Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка урока русского языка 6 класс "Условное наклонение глагола".

Цель урока. Познакомить с грамматическими особенностями условного наклонения, образовывать формы условного наклонения, развивать творческие способности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МОУ "Узуновская СОШ"

Открытый урок русского языка в 6 Б классе.

Учитель: Синегубова Лариса Владимировна

Дата проведения: 24.04.2018.

Тема урока. Условное наклонение

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока. Познакомить с грамматическими особенностями условного наклонения, образовывать формы условного наклонения, развивать творческие способности.

Планируемые результаты: знание понятия условного наклонения глагола; грамматические особенности изъявительного и условного наклонения; умения распознавать глаголы в изъявительном и условном наклонении;

личностные УУД: воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности

познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, смысловое чтение, поиск и выделение нужной информации, самостоятельное создание способа решения проблемного задания, построение речевого высказывания в письменной форме;

коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске информации, владение монологической речью, умение выражать свои мысли, принятие решения, умение отвечать на вопросы;

Регулятивные действия:

- высказывать предположения на основе наблюдений,

- формулировать вопрос (проблему) урока,

- искать пути решения проблемы,

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

- соотносить цели и результаты своей деятельности,

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Оборудование:

ИКТ( презентация).

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте , ребята! Я рада приветствовать всех на сегодняшнем уроке. Ребята, для того, чтобы наш урок прошёл успешно, давайте дадим себе следующие установки (СЛАЙД 1):

Я смогу выполнить все задания!

У меня все получится!

Желаю успехов себе и друзьям!

(Дети читают хором)

- А я желаю вам сегодня удачи!

- Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа», оставьте одну строку для записи темы нашего урока.

2. Актуализация знаний

- Посмотрите на доску: перед вами слова, спишите, раскрывая скобки.

Не (навидеть), не (доумевать), х...тим, м...ляр, штук...тур, сыпле (т?ся), слыш...тся, награжда...шь.

Составим предложения. Мы не хотим войны. На дороге вдруг слышится звон бубенцов. Одно предложение разберите по членам.

3.Блиц-опрос

Ребята, сегодня наш урок немного необычный. Мы с вами отправимся в далёкое путешествие к загадочному острову, а как он называется, вы мне скажете позже. ("Условное наклонение "). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.

-Итак, ребята, в путь! Но, чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.

– Если утверждение правильное, покажите смайлик «да», если неправильное – «нет», если не знаете - (не знаю). (СЛАЙД 2)

1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола. (нет)

2) Глаголы имеют три наклонения.(да)

3) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.(да)

4) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.(да)

5) Глаголы с суффиксом ся (-сь) являются возвратными.(да)

6) Глаголы с суффиксом ся (-сь) обычно непереходные (да)

7) Рабочий строит дом, строит в изъявительном наклонении (да)

8) Рабочий строил бы дом, если бы у него были кирпичи. Строил бы глагол условного наклонения ( не знаю).

Открытие нового знания.

Да, вы этого не знаете. О каком наклонении я говорила в 8 предложении?

- Да, ребята, условное наклонение. Как называется тема нашего урока?

-Как называется загадочный остров, который мы посетим? (Условное наклонение )

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться, как образуется условное наклонение, его грамматические особенности, научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи).

В стране Глаголия есть город Условностей. Жители этого города никогда не ходят одни. С ними всегда вместе частица бы, то она шагает рядом с глаголом, то бежит впереди него. Но, как ни странно, в этом городе здания недостроены, одежда недошита, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.

Король Глагол очень недоволен этим. Он обратился к жителям с вопросом:

– Когда же вы, наконец, завершите свою работу?

– Жители ответили, что они могут завершить свои дела только при определенных условиях.

Давайте составим их ответ.

Архитектор ответил (1 гр): (СЛАЙД 3)

Я бы построил дворец, если бы …( были хорошие строительные материалы)

Садовник (2 гр) сказал: (СЛАЙД 4 )

Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы… ( были хорошие семена)

Швея прошептала (3гр): (СЛАЙД 5)

Я бы сшила новое платье, если бы… (были красивые ткани, подходящие нитки…)

- Что означают глаголы условного наклонения?

( Действие, которое может произойти только в определенных условиях).

Давайте посмотрим, как образуется условное наклонение?

Наблюдение над образованием форм условного наклонения (работа с презентацией. Слайд 6). Два глагола образуют с учителем, остальные – сами, дети делают вывод об образовании условного наклонения.

Основа неопределенной формы

суффикс

частица

Условное наклонение

Бежа-ть

Л

Бы(б)

Бежала бы

Повея-ть

Л

Повеял бы

Игра-ть

Л

Улыба-ть-ся

Л

Сдела-ть

Л

Вывод: как образуются глаголы условного наклонения?(от основы неопр.формы при помощи суфф. л и частицы бы(б)

Как пишутся частицы с глаголами? (раздельно)

А сейчас откройте учебники и прочитайте п.92. Что еще можете добавить об этом наклонении? (глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях)

-Как изменяются глаголы условного наклонения? (по числам и в ед.ч. по родам)

Первичное закрепление.

Задание1.Упр. 543.Выпишите глаголы в условном наклонении, в скобках запишите неопределенную форму, от которой они образованы.

ед.ч. ср.р.

Приходило б (приходить)

ед.ч. ср.р

Мыло бы (мыть)

ед.ч. ср.р.

Было б (быть)

ед.ч .м.р.

Подарил бы (подарить)

ед.ч. м.р.

Мог бы(мочь)

Физкультминутка.

Изъяв.накл.- встать.

Условное накл.- сесть.

Устали (встать), разлепил бы (сесть), играли( встать) смеялся бы (сесть), струится (встать), рассчитали бы (сесть), загорелся (встать), писал бы (сесть), угощает (встать), ценил бы (сесть), бегает (встать), взлетел бы (сесть).

Задание 2. Даны предложения. Вам нужно выписать только те, в которых есть глаголы в условном наклонении. Знаки препинания в предложениях тоже не расставлены, подумайте над их постановкой. (Работа парами. Даю карточки.)

Предложения:

Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала.

Весеннее солнце светит высоко в небе и краски вокруг кажутся особенно яркими.

1.Если бы ягоды прихватил мороз горьковатый привкус калины смягчился бы.

2.Клюква растет на торфяных кочках а ягоды лежат прямо на мху.

Проверка

- Кто все правильно сделал (нашел предложения с глаголом в условном наклонении, расставил запятые) показывают смайлики "да", "нет", "не знаю" .

Правильные предложения:

1) Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала.

2) Если бы ягоды прихватил мороз, горьковатый привкус калины смягчился бы.

Подчеркните грамматические основы предложений. (жизнь замерла бы; юность не мечтала бы) (мороз прихватил бы ;привкус смягчился бы).

Задание 3. Образуйте от данных глаголов в неопределённой форме глаголы в условном наклонении (СЛАЙД 7 , проверка СЛАЙД 8).

Принести - принесли бы

Сделать - сделали бы

Долететь - долетели бы

Приходить - приходили бы

Думать - думали бы

Задание 4.

Работа с текстом.(СЛАЙД 9). Озаглавьте текст. Назовите основную мысль. Найдите предложение с условными наклонениями, выпишите, подчеркните глаголы условного наклонения, определите род, число.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен… (умел бы, вырастил бы, исцелил бы, сделал бы).(м.р., ед.ч.).

Задание 5

Слово учителя: У меня в руках форзац книги Владимира Киселёва "Девочка и птицелёт", советую вам прочитать эту увлекательную книжку. Рассмотрим фрагмент повести. Перед нами мечты главной героини. Надо восстановить авторский текст. Заменить неопределённую форму глагола условным наклонением. Первый глагол образуем вместе .(Даю карточки с текстом).

- Вы поняли о чём мечтает главная героиня? Можно ли этот отрывок назвать текстом?

В шутку условное наклонение называют мечтательным. Как вы думаете почему?

Инсценировка учащимися эпизода из сказки А.С.Пушкина.

Автор: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1 ученица: "Если б я была царица,-

Автор: Говорит одна девица,-

1 ученица: То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.

2 ученица: "Если б я была царица,-

Автор: Говорит её сестрица,-

2 ученица: То на весь бы мир одна

Наткала б я полотна."

3 ученица: "Если б я была царица,-

Автор: Третья молвила сестрица,-

3 ученица: Я б для батюшки -царя

Родила б богатыря".

Учитель:

-Вам, ребята, эти строки знакомы с детства. Из какой они сказки? ("Сказка о царе Салтане..." А.С.Пушкин)

-Скажите, что желали героини?

-А что здесь обозначает желательность действия? (Частица бы).

-Назовите глаголы в условном наклонении.

( Приготовила б, наткала б, родила б).

- Определите род и число глаголов (женский род, ед.ч.)

Задание 6. Составить предложение - "заветное желание". Записать в тетради, подчеркнуть глаголы в условном наклонении.

Что бы вы сделали, если бы к вам в руки попала сказочная волшебная палочка?...

Представление проектов.

Итог урока и рефлексия

Итак, с каким наклонением глагола вы познакомились на уроке ?

Как образуется условное наклонение?(от основы неопр.формы при помощи суфф. л и частицы бы (б).

Как изменяются глаголы условного наклонения? (по числам и в ед. ч. по родам).

Каким членом предложения бывает? (сказуемым)

Как пишется со словами частица БЫ, Б? (раздельно)

- Где в предложении может находиться частица БЫ? (после глагола, перед ним, может быть отделена от глагола другими словами).

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (СЛАЙД 10).

1.Сегодня я узнал...

2. Было интересно...

3. Было трудно..

4. Я выполнял задания...

5. Я понял, что...

6. Теперь я могу...

7. Я почувствовал, что...

8. Я приобрёл...

9. Я научился...

10. У меня получилось...

11. Я смог...

12.Я попробую...

13.Меня удивило...

14. Урок дал мне для жизни...

15. Мне захотелось...

Домашнее задание: (СЛАЙД 11).

П.92, Повышенный уровень. Написать мини-сочинение на тему «Если бы я был (ла) директором школы». Подчеркнуть глаголы в условном наклонении.

Упр.544. Объясните смысл стихотворения. Выпишите глаголы в условном наклонении. Обозначьте суффикс- л- и окончания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области