Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экспериментирование – как один из видов исследовательской деятельности в ДОУ.

Поделиться опытом с коллегами.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экспериментирование – как один из видов исследовательской деятельности в ДОУ.

Шубина О.М., воспитатель

МАДОУ «Детский сад №85»

г. Стерлитамак

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Нередко случается, что процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанные от воспитателя знания. Ребенку достаточно повторить услышанное, следовательно, он использует только свою память, а не свое мышление и свой ум. Это обучение в большей степени репродуктивное. Именно экспериментальная деятельность способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, логики и смекалки, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Так как у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, то педагогический процесс в детском саду должен строиться на практических и наглядных методах. Много возможностей для этого дает поисково-исследовательская деятельность.

Исследования помогают ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает из свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят исследования, нужно лишь создать условия для нахождения ответов на интересующие вопросы. Поэтому в работе с детьми мы много внимания уделяем организации и проведению экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Ведущей идеей опыта нашей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования, потому что, эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Во время экспериментальной деятельности детям не сообщаем готовые знания, не предлагаем способы деятельности. Создаем проблемную ситуацию, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Например, при знакомстве со свойствами металлических предметов лучше всего предложить малышу поиграть в фокусников, чтобы он сам пришел к выводу, что металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические – нет. Или игры с красками: лист бумаги складывается пополам. Ребенок разрисовывает одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу, проглаживает его рукой. Воспитатель предлагает ребенку развернуть лист, посмотреть и подумать: что напоминает получившееся изображение. Главное, подвести ребенка к необходимости говорить, высказываться, задавать вопросы и делать выводы.

Так, в нашей группе развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «Уголком почемучек», что позволило создать оптимальные условия в группе для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

К числу основных методов работы с детьми в данном уголке мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Формы работы по поисково-эксперементальной

деятельности

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментальной деятельности и опытов.

С этой целью в группе созданы лаборатория «Познавай-ка» и мини-огород, оборудованные всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.

Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы);

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.п.);

Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т.д.).

Ящички с различными наполнителями для наблюдения за ростом и развитием рассады.

После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Помощниками детей в их исследовательской деятельности становятся детские энциклопедии, познавательная литература. Работа в мини-лаборатории находит отражение в творческой деятельности детей, так, дети оформляют коллажи по изучаемым темам.

Организуя эксперименты, обязательно учитываем возрастные особенности в каждой возрастной группе.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что организация в детском саду элементарной исследовательской деятельности помогает нам побудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области