрый день уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о дидактических играх. Особое место среди дидактических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц домов, из специальных наборов геометрических фигур. Наборы при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны и детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Игра "Танграм" - одна из таких игр. Танграм” часто называют “Головоломкой из картона”, «Геометрический конструктор», математический конструктор. Она способствует развитию мышления, творческой инициативы, смекалки. Когда ребенок собирает что-то из фигур «Танграма», у него задействованы оба полушария мозга. Для того, чтобы что-то собрать необходимо сначала представить, вообразить себе этот объект, а затем, уже, используя логическое мышление, нужно разложить имеющиеся фигуры в соответствии со своей задумкой. Или может быть вариант, когда ребенок собрал объект из «Танграма», а затем уже, смотря на него, думает на что это похоже, т.е задействует воображение. А как мы знаем, воображение – это функция правого полушария мозга, а логическое мышление – функция левого. Таким образом, мы видим, какое огромное значение для развития имеет такая маленькая и на первый взгляд незамысловатая игрушка.
Используя все 7 частей игры, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам и по собственному замыслу. Успешность освоения игрой зависит от сенсорного развития детей. Дети должны знать не только название геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно – двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
2. Мастер - класс по изготовлению развивающей игры «Танграм»
А теперь давайте попробуем сделать игру «Танграм» своими руками. Для ее изготовления нам понадобится двусторонний цветной картон, линейка, карандаш, ножницы.
Приступаем к работе:
На картоне чертим квадрат со стороной 8 см.
8см
Проводим диагональ из верхнего правого угла в левый нижний.
Диагональ делим на четыре равные части.
Правую и нижнюю стороны квадрата делим пополам.
Соединяем точки. Получился средний треугольник.
Из верхнего левого угла опускаем перпендикуляр. Получилось два больших треугольника.
Соединяем точку на диагонали с точками на правой стороне. Получились две фигуры квадрат и маленький треугольник.
Осталось соединить точку на диагонали с точкой на конце перпендикуляра. Получится маленький треугольник и параллелограмм. Наша игра готова. Молодцы!
Разрезаем квадрат.
- А теперь предлагаю вам самим выполнить детские игровые задания.
Вот несколько самых популярных игровых заданий:
Молодцы!
Предложить родителям рассказать об опыте воспитания детей дома, а именно: об играх, в которые играет ребенок дома, о руководстве детской игрой, о принципах выбора той или иной игры.
3. Подведение итогов семинара – практикума.
Литература
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Кн. Для воспитателей детского сада – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение. 1990
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н., Наглядная геометрия. – Москва. 1995.
М.Фидлер «Математика уже в детском саду – М.: Просвещение. 1981г.