Занятие №2
«Мой образ»
Цель: Сформировать у участников представление о самом себе как о личности, расширить знания о себе и других, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
Ход занятия
1. Приветствие.
Цель: создание позитивного настроя на совместную работу.
Инструкция: ведущие спрашивают участников, с каким настроением пришли на занятие?; что нового произошло?
2. Упражнение «Передай мяч»
Цель: закрепление положительного настроя участников по отношению друг к другу.
Инструкция: Участники группы остаются сидеть в кругу. Ведущий предлагает передавать мячик друг другу, чтобы он побывал в руках у каждого. При этом следует передавать его каждый раз новым способом, повторяться нельзя.
3.Притча «Истина».
Притча «Истина»
Когда-то люди верили, что есть не один, а много богов. Однажды боги решили создать Вселенную: создали звезды, солнце, моря, горы, Человека и Истину. Однако встал вопрос о том, куда спрятать эту Истину, чтобы человек ее не смог отыскать.
- Давайте спрячем ее на далекой звезде, - сказал один из богов.
- А давайте на высокой горной вершине, - предложил другой.
- Нет, давайте положим ее на дно глубокой пропасти, - сказал третий.
- Может, спрячем ее на Луне? А мудрый Бог сказал:
- Нет, мы спрячем истину в сердце человека. Тогда он ищет ее во всей вселенной, не зная, что постоянно носит в себе.
Вопросы для обсуждения:
- О чем эта притча?
- Как вы думаете, что такое Истина?
- Зачем боги все-таки решили спрятать Истину в сердце человека?
Резюме ведущего: Истина-это то, ради чего живет человек, знание о том, как побороть зло. Каждый из нас - это маленькая Вселенная, это какая-то Истина. Мы можем найти Истину, если заглянем в себя, изучим себя. Предлагаю сделать это - поискать свою истину.
4. Упражнение «Кто я?»
Цель: способствовать самоанализу подростков, развитию самораскрытия, самопознания, прояснение «Я-концепции», обучение навыку анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.
Необходимый материал: лист бумаги и ручка для каждого участника
Ход упражнения: У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?».
Участникам предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову.
Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой).
В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.
При обсуждении результатов упражнения можно обратить внимание на следующие аспекты:
повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
совпадают или не совпадают «Я-концепция» и представления других об этом человеке;
из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т.д.
5. Упражнение «Мое имя – мой характер»
Цель: Повышение уровня внутригрупповой работоспособности.
Инструкция: Каждому участнику выдается лист бумаги, на которой они записывают свое имя вертикально и затем от каждой буквы написать свою черту характера. Затем все зачитывают по очереди.
Материал: лист бумаги, формата А4 для каждого участника, фломастеры
6. Упражнение «Волшебные ладошки».
Цель: Определение уровня принятия себя и уровня личностной осознанности.
Инструкция: Каждому участнику раздается лист бумаги и карандаш. Ведущий предлагает обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению воспитанника, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем ведущий собирает листки и передает их участникам другой команды, и ребята по этим мини-портретам должны, угадать о каком человеке идет речь.
Материал: лист бумаги, формата А4 для каждого участника, ручки.
7. Упражнение “ Учимся ценить индивидуальность”.
Цель: Осознание своей индивидуальности, неповторимости личности.
Инструкция: Каждому участнику раздается лист бумаги. Ведущий дает следующую инструкцию: Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
Материал: лист бумаги, формата А4.
8.Упражнение «Запоминание позы»
Цель: развить у участников наблюдательность по отношению к другим людям.
Ход упражнения: Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников в первозданном виде. Иногда при выполнении этого упражнения участники объединяются в подгруппы и строят настоящие «живые скульптуры».
Вопросы для обсуждения:
Какие характеристики позы было легче запоминать?
Что за изменения в первую очередь бросались в глаза?
9.Шеринг
Цель: выяснить степень удовлетворенности участников тренингом, получить отзывы, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение