Изучение географической номенклатуры
«Карта-язык географии», а чтобы этот язык понимать, надо знать географическую номенклатуру. Изучение номенклатуры, это прежде всего, запоминание названий географических объектов, их местоположения на карте.
Работа по изучению номенклатуры начинается с первых уроков географии и большую роль в этом играет самостоятельная работа учащихся. При этом запоминание объектов основывается на механическом заучивании по определенной карте, что ведет к трудностям при показе на картах иного масштаба или проекции.
Прежде всего ученик должен услышать правильно, чётко произнесённое учителем название, найти название на географической карте, правильно писать и свободно произносить его. При этом необходимо уделять внимание на правильное написание (Северный Ледовитый) и постановку ударения (Анхель или Анхель, Катар или Катар, Атлас или Атлас).
Запоминание номенклатуры будет более эффективным, если учащиеся будут знать о происхождении названия, о том, что оно обозначает или особенность этого объекта. Например, Гренландия - зелёная страна, Шпицберген - острые вершины, Титикака - самое большое высокогорное озеро, Сахалин - самый большой остров России.
Важно на карте объект не просто показывать, а уточнять его положение на материке, относительно других объектов. Например: Уральские горы вытянуты в меридиональном направлении с севера на юг от Карского моря до гор Мугоджары восточнее Восточно-Европейской и западнее Западно-Сибирской равнины. Таким образом, мобилизуется и зрительная, и слуховая, и мускульная память ребенка, формируется знание номенклатуры.
Необходимо найти объект на картах, выполненных в другом масштабе и других проекциях, на глобусе. Контроль усвоения можно провести, используя контурную карту.
При систематической работе с картой учащиеся не только запоминают названия и местоположение объектов, но и учатся представлять себе мысленный образ карты.
В своей работе я применяю разнообразные формы и приёмы изучения географической номенклатуры. Особое внимание уделяю заданиям, направленным на классификацию географических объектов.
Например: соотнести острова и океаны, в которых они находятся:
остров | океан | |
Пасхи | Индийской | |
Мадагаскар | ||
Исландия | Северный Ледовитый | |
Гренландия | ||
Шри-Ланка | Атлантический | |
Сахалин | ||
Врангеля | Тихий |
«Белая ворона» на исключение лишнего объекта:
Конго, Амазонка, Виктория, Миссисипи, Нил
Аконкагуа, Косцюшко, Эльбрус, Джомолунгма, Килиманджаро
Алтай, Бырранга, Кавказ, Путорана, Сихотэ-Алинь
Карелия, Якутия, Коми, Мордовия, Татарстан
С удовольствием учащиеся ищут «потерянные» объекты на карте:
Составляют и отгадывают загадки на определение объекта по описанию; находят ассоциации с формой объекта: «итальянский сапог», «обская туфелька», «скандинавский тигр», «виноградная кисть», «сахалинская рыбка»; «именные объекты»: река Лена, хребет Черского, остров Врангеля, пролив Литке, Берингово море, мыс Челюскин и др.
Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов:
Если через океан Панама – столица,Плыть к другому берегу И шляпа – панама.Попадёшь на материк В панамах гуляютЮжная Америка. Ребёнок и мама.А на том материке Для тех,Есть глубокая река, Кто в ПанамеИз известных в мире рек Ещё не бывал,Самая широкая. Прорыт по Панаме
Панамский канал.
Коварная, лихая, сумасбродная,У тебя, краса-река,
Родная дочь Байкала-старика,Женское обличье,
Ты по тайге меж гор течешь, Даже имя у тебя
Свободная, могучая сибирская река.Нежное, девичье.
А вы знаете, что где-тоВдали вулкан дымится,Круглый год – зимой и летом –Над сопками туман.Океан укрыт от светаЗдесь Родины граница,Толстым белым слоем льда?Здесь Тихий океан.
Занимательные вопросы и задания, викторины, развивающие и познавательные игры, тренажеры помогают формировать знания географической карты позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.
Список литературы
Душина И.В. Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М: Арктика, 1996.
Единый государственный экзамен: география: контрольно–измерительные материалы:2008. М, Просвещение, СПб, филиал издательства “Просвещение”, 2008, 122 с.
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов, М. “Просвещение”. 1997, 144 л.
Интернет – ресурсы:
Методическое письмо МО РФ “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе” .