Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер – класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на примере использования синквейнов»

1. Демонстрация опыта работы по данной проблеме (теоретическое обоснование и практическая направленность). 2. Составление синквейнов на основе данных правил.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МОБУ Явгильдинская ООШ

МР Караидельский район

Республики Башкортостан

Мастер – класс по теме

«Развитие творческих способностей учащихся на примере использования синквейнов»

учителя русского языка и литературы Файзуллиной З.А.

Мастер – класс «Развитие творческих способностей учащихся на примере использования синквейнов»

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Развивать творческие способности? Что это значит?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе ее присутствие. Задача учителя – развивать творческие силы в каждом ученике.

В творчестве происходит слияние ребенка с его делом, если оно захватывает и увлекает. В высший момент творчества этот ребенок поглощен полностью предметом труда.

Если однажды учитель сумел пробудить такое состояние, не сможет забыть этого ребенок, потому что такой труд – наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.

Надо заставить детей задуматься над вопросами, интересными для них и одновременно важными для духовного становления личности ребенка. Кажется, просто. Но учителя – словесники знают, что это далеко не просто. С одной стороны, я работаю в национальной школе, где русский язык не является родным, а с другой стороны, практика показывает: уроки русского языка, к сожалению, не относятся к числу самых любимых... Хотя основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остается слово – слово учителя, слово писателя. По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор формы воздействия дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью. Урок, в отличие от внеурочной формы обучения, форма деятельности, в которой время - дирижер, и одновременно урок – это творчество.

На представлении педагогического опыта я показала развитие творческих способностей на примере исследовательской работы. А сегодня хочу остановиться ещё на одном направлении развития творческих способностей – составление синквейнов. Это понятие новое, а мы почему – то боимся нового. Методика составления таких стихов показалась мне интересной, помогает развитию творческих способностей школьников. Когда дети впервые услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: “Разве это стихи?” Оказывается, да – и мы решили попробовать.

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Она

Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Интересная, фантастическая

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает

Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученье – свет, неученье – тьма

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга Она –Интересная, фантастическая.Рассказывает, развлекает, воспитываетУченье – свет, неученье – тьмаКнига.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

Синквейны

Легки и затейны.

Плетут, расшивают и нижут…

В рисунке их и настроенье

Кусочек Парижа.

Такой вид творческой деятельности можно давать на разных этапах урока. Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока даёт синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.

…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идёт восприятие школьниками нового материала. Это быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изученной темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при деятельном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

После изучения творчества поэтов «серебряного века» ученики написали синквейны, сравнивая их:

Есенин

Поэт

Вспоминающий, страдающий.

Любит, страдает, верит.

Очень любит свою страну.

Патриот (Лель).

Маяковский

Поэт

Чувственный, страстный.

Творит, любит, борется.

Он пытается изменить мир.

Борец, Человек!

Синквейны можно использовать, например, в курсе географии. После изучения темы «Почва» ученик написал такой синквейн:

Почва

Глинистая или песчаная,

Чернеет, краснеет, вымывается.

В ней главное – перегной.

Кормилица.

В 3 классе на уроке природоведения после изучения темы «Дикие животные» получился такой шедевр:

Медведь

Бурый, косолапый.

Переваливается, спит, плавает,

Зимой спит в берлоге.

Млекопитающее.

Химики составили следующий синквейн:

Химия

Органическая, неорганическая.

Открывает, изучает, превращает,

Очень сложный предмет

Наука.

Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Интересными получились синквейны шестиклассников:

Школа Единственная, родная.Обучает, воспитывает, помогает.Там самые лучшие учителя, Нужна каждому.

Она Веселая, пушистая.Играет, ест, спитОна лучше десяти собакКошка Муся

Она Красивая, любящая.Учит, читает, играетВек живи – век учись,Наша учительница.

ОнаЛасковая, красивая.Заботится, воспитывает, любит.Без нее жизнь не милаМама.

Теперь я предлагаю Вам немного почувствовать себя в роли учеников. Прочитаю синквейны, а Вы должны определить, что это такое.

Он (учитель)

Добрый, мудрый.

Учит, переживает, надеется.

Понимает проблемы своих учеников.

Наставник, друг.

Он (отпуск).

Светлый, незабываемый.

Отдыхаем, расслабляемся, любим.

Счастливое время, желанное для всех.

Счастье.

Они (ученики)

Шумные, активные.

Учатся, занимаются, познают.

Без труда не выловишь рыбку.

Подопечные.

Она (мама)

Добрая, ласковая.

Любит, учит, понимает.

Она хороший друг.

Семья.

Грей, «Алые паруса»

Он

Добрый, благородный.

Сбегает, путешествует, влюбляется.

Был счастлив, сотворив чудо своими руками.

Герой.

Он (ребёнок)

Балованный, маленький.

Плачет, требует, хохочет.

Дети – цветы жизни.

Чудо.

Он (дом)

Родной, тёплый.

Согревает, защищает, оберегает.

В гостях хорошо, а там – лучше.

Семья.

Спасибо, хорошо.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во – первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго, отбирая самые ценные идеи.

Теперь представим, что у нас две группы. Попробуйте составить синквейны на темы «Конкурс «Учитель года», времена года.

Конкурс

Интересный, познавательный.

Учит, помогает, развивает.

Терпенье и труд всё перетрут.

«Учитель года».

Конкурс

Умный, захватывающий.

Развивает, обогащает, поощряет.

Где ум - там и толк.

«Учитель года».

Осень

Поздняя, холодная.

Дождит, листопадит, усыпляет.

Готовит природу к скорой зиме.

Время года.

Весна

Солнечная, долгожданная.

Волнует, возбуждает, будоражит.

Тогда все люди красивы.

Любовь!

Не правда ли, занятно получается. Развлекаться таким сочинительством легко, весело и полезно. Речь развивается, сложные понятия усваиваются, отношение к чему-либо осознается. Детей полезно научить писать синквейны. С их помощью, например, можно закреплять сложные термины. Тогда можно не занудно учить да пересказывать, а устроить соревнование на лучшего сочинителя синквейнов.

В обыденной жизни синквейн можно использовать в качестве развлечения, приносящего и пользу и удовольствие. Например, на дне рождения гости могут подарить имениннику индивидуальное или групповое сочинение, в котором человек сможет увидеть себя со стороны, понять, как его воспринимают окружающие люди.

Итак, вы убедились, что поэтом стать легко. Хоть и доступен будет всего один жанр, но и в нём можно дойти до совершенства!

Данный вид работы развивает воображение, которое служит познанию мира и его творческому преобразованию. И если найден общий язык, то ребята обязательно отзовутся и поймут, что являются не просто пассажирами, а членами команды общечеловеческого корабля. Именно поэтому я хочу закончить свою работу словами Антуана де Сент–Экзюпери: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля».

Литература

1. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.: Педагогика, 1982.2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.3. Газеты «Первое сентября», «Русский язык», «Литература».4. Суворова Екатерина. Мне снятся свечи. «Литература», № 31/1994.5. Соловейчик С.Л. Пушкинские проповеди. «Первое сентября», 1992–1995.6. Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Русский язык для школьников 5–9-х классов. М.: Дрофа, 1995.7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1991.8. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. М.: Владос, 1996.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области