Горбунова Любовь Андреевна
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 71
п..Кедровый Красноярского края
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
11 КЛАСС
ТЕМА «МАЛЫЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ XX ВЕКА. РАССКАЗ»Пояснительная записка.Настоящая программа составлена на основе практики изучения курса русской литературы XX века и рассчитана на 68 часов.
В основе программы – изучение малого прозаического жанра – рассказа ХХ века в историческом аспекте.
Цель курса: научить уч-ся анализировать литературное произведение, приобщая их к историко-литературному процессу ХХ века. Учащиеся должны понять динамику художественного развития в XX веке, увидеть постоянное взаимодействие и взаимопроникновение модернистских и классических структур и систем.
Программа обращает внимание на неповторимость творческой личности каждого писателя, на своеобразие каждого произведения, позволяет обратиться к тексту, к художественному слову, расширяет и углубляет знания учащихся по литературе XX века.
Задачами спецкурса являются также следующие:
1) Изучение учащимися текстов перечисленных ниже художественных произведений, понимание их проблематики и художественных особенностей.
2) Создание представления у учащихся о методе писателя как о художественной системе.
3) Выявление связи между жанровыми и стилевыми свойствами произведения, характеризующими его внутреннюю организацию, и художественным методом писателя.
4) Углубление представлений учащихся о жанрах и стилях.
5) Совершенствование навыков анализа произведений в родовом аспекте (через изучение особенностей поэтики эпоса)
6) Овладение учащимися литературоведческими понятиями и терминологией (список прилагается в приложении №2).
Учащимся предлагаются творческие с выбором жанров: рецензия, эссе, литературно-критическая статья, обзор, исследование и т.д.
Цель работ: систематизация и обобщение знаний учащихся по анализу художественных текстов, умение соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом, формирование способности самостоятельно оценивать явления художественной прозы XX векаСодержание программы
№ | Планирование | Кол-во часов |
1. | Теория литературы. Рассказ — малая форма повествовательной литературы. Особенности этой жанровой формы. | 1ч. |
2. | Характерные черты рассказа начала XX века. | 1ч. |
3. | Художественные средства рассказа. Поэтика жанра. | 1ч. |
4. | Творчество Л. Андреева. Экспрессионистский рассказ писателя. | 1ч. |
5-6. | Л. Андреев «Так было». Рассказ-аллегория. | 2ч. |
7-8 | Л. Андреев « Красный смех». Философский рассказ - аллегория. | 2ч. |
9-10 | Реалистический рассказ XX века. М. Горький. Рассказы 20-х годов. «Карамора». | 2ч. |
11-12 | Психологический рассказ. П. Куприн «Тапер». | 2ч. |
13-14 | Рассказ «Суламифь». Любовь – высокое начало жизни. | 2ч. |
15 | Орнаментальная проза, её особенности. | 1ч. |
16-17 | Рассказ И. Бунина «Руся» как пример орнаментальной прозы. | 2ч. |
18-19 | И. Бунин «Чистый понедельник». Неудовлетворенность человека окружающим и поиск осознанного бытия в истории, в религии | 2ч. |
20-21 | И. Бунин «Последнее свидание». Недостижимость полного счастья в любви - идея рассказа. | 2ч. |
22-23 | P.p. План анализа рассказа. Мотивный анализ рассказа И. Бунина. | 2ч. |
24-25 | Рассказы Ю. Олеши - образцы орнаментальной прозы XX века. | 2ч. |
26-27 | Лирический символический рассказ Ю. Олеши «Вишневая косточка». | 2ч. |
28-29 | Рассказ Е. Замятина «Пещера» | 2 ч. |
30 | Р.р. Самостоятельная работа-исследование. Ассоциативный ряд развития философской мысли в рассказе Е. Замятина «Пещера» | 1 ч. |
31-32 | Е. Замятин «Рассказ о самом главном». Осмысление примет стилистики писателя и его мироощущения. | 2 ч. |
33-34 | P.p. Рецензия. План рецензии. Виды рецензий: эссе, развернутая аннотация, критическая статья, обзор. | 2 ч. |
35 | Виды рецензий: эссе, развернутая аннотация, критическая статья, обзор. | |
36-37 | P.p. Контрольная работа. Рецензия на прочитанный рассказ Е. Замятина. (с выбором учащимися вида рецензии) | 2ч. |
38-39 | Жанр сказа в прозе XX века. Его особенности И. Бабель «Соль», «Письмо» (из романа «Конармия»). | 2ч. |
40-42 | Гротеск, гипербола, фантастика в рассказе XX века. М. Булгаков «Дьяволиада». Атрибуты дьявольского в рассказе. | 3ч. |
43-44 | Юмористический рассказ М. Зощенко «Аристократка», «Галоша» и др. Проблема комического у писателя. | 2ч. |
45 | Р.р. Самостоятельная работа. Написание уч-ся юмористического рассказа с сохранением особенностей художественной манеры М.Зощенко | 1 ч. |
46-47 | Рассказ - быль, рассказ - утопия. А. Платонов «Усомнившийся Макар» | 2ч. |
48-49 | А. Платонов «Охота жить». Язык и стиль писателя. | 2ч. |
50-52 | Интеллектуальная проза. Художественное совершенство «рассказа-спутника» В. Набокова «Облако, озеро, башня». Глубинная содержательность формальных приемов писателя в рассказе. | 3ч. |
53-55 | Рассказы В. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Чудик», «Обида», «Срезал». История души русского человека. | 3ч. |
56-57 | Работа с текстом рассказа А. Солженицына «Захар - Калита». | 2ч. |
58-59 | Публицистичность прозы XX века. Семинар. В. Распутин «Пожар». | 2ч. |
60-61 | Экзистенциональная глубина частной жизни современного человека в рассказах Л. Петрушевской, Т. Толстой «Соня», В. Маканина. | 2ч. |
62 | Постмодернизм I-половины 90-х годов. Поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки». | 1ч. |
63 | Постмодернистский рассказ Виктора Ерофеева «Попугайчик». Чтение, обсуждение. | 1ч. |
64-65 | Чтение, наблюдение, обсуждение рассказов А. Пьецуха, Е. Попова. | 2ч. |
66 | Жанр рассказа - притчи. В. Астафьев «Ельчик-Бельчик» | 1ч. |
67-68 | P.p. Комплексный анализ рассказов В. Токаревой, В. Пелевина. или Реферат с элементами сочинения (по выбору уч-ся) | 2ч. |
Список литературы.
Литературный энциклопедический словарь. М. .
Журавлев В.П. Методические советы. Литература 11 класс. «Просвещение». .
Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством. Литература в школе. №8, ., стр. 91
Трубина Л.А. Русская литература XX века. М. «Флинта», «Наука»
.
История русской советской литературы (1917 - 1940). Под ред. А.И. Метченко, С.М. Петрова, 2-е изд-е, М., .
Энциклопедия для детей. Русская литература. XX век. М. Аванта .
Волков А.А., Смирнова Л.А. История русской литературы XX века. Дооктябрьский период. М.: Просвещение. 1977г.
Русская литература XX века. Ч. I и II, 11 класс.
Сборник «Русский рассказ начала XX века». Изд. Московский университет, .
Сборник «Русский советский рассказ 20-х годов». Изд. Московский университет.
.
Русская литература XX века. Под ред. Г.С. Меркина ч. I и II, Скрин Москва,Траст- Имаком Смоленск, .
Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение .