Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов: Котлярова О.А.

Для повышения мотивации и создания комфортности пребывания ученика в школе я обучаю детей, используя различные современные технологии и считаю, что особенно  важно использовать в 1-4 классах игровую технологию.

«В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…», -  сказал русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Одной из главных задач современной начальной школы сегодня  является создание необходимых условий для личностного развития каждого.  Именно поэтому учителю важно использовать в педагогической деятельности комплекс средств, формирующих универсальные учебные действия, которые нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В своей работе опираюсь на знания и методические рекомендации учёных -педагогов, которые раскрыли сущность игровой технологии, как Константина Дмитриевича Ушинского, Павла Блонского, Даниила Борисовича Эльконина.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, а также помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность.

На мой взгляд, игровая технология –  самая актуальная для учителя начальной школы.

Уроки с использованием игровой технологии способствуют формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.  Они находятся в тесной взаимосвязи.

На сегодняшний день в моей  методической копилке  собран большой материал,  направленный  на  применение игровой технологии в деятельности младших школьников.

На своих уроках я стараюсь использовать различные элементы данной технологии

Существует следующая классификация игр

по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);

— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие);  Пример обучающей игры «Одень человечка» на уроках обучения грамоте.

При изучении звуков обозначаем их в виде человечков, одетых в разные цвета гласные – в красный цвет, согласные твёрдые – в синий, согласные мягкие – в зелёный,  на звонкие звуки надеваем шапочку-колокольчик, глухим – наушники

— по характеру игровой методики (предметные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);  

— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, игры-путешествия).  

Инструментом включения в игру могут служить кукольные игрушки, музыкальное сопровождение урока, использование информационно-коммуникационной техники.

В игре я учу общению. Для достижения этих целей использую групповые задания, работа в парах. На уроке окружающего мира в 3 классе на тему «Улицы города»  обучающиеся пробовали себя в роли архитекторов,  проектировали улицы будущего и представляли свои проекты.  Такой вид работы позволяет детям учиться высказывать своё мнение, быть соучастником мыслительного процесса.

На своих уроках часто использую кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Уроки с использованием ИКТ.

Я считаю, что игру или игровой момент можно провести  на различных этапах урока.   Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе, где элемент игры используется на этапе целеполагания.  Сказочный герой приходит к детям со своим заданием.

- К нам на урок чтения пришёл Незнайка. Он не может справиться с заданием. Оно на экране. Прочтите его. (Нарисуй замок)

- Перед вами 2 картинки. Прочтите слово. Покажите соответствующую картинку. (Дети показывают за'мок и замо'к)

- Выходите к доске Коля и Оля (с разными картинками)

-Что вы выбрали? Произнесите. (Показывают)

- Почему слово одно, а картинки разные? (Значение слова зависит от ударения)

-Догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить? («Роль ударения в значении слов, которые одинаково пишутся». Учитель открывает тему урока.

Игры, используемые на уроках русского языка:

1. «Дополни слово» Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв, как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, т, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению: тонкий, - острый, - чистый, - громко, - низко, - холодно, - здоровье, - победа, мир и т.п.

2. «Из слогов -- слова» Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Игры на уроках математики

1.Устный счет с учащимся провожу в форме различных игр, шифровок математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, «Молчанка» 

2.При обобщении и повторении блока изученных тем применяю игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

Например: 

Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое? Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?

 3.Аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

4.Блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

1) 3 кг яблок стоят 9 р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2) За 4 ч автомат закрывает 8 банок. За сколько времени он накроет 12 банок?

3) 9 л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4) После того как Таня прочитала 10 страниц книги, ей осталось прочитать на 5 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

При закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) использую игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

5.Игра“Назови соседей числа”

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

6. Игра “ Старик Хоттабыч”.

Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”.

Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)

Найдите “ лишнее” число. Выпишите чётные, нечётные числа. Составьте равенства и неравенства. Увеличьте числа на2.Уменьшите числа на 2.

Из кувшина вышел вдруг

Добрый джин – наш старый друг. Кто решит всё без подсказки, Тех возьмёт с собою в сказку.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра. 

Нравятся  игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее?», «Найди фигуру», «Найди ошибку», «Не дописанный пример», «Закодированный ответ», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Кто больше составит примеров?», «Кто лучше считает?» 

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов.

Например: Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на четыре изумруда меньше. Сколько все изумрудов получит в подарок Белоснежка?

Игра «Наряди елочку»

– Какой самый веселый праздник зимой? (Новый год)

– Правильно! На Новый год в каждом доме наряжают елочку. Посмотрите, какая и у нас красивая елочка! Но, что случилось? Почему игрушки

разбиты? Наверное, налетел ветер и разбил их. Давайте вновь нарядим

нашу елочку.

Литература

Дидактические и развивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина. – М.: Планета, 2011.

Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Ростов н /Д: Феникс, 2010

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области