Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- Центр развития ребёнка детский сад №8 «Буратино».
Конспект бинарного занятия по математике в старшей группе «Приключения Буратино».
I. Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
- Продолжать формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений на основе дидактической игры «Палочки Кьюизенера».
-Закреплять умение обозначать число цифрой.
- Закреплять понятие: монеты, цена, продажа, прибыль и др., содействуя финансовой грамотности воспитанников.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать развитию мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материалы и оборудование:
Монеты, цифры (1-10), счетные палочки «Кьюизенера» (на каждого ребенка), схемы, магнитная доска, на каждого ребенка: круги из цветной бумаги, клей, картон.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений, считалки о цифрах.
Чтение и обсуждение художественной литературы: «Приключение Буратино»;
Знакомство и рассматривание монет различного достоинства;
Знакомство и игры с цветными счетными палочками «Кьюизенера».
1. Организационный момент.
В приемной:
Сказочница: Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
Дети: Хотели!
Сказочница: Хорошо, сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова «1-10 обернись, в сказке окажись». Открываем глаза. Мы, ребята, попали в сказку.Дети входят в группу под музыку.
2. Сказка.
Буратино сидит на полу и плачет, перебирает монеты из руки в руку (разговаривает сам с собой). Появляется сказочник с ребятами (диалог с Буратино)
Сказочница: Буратино, почему ты плачешь, что случилось?
Буратино: не знаю, хватит ли мне денег на покупку азбуки. Папа Карло мне дал монеты, а я по пути сходил в цирк – купил билеты. Теперь мне не продают азбуку, не хватает денег, не знаю почему.
Сказочница: а сколько у тебя монет?
Буратино: вот сколько (показывает монеты). Дети считают сколько монет осталось у Буратино.
Сказочница: чтобы хватило денег, нужно их не тратить, а хранить.
Буратино: в карманах? закапать под дерево?
Дети: нет, надо хранить в Банке, или копилке.
Сказочница: в банке можно не только хранить деньги, но и увеличивать доход.
Буратино: а что это?
Сказочница: Это те деньги, которые у нас есть. Предлагаю тебе Буратино положить деньги в банк и увеличить свой доход.
Дети превращаются в банкиров.
Сказочница: Банкиры любят преумножать свои доходы, этим мы сейчас и займемся:
Выкладываем цифры от 1 до 10,
Присчитывают монеты от 1 до 10. (каждый ребенок индивидуально выкладывает цифры от 1 до 10).
Сказочница: Ребята сколько всего получилось монет?
Буратино: А как у вас получилось?
Дети: объясняют Буратино.
Сказочница предлагает ребятам положить деньги в банк. Дети кладут деньги в банк .
Сказочник: Справились мы с заданием?
Дети: да
Буратино: Ребята вы, наверное, устали?
Дети: да
Буратино прелагает ребятам сделать с ним физмнутку.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,Три — нагнулся.Руки в стороны развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнулИ по улице шагнул.
Буратино: Ну что, отдохнули? Ребята, давайте пройдем за столы.
Дети проходят за столы
Буратино: Откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 10.
- Какого цвета эта палочка?
Дети: оранжевая .
Буратино: А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под оранжевой.
Дети считают белые палочки
Буратино: Да, правильно. Число 10 состоит из 10 единиц.
- А теперь подумайте и приложите ниже одну белую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе по длине были равны оранжевой палочке.
Дети выполняют задание
Буратино: Какого цвета эта палочка?
Дети: Синяя
Буратино: Какое число обозначает синяя палочка
Дети: 9
Буратино: Значит 10 это 1 и 9
Дети: да
Буратино: Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе были равны по длине оранжевой палочке. Какую палочку вы положили?
Дети: бордовую.
Буратино: Какое число обозначает розовая палочка?
Дети: 2
Буратино: Какое число обозначает бордовая палочка?
Дети: 8
Буратино: Значит 10 это 2 и 8
Дети: да
Дети по аналогии составляют все варианты состава числа 10
Буратино на доске выкладывает все варианты числа 10
Буратино: Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 10. Давайте еще раз их назовем.
Дети вместе с Буратино повторяют ещё раз
-Белая палочка обозначает число 1, синяя 9. Значит 10-это 1 и 9
- Розовая палочка обозначает число 2, а бордовая 8. Значит 10 –это 2 и 8
- Голубая палочка обозначает число 3, а фиолетовая 7. Значит 10- это 3 и 7
- Красная палочка обозначает число 4, а фиолетовая 6. Значит 10 – это 4 и 6
- Желтая палочка обозначает число 5 и еще одна желтая будет тоже 10
Буратино рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений
Ребята вместе с Буратино ещё раз вспоминают, что обозначает каждый цвет палочки и какой цифре он соответствует (ответы детей).
Сказочница: Пока мы занимались, доходы Буратино приумножились, и он может пойти и купить Азбуку, но вот опять беда, чтобы нам открыть Банк нам нужен ключ.
Буратино: а я знаю как с помощью этих же палочек собрать ключ и открыть банк!
Предлагает выполнить задание при помощи «Палочек Кьюизенера»
Дети вместе с Буратино выполняют задание
Сказочник вместе с Буратино и ребятами открывают Банк, и отдают деньги Буратино. Буратино пересчитывает деньги, а ребята ему помогают.
Сказочник: Ну вот Буратино вот тебе монеты на Азбуку, иди купи, и скорее в школу
Дети: до свидания Буратино, удачи тебе.
Сказочница: увидела клубочек, предложила ребятам взять его в руки , а клубок оказался не простым , а волщебным . (клубок покатился)
Дверь открывается, входит Мальвина
Мальвина ходит смотрит и не может понять , куда она попала
Мальвина: Ребята, а вы не видели Буратино?
Дети: Пошел за Азбукой.
Мальвина: А как он пошел за Азбукой если он потратил часть своих денег?
Дети: А мы ему помогли увеличить его доход.
Сказочница: Ребята, а как еще можно увеличить доход? Получить прибыль? Каким образом это можно сделать?
Дети: ответы (товар можно продать)
Мальвина предлагает ребятам помочь ей выполнить задание , чтобы можно было увеличить свой доход
Сказочница: Давайте поможем Мальвине выполнить задание
Дети делают цветочные открытки
Ручной труд (Целое и часть)
Игровое упражнение «Раздели круг на части»
Мальвина: Ребята, а вы знаете как делится круг на 4 равные части.
Дети: да
Мальвина: На сколько частей вы уже умеете делить круг?
Дети на 2 части и на 4 части.
Мальвина демонстрирует на магнитной доске , целый круг, ½, 3/2, ¼. Предлагает двум ребятам разделить круг на две части и объяснить свои действия. (сколько частей получилось у каждого из вас?)
Как можно назвать каждую часть?
Что меньше одна вторая часть круга или целый круг?
Как получить четыре равные части?
Вызванные дети складывают и разделяют каждую половину пополам , а затем прикрепляют к магнитной доске
Мальвина: Сколько частей получилось у вас?
Дети: ответы.
Мальвина: Как можно назвать каждую часть?
Дети: ответы. (одна четвертая).
Мальвина: Что больше: целый круг или одна четвертая часть?
Дети: ответы.
Мальвина: Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая круга.
Дети: ответы
Мальвина предлагает ребятам помочь ей сделать цветы из одной второй части круга
Дети с удовольствием соглашаются помочь Мальвине
Мальвина приглашает гостей в свой магазин , приобрести только что изготовленные цветочные открытки
В это время с Азбукой в руках возвращается Буратино и дарит детям тетради в клетку
Буратино: Ребята я вам хочу подарить вот эти тетради, для того что бы вы тоже могли учиться в школе, и сказать вам большое спасибо за вашу помощь
Дети благодарят Буратино
Сказочница: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 10 до 1.
Дети считают хором
Сказочница: Вот мы и в детском саду, мы в сказке побывали, очень многое узнали, Возвратились мы назад , детский сад нам очень рад
Итог.
Сюрпризный момент Буратино подарил тетради в крупную клетку.
- Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
- Что вам понравилось?
- Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?