Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Новелла Стендаля «Ванина Ванини» в школьном изучении

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Новелла Стендаля «Ванина Ванини» в школьном изучении

В настоящий момент проблемы образования находятся в фокусе внимания не только учителей, но и широкой общественности. Реформа образования затронула не только школу, но и общество в целом. В рамках этой реформы проводятся многочисленные мероприятия, реализуются исследования и проекты, однако по-прежнему остро стоит проблема преподавания школьного курса литературы. Сейчас особую актуальность приобретает формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, учебный процесс должен строиться на принципах сотрудничества, сотворчества, поскольку всех волнует опасность отчуждения молодежи от многих художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.

Сущность литературы как учебного предмета - это формирование, воспитание читателя, направление его деятельности и развития. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения, необходимые для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением литературы, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.

На данный момент, особое внимание учителю следует уделять развитию художественного восприятия учащихся, их постижению в активной форме литературного произведения, авторского видения окружающего мира, человеческих характеров, общественных отношений.

Так как учащиеся профильных классов школы уже достаточно знакомы с русской литературой с древнейших времён до наших дней, то в целях дальнейшего их развития им предлагается элективный курс французской литературы XIX века.

Содержание курса, предлагаемого учащимся 9 класса профильной школы, основано на интересах учащихся - читателей и стремление помочь им освоиться в мире произведений французской художественной литературы, в которых отражаются процессы истории и искусства.

Элективный курс французской литературы включает в себя обзорные и монографические темы, что позволяет познакомить учащихся с произведениями художественной литературы Франции, показать их место в общем историко-литературном процессе, их значение для прошлого и настоящего.

В данном исследовании мы попытались выявить особенности изучения новеллы Стендаля «Ванина Ванини» для эффективной методики ее усвоения на уроках литературы в 9 классе.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- определить роль литературы в школе как учебного предмета;

- место творчества Стендаля в школьном курсе литературы (в рамках элективного курса по французской литературе);

- разработать урок литературы для 9 класса по изучению новеллы Стендаля «Ванина Ванини»;

- составить план урока.

Итак, представляем вам примерный план-конспект урока внеклассного чтения «Героическая тема в «Итальянских хрониках» Стендаля».

Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; развивать устную речь учащихся; вызвать эмоциональный отклик.

Задачи: познакомиться с биографией и творчеством Стендаля, с понятием «итальянский характер».

Оборудование: портрет Стендаля; отрывки из документального фильма о жизни и творчестве писателя; эпизоды из художественной экранизации новеллы; иллюстрации к ней.

На уроке внеклассного чтения речь пойдет о выдающемся писателе 19 века – Стендале и о его знаменитой новелле «Ванина Ванини».

В своем произведении он затронул темы, которые остаются и по сей день актуальными. Это темы любви и гражданственности. Как же герои выдерживают проверку любовью? Можем ли мы говорить о них, как о людях высокой гражданственности? Совместимы ли великое дело, дума о родине с личным счастьем?

Итак, после падения Наполеона Анри Мари Бейль, провел семь лет в Италии, в Милане. Именно в Италии Стендаль написал и подготовил к печати свои первые книги. Там же писатель сблизился с республиканцами-карбонариями. В 1820 году в Италии началось преследование карбонариев, в том числе друзей Анри Мари Бейля. В стране вспыхивает террор, и писатель решает вернуться на родину.

Историческая трагедия страны привела к тому, что итальянский народ не был стеснен в своих поступках твердой политической властью, а отсутствие развитой гражданской жизни в стране направило весь нерастраченный душевный пыл в сторону частных отношений. Итальянский характер проявляет себя прежде всего в могучей, сметающей все на своем пути любовной силы. Италия, полюбившаяся Стендалю с юности, воспринималась им как страна необузданных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля. «Итальянские хроники» воспроизводят разные формы страстей. (Во время рассказа учителя на интерактивной доске появляются слайды с изображениями Стендаля, его жизни, Италии)

Обратимся к новелле «Ванина Ванини». Пьетро Миссирилли - герой дела, с высоким чувством гражданского долга. Это итальянский юноша, бедняк, унаследовавший лучшие черты своего народа, горд, смел и независим. Ненависть к тирании и мракобесию, боль за отечество, страдающее под тяжким игом иноземцев и местных феодалов, приводят его в одну из вент карбонариев. Став ее вдохновителем и вождем, Пьетро видит свое предназначение и счастье в борьбе за свободу родины. Преданность опасному, но благому для Италии делу, честность и самоотверженность, присущие Миссирилли, позволяют определить его характер как героический. Он принадлежит к новому типу людей, душа которых охвачена патриотической страстью. Он энергичен, но лишен тщеславия, страстен, но при этом не разделяет личное и общественное благо.

А что мы можем сказать о героине новеллы Ванине Ванини? Это девушка – натура сильная, яркая, цельная. Римскую аристократку, не знающую себе равных по красоте и знатности, случай сводит с Пьетро, раненным во время побега из тюрьмы, куда после неудавшегося восстания он был брошен властями. В нем Ванина обнаруживает те качества, которыми обделена молодежь ее среды, не способная ни на подвиги, ни на сильные движения души. В увлечении Ванины карбонарием отразилась характерная особенность эпохи 1820-х годов – стремление к переменам в обществе, которых ждали с надеждой и тревогой. «Новое» для Ванины воплощается в необычном для ее среды типе человека – карбонарии, герое, который в отличие от окружающих ее аристократов, по словам героини, «по крайней мере, что-то совершил, а не только дал себе труд родиться».

- Почему же с самого начала произведений можно было догадаться том, что Пьетро и Ванина не обретут счастья? Почему их любовь обречена?

- А что бы вы выбрали на месте Пьетро? Любовь или гражданский долг? Почему? Объясните свою точку зрения.

- Понимаете ли вы его выбор?

Теперь мы обратимся к нескольким эпизодам экранизации новеллы.

-Так ли вы представляли себе героев?

-Насколько фильм отличается от книги?

Итак, подводя итоги, мы с уверенностью можем сказать, что это произведение - гимн красоте и величию дерзновенных освободительных порывов человеческого духа. И это придает всему содержанию новеллы широкий общечеловеческий смысл. Подумайте пожалуйста о том, совместимо ли великое дело с личным счастьем.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области