МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 19 «КАТЮША»
Конспект
логопедического занятия в старшей
группе по лексической теме: «Космическое путешествие».
Составитель:
Учитель-логопед Бирюкова Т.Н.
Смоленск 2018
Коррекционно-образовательные задачи: -Формировать представление о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. -Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, спутник, полет, планета, звезда, орбита, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; лунный, солнечный, космический; летать, запускать). -Упражнять детей в согласовании сущ. с числительными, использовании антонимов. -Упражнять в образовании новых слов.
Коррекционно-развивающне задачи: -Развивать навыки речевого общения, зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, творческого воображения, общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: -Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска, счетные палочки, демонстрационный материал по лексической теме «Космос», карточки-схемы с изображением разных упражнений, предметные картинки с изображением 5 космонавтов, 5 спутников, 5 созвездий, 5 комет, 5 ракет.
Предварительная работа: рассматривание картинок в любой детской энциклопедии или слайдов с изображениями звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий, беседа по теме «Космос» на занятии по развитию речи.
Ход занятия:
-Ребята, вы все, конечно, любите смотреть на небо. Ночью на небе можно увидеть луну и звезды. Нам они кажутся маленькими звездочками, потому, что находятся очень далеко от Земли, а на самом деле звезды очень большие. Космос всегда интересовал человека, людям хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? Чтобы летать люди придумали самолеты, вертолеты, а затем и ракеты.
Создали ракету советские ученые под руководством С.П. Королева.
Но прежде, чем человек полетел в космос, там побывали собаки Белка и Стрелка.
А первый человек, который полетел в космос, был советский космонавт Юрий Гагарин, который полетел на первом космическом корабле «Восток». Это произошло 12 апреля 1961 года.
Когда Юрий Гагарин с орбиты увидел нашу планету Земля, он был поражен ее красотой и сказал: «Как прекрасна наша Земля!»
Ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. Первая женщина - космонавт Валентина Терешкова.
- А вы хотели бы стать космонавтами? (ответы детей)
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, умным, образованным, упорным, внимательным и т.д.)
-Сейчас мы посмотрим насколько вы внимательны! Я буду называть слова, а вы должны определить звук, который чаще всего встречается в этих словах:
Ракета, скафандр, космодром, мотор, Марс, Венера, Юпитер (ответы детей).
-Правильно, это звук [Р].
-А сейчас необходимо определить позицию звука в слове: ракета, скафандр, космодром, мотор, Марс, Венера, Юпитер.
-Скажите, ребята, что напоминает вам звук [Р]? Правильно, запуск двигателя. А вы хотите отправиться в космическое путешествие?
-На чем можно полететь в космос? Правильно, на ракете. Давайте мы ее построим (для строительства ракеты дети используют счетные палочки).
-Теперь необходимо пройти физическую подготовку к полету (использую карточки-схемы с изображением разных упражнений).
-Все готово к полету. Уважаемые космонавты, займите места в кабине космического корабля. Сейчас наш корабль отправится в полет.
-Ребята, из центра управления полетами мне сообщили, что на корабле возникла перегрузка. Необходимо срочно избавиться от всего лишнего.
Игра «4-й лишний».
Солнце, солнышко, сон, солнечный;
Планета, план, планетный, планетарный;
Космос, косматый, космический, космонавт.
- Молодцы, можем лететь дальше. Во время полета нам будут поступать разные задания от жителей далеких планет.
-Мы пролетаем мимо планеты Марс. Там часто ветреная погода. Жители марса затрудняются в названии ветра в зависимости от места его образования. Игра «Где какой». На земле-земной, На луне-лунный, На солнце-солнечный, На звезде-звездный, На планете-планетный.
-Теперь мы отправляемся к планете Юпитер. Жители этой планеты все предметы называют ласково. Игра «Назови ласково». Земля, солнце, звезда, ракета, корабль, звездолет.
-Мы пролетаем мимо планеты Сатурн. И снова поступило задание от жителей планеты. Игра «назови одним словом». У кометы длинный хвост – она длиннохвостая, Космический корабль летает между планетами – он межпланетный, Луноход быстро ходит по луне – он быстроходный, Скафандр устойчив к жаре –он жаростойкий.
-Жители планеты Уран любили спорить, так появилась на их планете Игра «Скажи наоборот». Далеко-близко, Высоко-низко, Большой-маленький, Узкий-широкий, Старый-молодой, Толстый-тонкий, Чистый-грязный, Мокрый-сухой, Легкий-тяжелый, Быстый-медленый, Трусливый-смелый, Сильный-слабый.
-Летим к планете Нептун. Жители Нептуна просят нас посчитать все то, что мы увидели во время полета. Игра «Сосчитай, что увидел». Один космонавт - 2, 3, 4, 5, Одна комета - 2, 3, 4, 5, Одно созвездие - 2, 3, 4, 5, Одна ракета - 2, 3, 4, 5, Один спутник - 2, 3, 4, 5,
- А теперь мы подлетаем к самой дальней планете Плутон. Жители Плутона хотели бы знать, какие планеты мы увидели во время нашего путешествия. Сколько планет в солнечной системе? Назовите их! - По порядку все планетыНазовет любой из нас!Раз – Меркурий,Два – Венера,Три – Земля,Четыре – Марс,Пять – Юпитер,Шесть – Сатурн,Семь – Уран,За ним – Нептун,Он восьмым идет по счету,А за ним уже потомИ девятая планета,Называется Плутон.
-Ребята, я только что получила задания от планет Меркурия и Венеры. Они прислали нам загадки. Игра «Доскажи словечко». На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несёмся на … (ракете).
Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется … (Земля).
Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звёзд калейдоскоп Астрономы в … (телескоп).
Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь, Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт … (луна). У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт).
-Ну что же, ребята, вам понравилось наше космическое путешествие? А теперь нам пора возвращаться домой.
-Все задания жителей планет солнечной системы выполнены, можно возвращаться домой на Землю. -Вам понравилось? А что запомнилось? Вы бы еще хотели полететь в космическое путешествие?