Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности нравственного воспитания младших школьников

Описание особенностей нравственного воспитания младших школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дихтун Д. С., магистрант ИППО,

г. Москва. Е-mail: dasha77_95.95@mail.ru

Научный руководитель

д.п.н., профессор, Сергеева В.П.

Ключевые слова: «нравственное воспитание», «младшие школьники», «нравственные представления, нормы, правила».

Аннотация: в данной статье говорится об особенностях нравственного воспитания в младшем школьном возрасте. О приемах, которыми должен владеть педагог для того, чтобы помочь младшим школьникам овладеть базовыми знаниями и развить их по мере взросления «школьника».

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, общественных отношений – все это непосредственно зависит от приятия личностью национальных и общечеловеческих ценностей. Законом Российской Федерации «Образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Таким образом, нравственное воспитание обучающихся, является одной из первостепенных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа общества. Содержание нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. В целом, многоплановым процессом является нравственное воспитание личности в целом.

В своем словаре Ожегова С.И., понятие «нравственности» рассматривается как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. [2].

В исследованиях Григоровича Л.А. нравственность определяется как личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. [1].

Проблему нравственного воспитания анализировали философы античности такие как, Пифагор, Аристотель, Демократ. Намного позже, над данной проблемой работали советские исследователи: Л.Г. Григорович, Л.Н. Толстой, И.П. Подласый, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламов, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, Б.Т. Марьенко.

Нравственное воспитание детей осуществляется с дошкольного возраста, где они осваивают первые нравственные качества. Важной задачей для учителя является выявить уровень нравственности у обучающихся, которые только-только переступили порог класса и получили новый статус «ученик». Для этого педагог разрабатывает программу нравственного воспитания обучающихся, таким образом, чтобы укрепить имеющиеся знания и продолжить их развитие.

Стремление детей стать «школьниками» является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом в школу у них расширяется круг общения и обязанностей. Главным для обучающихся становится учеба. Перед ними появляется главная задача, научиться строить нравственные отношения со сверстниками и учителем.

По мнению ученых, младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных норм и правил, диктующих обществом. Основой воспитания является нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, формирование его гуманистического отношения и взаимоотношения со сверстниками, опорой на чувства и эмоциональную отзывчивость.

В исследованиях Ж. Пиаже установлено, что в период 5-12 лет представления о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. В его понимании «нравственный реализм», – это твердое, непоколебимое и однозначное понимания понятий «добра и зла», разделяющее все существующее только на две категории – «хорошее и плохое» – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.

В младшем школьном возрасте развивается чувство собственного «Я», наряду с ним развивается и представление о «Я» других людей,

которое отличается от собственного. В данный период очень важно научить ребенка учитывать не только свои интересы, но и интересы, и потребности других людей.

Предпосылкой нравственного поведения является знание моральных норм, но одних знаний недостаточно. Критерием определения уровня нравственности, нравственного поведения могут служить только реальные поступки обучающихся и их побудительные мотивы. Сознательное соблюдение норм морали могут быть воспитаны только в определенных условиях, упражняясь в нравственных поступках.

Слово учителя является инструментом воздействие на воспитание личности ребенка. Педагог должен проводить беседы, направленные на духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Важно призывать своих воспитанников быть правдивыми и откровенными с самим собой, помогать ставить такую цель для жизни, для достижения которой надо будет решать задачи, которые будут соответствовать правилам морали.

Новое содержание начального обучения способствовало открытию новых возможностей для воспитания, которое определяет значение содержания образования, а именно: методика преподавания, личность и знание учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Это все составляет систему воздействий, которая в свою очередь направляет развитие обучающихся и определяет особенности их формирования.

Главной задачей педагога на данный момент является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающего мира и людей. Решение этой задачи, тесно связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности обучающегося. Поэтому, именно в начальных классах так необходимо применение специальных методов таких как: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у младших школьников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций), которые будут способствовать формированию нравственности младших школьников.

Список использованной литературы

Григорович Л.А., Педагогика и психология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003-287 с.

Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.

Рахимов А.З. ,Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области