Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Северяночка»
Сундучок потешек
Руководитель:
Калужских Татьяна Евгеньевна
ЗАТО Александровск
2018 г.
Паспорт проекта
Тема «Сундучок потешек»
Вид: групповой
Тип проекта: практико- ориентированный
По продолжительности: краткосрочный
Сроки проведения: январь 2018
Участники: дети ранней группы, родители, воспитатели
Актуальность проекта обусловлена необходимостью приобщения детей с ранних лет к традиционному русскому фольклору.
Ребёнок приходит в мир… Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми.
Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двухсторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарёв, С. А. новосёлов, Н. М. Анорина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что значение законов развития эмоциональной и психической жизни ребёнка позволяет грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно – образное мышление и воображение, развивается речь.
В последние годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжение многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песни, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё.
В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.
Таким образом, важность и необходимость приобщения детей с ранних лет к традиционному русскому фольклору и создание целенаправленной и систематической работы по формированию у детей потребности и интереса к потешкам, привели к выбору темы проекта.
Цель: развитие интереса детей к русскому фольклору(потешки), создание условий для активного использования потешек в различных видах деятельности, привлечение родителей к совместному творчеству с детьми .
Задачи:
Повышать интерес детей ранней группы к устному народному творчеству;
Обучать родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других режимных моментах;
Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.;
Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки;
Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком;
Развивать традиции чтения в семье;
Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей раннего возраста через устное народное творчество;
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, вызвать желание участвовать в жизни группы ( театрализованная деятельность, выставка рисунков).
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с малыми формами фольклора (потешки, заклички, пестушки и др.);
Повысится интерес и эмоциональная отзывчивость детей к устному народному творчеству, они станут использовать в своей речи потешки, поговорки, загадки;
Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас;
Повысится интерес родителей к использованию малых фольклорных форм в речевом развитии детей дома;
Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям;
Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях с детьми в группе.
Этапы проекта
1 этап - Предварительный:
-разработка проекта, комплексно-методического плана по теме «Сундучок потешек»;
-подбор художественной литературы с малыми формами фольклора;
-подбор иллюстраций к потешкам;
- подбор различных видов театров;
-работа с родителями: порекомендовать чтение потешек;
- информационный материал в родительский уголок «Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста».
2 этап - Основной:
- чтение малых форм фольклора в разных видах деятельности, во время режимных моментов;
- рассматривание иллюстраций к потешкам, закличкам идр.;
- слушание потешек в аудиозаписи;
-использование настольного театра, театра Би-Ба-Бо, театра на фланелеграфе, пальчикового театра при чтении малых форм фольклора;
-разучивание потешек с детьми:
3 этап- Заключительный:
- выставка рисунков «Сундучок с потешками».