Пояснительная записка
Программа по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности «Мир красок» составлена в соответствии с основными положениями об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования.
Направленность программы. Данная программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
Актуальность. Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребенка – уверенность в себе, эмоциональное чувство защищенности. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
Программа является эмоционально-развивающей.
Цели программы:
- формирование психологического здоровья детей;
- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Ожидаемые результаты:
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
-снижение эмоциональной тревожности;
-повышение самооценки;
-развитие самосознания;
-развитие коммуникативных навыков;
Участники программы: дети 3-4 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.
Срок обучения: 8-9 занятий в месяц, 56 занятий в год.
Приемы выполнения работ детьми
- объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается; - пальцевая живопись - рисование на мокрой бумаге - волшебный рисунок - монотопия - «живая» капля - коллаж
- оттиск
- смешивание красок
- набрызг
- граттаж
- пальчиковая живопись
- рисование нитью
- рисование мыльными пузырями
- рисование поролоном
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности
Тема | Техника | Цель | Материалы | |
1 | Отпечатай листик | ОКТЯБРЬ Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья |
2 | Украшение чашки | Оттиск пробкой, печать по трафарету | Учить украшать чашку простым узором, используя печатанье и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки |
3 | Ветка рябины в стакане | Пальчиковая живопись | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать ветку и листья рябины. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки |
4 | Осенние цветы | Печать клише | Закрепить умения делать отпечатки ладони, работать в технике печать клише, делать оттиск печатками из пенопласта, картофеля и дорисовывать знакомые предметы. Развивать воображение, творчество. | Широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки, кисти, печатки из картофеля, пенопласта |
5 | Грибы в лукошке | Ладошками | ||
6 | Ваза для цветов | Оттиск печатками из пенопласта, картофеля | ||
7 | «Кот – серый лоб, козел да баран» | Рисование эпизода с помощью штампа поролоновых геометрических фигурок | Познакомить с методом рисования с помощью штампа | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки |
8 | Тычок жесткой кистью НОЯБРЬ | Совершенствовать умения данной техники. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата | |
1 | «Коза-дереза» | Метод «живой» капли | Изобразить одного из героев сказки | Краски, бумага |
2 | «Пузырь, Соломинка и лапоть» | Свеча + акварель | Познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти |
3 | Осенняя березка | Акварель, карандашная стружка | Акварель, бумага, карандашная стружка, клей | |
4 | Подсолнух | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании стебель и листья у подсолнуха. Закрепить умения украшать предметы, используя печатанье | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки |
5 | Осенний ковер | Оттиск пробкой, пальчиковая живопись | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки | |
6 | Сбросило дерево листву | Монотипия предметная | Развивать интерес к смешиванию красок. Пользоваться выразительными средствами. Развивать фантазию, воображение Познакомиться с графикой | Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель |
7 | Ветер | Черно-белый граттаж, грунтованный лист | Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст.л. туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом | |
8 | Мой дом | Печать пенопластом ДЕКАБРЬ | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта | |
1 | Портрет зимы | Восковые мелки + акварель | Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие. | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркер |
2 | Черный маркер + акварель | |||
3 | Елочка | Оттиск поролоном | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции. Закрепить холодные цвета | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона |
4 | «Сказка про Ивасика» | Метод волшебного рисунка | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы | |
5 | Снеговик | Комкание бумаги, скатывание | ||
6 | Укрась елочку | Любая | Развивать моторику Учить работать в коллективе Закрепить холодные цвета | Все имеющиеся в наличии |
7 8 | Зимний пейзаж со снеговиком | Мятая картина ЯНВАРЬ | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага | |
1 | Елочные игрушки | Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, восковые мелки, пробки |
2 | Снег идет | Свеча + акварель | Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти |
3 | Необычное пятно (по замыслу) | Кляксография обычная | Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок. | Бумага, тушь либо разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для коктейля) |
4 | «Мудрый совет» ( по сказке В. Зотова) | Мокрая бумага | ||
5 | Звездная ночь | Набрызг | Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом. | Бумага, гуашь, зубная щетка, расческа |
6 | «Принцесса на горошине» ( по сказке Г.Х. Андерсена) | Мокрая бумага | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии |
7 | Мое родное село | Оттиск поролоном | Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, кусочки поролона |
8 | Утренний лес | Монотипия, печать мятой бумагой Февраль | ||
1 | Укрась шарфик | Печать по трафарету, пальчиковая живопись | Вырабатывать у детей силу нажима Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
2 | Мой воспитатель | Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст.л. туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом, сангина, черный маркер |
3 | ||||
4 | Укрась свитер | Тычок жесткой кистью, печать различными печатками | Развитие моторики Учить создавать композицию на листе Закрепление основного цвета Регулировать нажим | Жесткая кисть, гуашь, бумага |
5 | Галстук для папы | Печать по трафарету | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки | |
6 | Мой папа | Сангина | Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы. |
7 | Как я вырос за год | Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер МАРТ | ||
8 | ||||
1 | Открытка для моей мамы | Ладошки, печать по трафарету | Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях. Развивать фантазию. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки |
2 | Два клоуна | Обрывание | Учить новой изобразительной технике. Учить создавать композицию на листе Закрепление основного цвета Регулировать нажим | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны |
3 | Лицо моей мамы | Рисование макаронами | ||
4 | Милой мамочки портрет | Рисование нитками | ||
5 | Платье, сарафан для моей мамы | Живопись по – мокрому | Акварель, кисти, бумага | |
6 | Печать-клише | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта | ||
7 | Рисуем мыльными пузырями | Мыльные пузыри | Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение. | Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля |
8 | Золотая рыбка | Рисование фигурными макаронами АПРЕЛЬ | Фигурные макароны, бумага, клей, кисть | |
1 | Звезды и кометы | Обрывание | Создание аппликативных картин на космическую тему. Совершенствование обрывной техники. | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага |
2 | Петушок | Ладошками | Упражнять в печати мятой бумагой. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. | Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы, салфетки |
3 | Цыплята | Комкание бумаги или обрывание | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага | |
4 | Ежик в лесу | Печать мятой бумагой | ||
5 | Осьминожка | Ладошка | ||
6 | Курочка | Ладошками, пальчиковая живопись | ||
7 | Мышка и карандаш | Мелки + акварель | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. | Восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти |
8 | Вылупился из яйца цыпленок | Рисование нитками | Освоить новую технику рисования – рисования нитками | Клей, бумага, разноцветные нитки, кисть |
Структура содержания организованной образовательной деятельности