Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Изучение географической номенклатуры

Рассмотреть значение, приёмы и методы изучения географической номенклатуры в школе, поделиться опытом своей работы по данной тематике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Изучение географической номенклатуры

 «Карта-язык географии», а чтобы этот язык понимать, надо знать географическую номенклатуру.  Изучение номенклатуры, это прежде всего, запоминание названий географических объектов, их местоположения на карте.

Работа по изучению номенклатуры начинается с первых уроков географии и большую роль в этом играет самостоятельная работа учащихся. При этом запоминание объектов основывается на механическом заучивании по определенной карте, что ведет к трудностям при показе на картах иного масштаба или проекции.

Прежде всего ученик должен услышать правильно, чётко произнесённое учителем название, найти название на географической карте, правильно писать и свободно произносить его. При этом необходимо уделять внимание на правильное написание (Северный Ледовитый) и постановку ударения (Анхель или Анхель, Катар или Катар, Атлас или Атлас).

Запоминание номенклатуры будет более эффективным, если учащиеся будут знать о происхождении названия, о том, что оно обозначает или особенность этого объекта. Например, Гренландия - зелёная страна, Шпицберген - острые вершины, Титикака - самое большое высокогорное озеро, Сахалин - самый большой остров России.

Важно на карте объект не просто показывать, а уточнять его положение на материке, относительно других объектов. Например: Уральские горы вытянуты в меридиональном направлении с севера на юг от Карского моря до гор Мугоджары восточнее Восточно-Европейской и западнее Западно-Сибирской равнины. Таким образом, мобилизуется и зрительная, и слуховая, и мускульная память ребенка, формируется знание номенклатуры.

Необходимо найти объект на картах, выполненных в другом масштабе и других проекциях, на глобусе. Контроль усвоения можно провести, используя контурную карту.

При систематической работе с картой учащиеся не только запоминают названия и местоположение объектов, но и учатся представлять себе мысленный образ карты.

В своей работе я применяю разнообразные формы и приёмы изучения географической номенклатуры. Особое внимание уделяю заданиям, направленным на классификацию географических объектов.

Например: соотнести острова и океаны, в которых они находятся:

остров

океан

Пасхи

Индийской

Мадагаскар

Исландия

Северный Ледовитый

Гренландия

Шри-Ланка

Атлантический

Сахалин

Врангеля

Тихий

«Белая ворона» на исключение лишнего объекта:

Конго, Амазонка, Виктория, Миссисипи, Нил

Аконкагуа, Косцюшко, Эльбрус, Джомолунгма, Килиманджаро

Алтай, Бырранга, Кавказ, Путорана, Сихотэ-Алинь

Карелия, Якутия, Коми, Мордовия, Татарстан

С удовольствием учащиеся ищут «потерянные» объекты на карте:

Составляют и отгадывают загадки на определение объекта по описанию; находят ассоциации с формой объекта: «итальянский сапог», «обская туфелька», «скандинавский тигр», «виноградная кисть», «сахалинская рыбка»; «именные объекты»: река Лена, хребет Черского, остров Врангеля, пролив Литке, Берингово море, мыс Челюскин и др.

Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов:

Если через океан Панама – столица,Плыть к другому берегу И шляпа – панама.Попадёшь на материк В панамах гуляютЮжная Америка. Ребёнок и мама.А на том материке Для тех,Есть глубокая река, Кто в ПанамеИз известных в мире рек Ещё не бывал,Самая широкая. Прорыт по Панаме

Панамский канал.

Коварная, лихая, сумасбродная,У тебя, краса-река,

Родная дочь Байкала-старика,Женское обличье,

Ты по тайге меж гор течешь, Даже имя у тебя

Свободная, могучая сибирская река.Нежное, девичье.

А вы знаете, что где-тоВдали вулкан дымится,Круглый год – зимой и летом –Над сопками туман.Океан укрыт от светаЗдесь Родины граница,Толстым белым слоем льда?Здесь Тихий океан.

Занимательные вопросы и задания, викторины, развивающие и познавательные игры, тренажеры помогают формировать знания географической карты позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.

Список литературы

Душина И.В. Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М: Арктика, 1996.

Единый государственный экзамен: география: контрольно–измерительные материалы:2008. М, Просвещение, СПб, филиал издательства “Просвещение”, 2008, 122 с.

Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов, М. “Просвещение”. 1997, 144 л.

Интернет – ресурсы:

Методическое письмо МО РФ “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе” .

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области