Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"К теме "диалог" в школьном учебнике"

Данная статья посвящена проблемам преподавания русского языка в школе. Рассмотрена тема "диалог" и ее отражение в школьном учебнике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Доброневская Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

К теме «диалог» в школьном учебнике

В практике школьного преподавания синтаксиса несправедливо мало внимания уделяется диалогу, в то время как большинство исследователей сходятся во мнении, что истинное бытие языка проявляется в речи, а основной формой существования последней признают диалог. Безусловно, такое положение дел является следствием сложности и многоаспектности рассматриваемого феномена. Однако в науке уже накоплено достаточно сведений для того, чтобы сделать необходимые обобщения и использовать имеющиеся знания для нужд обучения.

За единицу диалогической речи принято диалогическое единство (ДЕ), определение которого с учетом последних научных данных должно включать в себя следующие аспекты:

ДЕ – это речевые произведения как результаты состоявшихся диалогических контактов.

Это те формы объединения предложений в одно структурно – смысловое целое, по образцу и моделям которых строится диалогическая речь.

Внешне, поверхостно эти формы выступают в виде объединения, с одной стороны, реплики – акции (РА), то есть высказывания собеседника, побуждающего другого вступить в контакт, а с другой – в виде реплики – реакции (РР), то есть высказывания второго собеседника – ответа на побуждение первого.

Между РА и РР обязательно устанавливаются различного рода смысловые отношения как внутренняя конечная цель и результат состоявшегося диалогического контакта. Данные отношения – это семантический центр и центральный смысловой стержень связи реплик и их объединения в то синтаксическое целое, которое называют единицей диалогического общения (ДЕ),

Все такие отношения являются проявлением наиболее общих, инвариантных отношений тождества и различия.

В более конкретном плане эти отношения нередко именуются согласием или несогласием, утверждением или отрицанием, подтверждением или опровержением, разрешением или запретом, одобрением или порицанием, положительной или отрицательной оценкой.

ДЕ как речевые произведения и как результаты состоявшихся диалогических контактов разных лиц могут быть зафиксированы в разных материальных формах и изучаться через анализ этих форм. В целях обучения могут быть использованы ДЕ, зафиксированные в письменных формах языкового общения, которые в достаточной степени адекватно имитируют живую диалогическую речь и могут служить материалом для изучения ее основных особенностей.

На начальном этапе изучения диалога школьниками достаточно рассмотреть состоявшиеся диалогические контакты двух лиц, и главным образом в простейших формах: высказывание – предложение одного лица плюс аналогичное высказывание другого. В дальнейшем знания о диалогах, полученные на примерах простейших ДЕ, помогут учащимся в овладении более сложными формами диалога.

В современном русском языке можно выделить два основных функциональных корпуса ДЕ:

ДЕ, основная функция которых состоит в установлении между собеседниками тождества-нетождества мнений по поводу вступления в диалогический контакт.

ДЕ, основное назначение которых - отразить, выразить тождество – нетождество мнений собеседников по поводу существа требующегося в данной ситуации диалогического контакта.

Получение школьниками сведений о единице диалогической речи и ее основных свойствах, синтаксических связях между репликами ДЕ, месте ДЕ в системе единиц языка и об их основных типах восполнит тот пробел в знаниях о языке, который сейчас существует.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области