Родительское собрание на тему:
«Маленьким детям - большие права»
Цель:
Формировать у родителей понимание того, что права ребёнка - это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны.
Задачи:
Способствовать становлению правовой культуры родителей.
Пропаганда правового воспитания.
Формировать у родителей представления о правах ребёнка на основе «Конвенции о правах ребёнка».
Развивать уважение к достоинству и личным правам ребёнка.
План проведения:
1.Просмотр презентации «маленьким детям - большие права» ( «Конвенция о правах ребёнка»)
2.Выступление детей группы «Наши права»
3.Совместный тренинг детей и родителей
4.Деловая игра для взрослых « Что мы знаем о правах наших детей»
5.Заключительная часть.
Ход собрания:
I часть.
-Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о правах наших детей. Я предлагаю просмотреть презентацию «Маленьким детям - большие права»
1слайд:
Любой человек на земле обладает своими правами и обязанностями. Свои права и обязанности имеют и наши дети.
Ребёнку, в отличие, от взрослых, требуется особая защита в силу его зависимого положения: он зависит от родителей, от педагогов, от других взрослых.
2слайд:
Зачем надо знать права ребёнка?
Чем больше людей будут знать о правах ребёнка и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права ребёнка будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!
3слайд:
Благополучие детей всегда вызывало пристальное внимание международного сообщества.
В 1924году в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребёнка.
Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.
слайд:
В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми.
Несмотря на значимость этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже, т.е. после провозглашения ООН принципа уважения прав человека.
слайд:
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка, в десяти принципах которой закрепляются права детей на
Имя
Гражданство
Любовь
Понимание
Материальное обеспечение
Социальную защиту
Возможность получать образование
Развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание уделяется защите ребёнка.
Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет»
6слайд:
Декларация явилась смысловой основой для нового важного документа - Конвенции о правах ребёнка,
которая была принята 20 ноября 1989года. Вступила в силу 2. 09.1990г.
В России была ратифицирована 13 июля 1990года.
7слайд:
Конвенция - это международное соглашение государств подписанное ими. В ней права ребёнка приобретают силу норм международного права. Нормы её служат ориентиром для правительств, желающих изменить жизнь детей в лучшую сторону.
8слайд:
Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей.
В преамбуле подчёркивается, что ребёнок - это человеческое существо от рождения до 18 лет.
Все права можно разделить на 6 разных норм.
Вот основные из них:
9слайд:
К первой группе можно отнести такие права ребёнка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Ст.2
Все дети имеют право на равенство - имеют равные права, независимо от религии, расы, пола, языка, семейного положения.
Ст.6
Неотъемлемое право на жизнь.
Ст.7
Право на имя и национальность при рождении.
10слайд:
Ко второй группе относятся права ребёнка на семейное благополучие.
Ст.9
Ребёнок не может быть разлучён со своими родителями вопреки их желанию, кроме исключительных случаев.
Ст.8
Родители несут основную ответственность за воспитание
и развитие ребёнка. Интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.
11слайд:
К третьей группе относятся права ребёнка на свободное развитие его личности.
Ст.15
Право на общение с другими людьми.
Ст.12
Право выражать свои взгляды.
Дети могут говорить, что они думают, что они говорят должно быть выслушано внимательно.
Ст.17
Право на получение информации.
12 слайд:
Четвёртая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.
Ст.23
Право на полную и активную жизнь - дети-инвалиды Должны быть независимыми и принимать активное участие в жизни детей.
Ст.24
Право ребёнка на пользование наиболее совершенными
услугами системы здравоохранения. Дети имеют право жить в чистой окружающей среде, есть здоровую пищу и пить чистую воду.
13слайд:
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие.
Ст.28, 29
Право на образование и развитие - все дети
имеют равные шансы на развитие своих способностей, имеют право ходить в школу, которая должна быть доступна для всех.
Ст.31
Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его
возрасту, участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
14слайд:
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации.
Ст.19, 32
Защищает ребёнка от насилия и жестокости, оскорблений и наркотиков, от всех форм эксплуатации, наносящих
ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка.
15слайд:
Нормативно-правовые документы по реализации прав ребёнка:
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конституция Р.Ф.
Семейный кодекс . Закон «Об образовании»
Закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в Р.Ф.»
Федеральная целевая программа «Дети России»
2 часть
-А сейчас наши дети сами расскажут вам о своих правах. (Под музыку входят дети)
Встречайте!
Выступление детей.
-Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
-Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята.
-Есть еще такое право
Помнить думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь подарить.
-Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
-Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
-Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке.
-Подросту, возьму я книжки
И пойду я в первый класс.
В школу ходят все детишки
Это право есть у нас.
-Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь
Пищу вправе получать.
-Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
3 часть.
Тренинг на гармонизацию детско-родительских отношений. (Приложение №1)
4 часть:
Уважаемые мамы и папы, я предлагаю вам немножко поиграть. Наша деловая игра называется «Что мы знаем о правах ребёнка?». Для этого нам необходимо разделиться на 3 команды. (Родителям раздаются фрагменты высказывания известных людей о детях, каждое высказывание определённого цвета.)
Первое задание:
Нужно собрать фразу.
Слайд №2
1команда
«Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего этого заслуживает»
Эрма Бомбек.
Слайд№3
2команда
«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.»
Оскар Уайльд.
Слайд №4
3команда
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. Сухомлинский.
- Ну что ж, с первым заданием все команды справились на «отлично».
Слайд №5
Второе задание:
Назовите документы по защите прав ребёнка.
3 задание:
Назовите, о каких правах поётся в детских песенках. Звучат песни:
1.«В траве сидел кузнечик»
2.«Учат в школе»
3.«Хорошо идти по свету с карамелькой за щекою...»
4.«Это правда, ну чего же тут скрывать: дети любят, очень любят рисовать»
5.«На прививку, первый класс»
6.«Песенка Мамонтёнка»
7.«Пусть всегда будет солнце»
8.«Антошка»
9.«Песенка про лучших друзей»
4 задание:
Выставка детского творчества «Умелые руки». (Командам раздаются карточки с «изобретениями». Приложение №2).
Здесь представлены изобретения умельцев:
Сл. №6
А) Учебник «Мечта»
Сл.№7
Б)Столовый прибор «Экономный»
Сл.№8
В)Стул «отличник»
Сл.№9
Г)Бревно гимнастическое «Лёгкая жизнь»
Сл.№10
Д)Будильник «Надёжный»
Сл.№11
Е)Меню «Ежедневное»
-Скажите, можно ли их использовать, не нарушая Конвенцию о правах ребёнка? Какие статьи нарушаются при использовании этих изобретений?
5 задание:
-Перед вами значки-символы, отражающие основные статьи Конвенции. Ваша задача - отгадать, к какой статье относится каждый из символов.
Родители наклеивают символ и соответствующую статью Конвенции на лепесток, после чего все лепестки приклеиваются на один общий плакат, который будет вывешен в приёмной нашей группы.
Заключительная часть.
-Дорогие родители! Помните.
Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
Памятка для родителей
Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей семье: (приложение №3)
Закончить нашу встречу я хочу стихотворением.
(Звучит музыка Ф. Гойя «Золотые серёжки» )
Берегите детей, берегите:
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите-
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите1
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!
В.Н. Максимочкина
-Хочется сказать всем большое спасибо за активное участие в нашем родительском собрании, мы надеемся, что время, проведённое вместе, не прошло даром.
Для проведения родительского собрания были использованы:
1.Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» М.: «ВАКО»,2011.
2.«Знакомим дошкольников с «Конвенцией о правах Ребёнка» М.: «АРКТИ», 2004.
3.Шабельник Е.С. «Права ребёнка» М.: «ВИТА-ПРЕСС», 1997.
4.Конвенция о правах ребёнка Конвенция ООН.-М.: РИОР,2007.
5.Родительское собрание «Права ребёнка- обязанности родителей»,www. l.septembtr.ry
6.Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений. Упражнение «Яйцо».
.
Приложение №1
Упражнение «Яйцо».
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.
Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.
- Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло.… Вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке
Приложение №2
Приложение №3
Памятка для родителей
Доверие - основное правило.
Всегда ребенку Вы говорите правду.
Стараетесь быть примером для ребенка.
Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
Советуйтесь с ребенком.
Не обманывайте ребенка.
Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку в чем он прав или не прав.
Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
Выход из безвыходного положения - шутка.
Телевизор хорошо, а природа лучше.
Познание, чтение - радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.
.