Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Спецкурс по литературе "«МАЛЫЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ XX ВЕКА. РАССКАЗ»

Цель курса: научить уч-ся анализировать литературное произведение, приобщая их к историко-литературному процессу ХХ века. Учащиеся должны понять динамику художественного развития в XX веке, увидеть постоянное взаимодействие и взаимопроникновение модернистских и классических структур и систем. Программа обращает внимание на неповторимость творческой личности каждого писателя, на своеобразие каждого произведения, позволяет обратиться к тексту, к художественному слову, расширяет и углубляет знания учащихся по литературе XX века. Задачами спецкурса являются также следующие: 1) Изучение учащимися текстов перечисленных ниже художественных произведений, понимание их проблематики и художественных особенностей. 2) Создание представления у учащихся о методе писателя как о художественной системе. 3) Выявление связи между жанровыми и стилевыми свойствами произведения, характеризующими его внутреннюю организацию, и художественным методом писателя. 4) Углубление представлений учащихся о жанрах и стилях. 5) Совершенствование навыков анализа произведений в родовом аспекте (через изучение особенностей поэтики эпоса)

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Горбунова Любовь Андреевна

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 71

п..Кедровый Красноярского края

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

11 КЛАСС

ТЕМА «МАЛЫЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ XX ВЕКА. РАССКАЗ»Пояснительная записка.Настоящая программа составлена на основе практики изучения курса русской литературы XX века и рассчитана на 68 часов.

В основе программы – изучение малого прозаического жанра – рассказа ХХ века в историческом аспекте.

Цель курса: научить уч-ся анализировать литературное произведение, приобщая их к историко-литературному процессу ХХ века. Учащиеся должны понять динамику художественного развития в XX веке, увидеть постоянное взаимодействие и взаимопроникновение модернистских и классических структур и систем.

Программа обращает внимание на неповторимость творческой личности каждого писателя, на своеобразие каждого произведения, позволяет обратиться к тексту, к художественному слову, расширяет и углубляет знания учащихся по литературе XX века.

Задачами спецкурса являются также следующие:

1) Изучение учащимися текстов перечисленных ниже художественных произведений, понимание их проблематики и художественных особенностей.

2) Создание представления у учащихся о методе писателя как о художественной системе.

3) Выявление связи между жанровыми и стилевыми свойствами произведения, характеризующими его внутреннюю организацию, и художественным методом писателя.

4) Углубление представлений учащихся о жанрах и стилях.

5) Совершенствование навыков анализа произведений в родовом аспекте (через изучение особенностей поэтики эпоса)

6) Овладение учащимися литературоведческими понятиями и терминологией (список прилагается в приложении №2).

Учащимся предлагаются творческие с выбором жанров: рецензия, эссе, литературно-критическая статья, обзор, исследование и т.д.

Цель работ: систематизация и обобщение знаний учащихся по анализу художественных текстов, умение соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом, формирование способности самостоятельно оценивать явления художественной прозы XX векаСодержание программы

Планирование

Кол-во часов

1.

Теория литературы. Рассказ — малая форма повествовательной литературы. Особенности этой жанровой формы.

1ч.

2.

Характерные черты рассказа начала XX века.

1ч.

3.

Художественные средства рассказа. Поэтика жанра.

1ч.

4.

Творчество Л. Андреева. Экспрессионистский рассказ писателя.

1ч.

5-6.

Л. Андреев «Так было». Рассказ-аллегория.

2ч.

7-8

Л. Андреев « Красный смех». Философский рассказ - аллегория.

2ч.

9-10

Реалистический рассказ XX века. М. Горький. Рассказы 20-х годов. «Карамора».

2ч.

11-12

Психологический рассказ. П. Куприн «Тапер».

2ч.

13-14

Рассказ «Суламифь». Любовь – высокое начало жизни.

2ч.

15

Орнаментальная проза, её особенности.

1ч.

16-17

Рассказ И. Бунина «Руся» как пример орнаментальной прозы.

2ч.

18-19

И. Бунин «Чистый понедельник». Неудовлетворенность человека окружающим и поиск осознанного бытия в истории, в религии

2ч.

20-21

И. Бунин «Последнее свидание». Недостижимость полного счастья в любви - идея рассказа.

2ч.

22-23

P.p. План анализа рассказа. Мотивный анализ рассказа И. Бунина.

2ч.

24-25

Рассказы Ю. Олеши - образцы орнаментальной прозы XX века.

2ч.

26-27

Лирический символический рассказ Ю. Олеши «Вишневая косточка».

2ч.

28-29

Рассказ Е. Замятина «Пещера»

2 ч.

30

Р.р. Самостоятельная работа-исследование. Ассоциативный ряд развития философской мысли в рассказе Е. Замятина «Пещера»

1 ч.

31-32

Е. Замятин «Рассказ о самом главном». Осмысление примет стилистики писателя и его мироощущения.

2 ч.

33-34

P.p. Рецензия. План рецензии. Виды рецензий: эссе, развернутая аннотация, критическая статья, обзор.

2 ч.

35

Виды рецензий: эссе, развернутая аннотация, критическая статья, обзор.

36-37

P.p. Контрольная работа. Рецензия на прочитанный рассказ Е. Замятина.

(с выбором учащимися вида рецензии)

2ч.

38-39

Жанр сказа в прозе XX века. Его особенности И. Бабель «Соль», «Письмо» (из романа «Конармия»).

2ч.

40-42

Гротеск, гипербола, фантастика в рассказе XX века. М. Булгаков «Дьяволиада». Атрибуты дьявольского в рассказе.

3ч.

43-44

Юмористический рассказ М. Зощенко «Аристократка», «Галоша» и др.

Проблема комического у писателя.

2ч.

45

Р.р. Самостоятельная работа. Написание уч-ся юмористического рассказа с сохранением особенностей художественной манеры М.Зощенко

1 ч.

46-47

Рассказ - быль, рассказ - утопия. А. Платонов «Усомнившийся Макар»

2ч.

48-49

А. Платонов «Охота жить». Язык и стиль писателя.

2ч.

50-52

Интеллектуальная проза. Художественное совершенство «рассказа-спутника» В. Набокова «Облако, озеро, башня». Глубинная содержательность формальных приемов писателя в рассказе.

3ч.

53-55

Рассказы В. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Чудик», «Обида», «Срезал». История души русского человека.

3ч.

56-57

Работа с текстом рассказа А. Солженицына «Захар - Калита».

2ч.

58-59

Публицистичность прозы XX века. Семинар. В. Распутин «Пожар».

2ч.

60-61

Экзистенциональная глубина частной жизни современного человека в рассказах Л. Петрушевской, Т. Толстой «Соня», В. Маканина.

2ч.

62

Постмодернизм I-половины 90-х годов. Поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки».

1ч.

63

Постмодернистский рассказ Виктора Ерофеева «Попугайчик». Чтение, обсуждение.

1ч.

64-65

Чтение, наблюдение, обсуждение рассказов А. Пьецуха, Е. Попова.

2ч.

66

Жанр рассказа - притчи. В. Астафьев «Ельчик-Бельчик»

1ч.

67-68

P.p. Комплексный анализ рассказов В. Токаревой, В. Пелевина. или Реферат с элементами сочинения (по выбору уч-ся)

2ч.

Список литературы.

Литературный энциклопедический словарь. М. .

Журавлев В.П. Методические советы. Литература 11 класс. «Просвещение». .

Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством. Литература в школе. №8, ., стр. 91

Трубина Л.А. Русская литература XX века. М. «Флинта», «Наука»

.

История русской советской литературы (1917 - 1940). Под ред. А.И. Метченко, С.М. Петрова, 2-е изд-е, М., .

Энциклопедия для детей. Русская литература. XX век. М. Аванта .

Волков А.А., Смирнова Л.А. История русской литературы XX века. Дооктябрьский период. М.: Просвещение. 1977г.

Русская литература XX века. Ч. I и II, 11 класс.

Сборник «Русский рассказ начала XX века». Изд. Московский университет, .

Сборник «Русский советский рассказ 20-х годов». Изд. Московский университет.

.

Русская литература XX века. Под ред. Г.С. Меркина ч. I и II, Скрин Москва,Траст- Имаком Смоленск, .

Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение .

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области