Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов: Котлярова О.А.
Для повышения мотивации и создания комфортности пребывания ученика в школе я обучаю детей, используя различные современные технологии и считаю, что особенно важно использовать в 1-4 классах игровую технологию.
«В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…», - сказал русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Одной из главных задач современной начальной школы сегодня является создание необходимых условий для личностного развития каждого. Именно поэтому учителю важно использовать в педагогической деятельности комплекс средств, формирующих универсальные учебные действия, которые нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте.
В своей работе опираюсь на знания и методические рекомендации учёных -педагогов, которые раскрыли сущность игровой технологии, как Константина Дмитриевича Ушинского, Павла Блонского, Даниила Борисовича Эльконина.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, а также помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность.
На мой взгляд, игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.
Уроки с использованием игровой технологии способствуют формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Они находятся в тесной взаимосвязи.
На сегодняшний день в моей методической копилке собран большой материал, направленный на применение игровой технологии в деятельности младших школьников.
На своих уроках я стараюсь использовать различные элементы данной технологии
Существует следующая классификация игр
по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие); Пример обучающей игры «Одень человечка» на уроках обучения грамоте.
При изучении звуков обозначаем их в виде человечков, одетых в разные цвета гласные – в красный цвет, согласные твёрдые – в синий, согласные мягкие – в зелёный, на звонкие звуки надеваем шапочку-колокольчик, глухим – наушники
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, игры-путешествия).
Инструментом включения в игру могут служить кукольные игрушки, музыкальное сопровождение урока, использование информационно-коммуникационной техники.
В игре я учу общению. Для достижения этих целей использую групповые задания, работа в парах. На уроке окружающего мира в 3 классе на тему «Улицы города» обучающиеся пробовали себя в роли архитекторов, проектировали улицы будущего и представляли свои проекты. Такой вид работы позволяет детям учиться высказывать своё мнение, быть соучастником мыслительного процесса.
На своих уроках часто использую кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Уроки с использованием ИКТ.
Я считаю, что игру или игровой момент можно провести на различных этапах урока. Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе, где элемент игры используется на этапе целеполагания. Сказочный герой приходит к детям со своим заданием.
- К нам на урок чтения пришёл Незнайка. Он не может справиться с заданием. Оно на экране. Прочтите его. (Нарисуй замок)
- Перед вами 2 картинки. Прочтите слово. Покажите соответствующую картинку. (Дети показывают за'мок и замо'к)
- Выходите к доске Коля и Оля (с разными картинками)
-Что вы выбрали? Произнесите. (Показывают)
- Почему слово одно, а картинки разные? (Значение слова зависит от ударения)
-Догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить? («Роль ударения в значении слов, которые одинаково пишутся». Учитель открывает тему урока.
Игры, используемые на уроках русского языка:
1. «Дополни слово» Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
Составить из предлагаемого набора букв, как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, т, ш, а, н, и, ы, г, с
Назвать слова, противоположные по значению: тонкий, - острый, - чистый, - громко, - низко, - холодно, - здоровье, - победа, мир и т.п.
2. «Из слогов -- слова» Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.
Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.
Игры на уроках математики
1.Устный счет с учащимся провожу в форме различных игр, шифровок математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, «Молчанка»
2.При обобщении и повторении блока изученных тем применяю игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.
Например:
Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое? Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?
3.Аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).
4.Блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:
1) 3 кг яблок стоят 9 р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?
2) За 4 ч автомат закрывает 8 банок. За сколько времени он накроет 12 банок?
3) 9 л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?
4) После того как Таня прочитала 10 страниц книги, ей осталось прочитать на 5 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?
При закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) использую игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
5.Игра“Назови соседей числа”
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
6. Игра “ Старик Хоттабыч”.
Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”.
Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)
Найдите “ лишнее” число. Выпишите чётные, нечётные числа. Составьте равенства и неравенства. Увеличьте числа на2.Уменьшите числа на 2.
Из кувшина вышел вдруг
Добрый джин – наш старый друг. Кто решит всё без подсказки, Тех возьмёт с собою в сказку.
Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.
Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.
Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.
На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.
Нравятся игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее?», «Найди фигуру», «Найди ошибку», «Не дописанный пример», «Закодированный ответ», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Кто больше составит примеров?», «Кто лучше считает?»
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов.
Например: Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на четыре изумруда меньше. Сколько все изумрудов получит в подарок Белоснежка?
Игра «Наряди елочку»
– Какой самый веселый праздник зимой? (Новый год)
– Правильно! На Новый год в каждом доме наряжают елочку. Посмотрите, какая и у нас красивая елочка! Но, что случилось? Почему игрушки
разбиты? Наверное, налетел ветер и разбил их. Давайте вновь нарядим
нашу елочку.
Литература
Дидактические и развивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина. – М.: Планета, 2011.
Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Ростов н /Д: Феникс, 2010