Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экосистема как элемент экологического воспитания дошкольников в ДОУ и в семье.

Экосистема как элемент экологического воспитания дошкольников в ДОУ и в семье. Слово «экология» образовано из двух греческих слов: «oicos», что означает дом, жилище, и «logos»- наука и дословно переводится как наука о доме, местообитании. Впервые этот термин использовал немецкий зоолог Эрнест Геккель в 1886 году, определив экологию как область знаний, изучающую экономику природы, - исследование общих взаимоотношений животных, как с живой, так и с неживой природой, включающей все как дружественные, так и недружественные отношения, с которыми животные и растения прямо или косвенно входят в контакт.[5,с.24]. Такое понимание экологии стало общепризнанным и сегодня классическая экология – это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой. Живое существо настолько многообразно, что его изучают на разных уровнях организации и под разным углом зрения. Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это объединяет философов мира разных поколений (Демокрит, Платон, Аристотель, И. Кант, В.С. Соловьев и др.). Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги – классики Я.А.Каменский, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский. Они подчеркивали возможность гармоничного развития личности дошкольника в условиях максимального приближения к природе.[4,с.11]. В настоящее время исследования экологических проблем осуществляется в различных научных отраслях. Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно – воспитательном процессе рассматривают С.Н. Глазачев, И.Д.Зверев, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова и др. Особое внимание при этом необходимо уделять детям дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально – положительного отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст период, по признанию педагогов и психологов – это важный этап в развитии психики ребенка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований. [4, с.10]. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.[3, с.46]. Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают дошкольнику осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку так же нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей – то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. [1, с. 79]. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет знакомство дошкольников с экологической системой нашей планеты. Многие ученые дают свое понятие экосистемам, но все эти понятия сводятся к тому, что экосистема – это совокупность живых организмов и неорганических компонентов, среды которых поддерживается устойчивый биологический круговорот, чем больше разнообразие экосистем, тем она устойчивее.[2, с. 82]. Экологические системы по таксономическим рангам подразделяются на: макросистемы (мировой океан, суша, материк, атмосферный воздух) и мезоэкосистемы (прибрежная зона океана глубиной до 200 метров). Материки по рельефу, климату и растительности делятся на ландшафтно – климатические зоны: тундра, лесная, лесостепная, пустынная и т.д. [5,с. 213]. Привычные всем экосистемы – это поле, луг, лес, болото, озеро, река, степь. Одна из важных особенностей экосистем – способность самовосстанавливаться и развиваться. Они находятся в устойчивом равновесии с условиями внешней среды. Устойчивость экосистемы – это способность её к воспроизводству и процветанию видов. Поскольку экосистемы находятся в этом равновесии, глубокие изменения во внешней среде должны вызвать со стороны экосистемы ответную реакцию, направленную либо на ликвидацию этих изменений, либо на перестройку самой экосистемы.[2,с.81]. В старшем дошкольном возрасте можно познакомить, например, с экологической системой, определяя отдельные темы: «Леса», «Воды» и т.п. Дети знакомятся с лесом, как с экосистемой, познают некоторые связи её обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес – это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы), и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем.[1, с.113]. В зимние месяцы и в мае можно рассказать дошкольникам о воде, где дети уточняют представление об её свойствах, значении в жизни всех живых существ, следовательно, получают знания о водных экосистемах. Озера – естественные пресноводные водоемы, образовались геологически сравнительно недавно – за последние несколько десятков тысяч лет, и лишь возраст некоторых из них исчисляется миллионами лет, например, Байкал. Наличие у большинства озер профундальной зоны сказывается на температурном режиме водной толщи, на её «перемешивании» и распределении кислорода в ней. Эти процессы сезонны, как и стратификация озера по температурному режиму.[6, с. 89]. Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддерживания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни. Знакомство с экосистемой – одна из сторон экологического воспитания в целом. Оно обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы, развиваются разные формы речи.[1, с.102]. Любая экосистема – это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе, т.е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, возле озера Байкала, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.[5, с. 212]. Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно – эстетического восприятия окружающего мира.[4, с.12]. Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ и в семье может осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями, праздников и др. Процесс эколого – эстетического воспитания направленного на познание свойств предметов и явлений действительности путем эстетического восприятия, образных представлений и воображения. В процессе дидактических экологических игр у детей развиваются свойства и качества личности (умение воспринимать и ценить прекрасное вокруг, умение обладать и оперировать знаниями об окружающем в повседневной жизни, а так же понимать значимость окружающего мира и уметь внимательно и бережно относиться к окружающим людям, растениям и животным и т.д.). Литература. 1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997г., с. 212. 2. Балоценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей// Ребенок в детском саду.2002г., №5., с.80-82. 3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание.1998г., №7., с.45 - 49. 4. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию// Дошкольное воспитание.2012г., №7., с. 10 - 12. 5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: детство – пресс, 2003г., с.319. 6. Петров В.В. Экологическое право России. – М.: Издательство БЕК. 1995г., с.231. 7. www.krugosvet.ru 8. www.naveki.ru

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)
телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области