Доброневская Анна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
К теме «диалог» в школьном учебнике
В практике школьного преподавания синтаксиса несправедливо мало внимания уделяется диалогу, в то время как большинство исследователей сходятся во мнении, что истинное бытие языка проявляется в речи, а основной формой существования последней признают диалог. Безусловно, такое положение дел является следствием сложности и многоаспектности рассматриваемого феномена. Однако в науке уже накоплено достаточно сведений для того, чтобы сделать необходимые обобщения и использовать имеющиеся знания для нужд обучения.
За единицу диалогической речи принято диалогическое единство (ДЕ), определение которого с учетом последних научных данных должно включать в себя следующие аспекты:
ДЕ – это речевые произведения как результаты состоявшихся диалогических контактов.
Это те формы объединения предложений в одно структурно – смысловое целое, по образцу и моделям которых строится диалогическая речь.
Внешне, поверхостно эти формы выступают в виде объединения, с одной стороны, реплики – акции (РА), то есть высказывания собеседника, побуждающего другого вступить в контакт, а с другой – в виде реплики – реакции (РР), то есть высказывания второго собеседника – ответа на побуждение первого.
Между РА и РР обязательно устанавливаются различного рода смысловые отношения как внутренняя конечная цель и результат состоявшегося диалогического контакта. Данные отношения – это семантический центр и центральный смысловой стержень связи реплик и их объединения в то синтаксическое целое, которое называют единицей диалогического общения (ДЕ),
Все такие отношения являются проявлением наиболее общих, инвариантных отношений тождества и различия.
В более конкретном плане эти отношения нередко именуются согласием или несогласием, утверждением или отрицанием, подтверждением или опровержением, разрешением или запретом, одобрением или порицанием, положительной или отрицательной оценкой.
ДЕ как речевые произведения и как результаты состоявшихся диалогических контактов разных лиц могут быть зафиксированы в разных материальных формах и изучаться через анализ этих форм. В целях обучения могут быть использованы ДЕ, зафиксированные в письменных формах языкового общения, которые в достаточной степени адекватно имитируют живую диалогическую речь и могут служить материалом для изучения ее основных особенностей.
На начальном этапе изучения диалога школьниками достаточно рассмотреть состоявшиеся диалогические контакты двух лиц, и главным образом в простейших формах: высказывание – предложение одного лица плюс аналогичное высказывание другого. В дальнейшем знания о диалогах, полученные на примерах простейших ДЕ, помогут учащимся в овладении более сложными формами диалога.
В современном русском языке можно выделить два основных функциональных корпуса ДЕ:
ДЕ, основная функция которых состоит в установлении между собеседниками тождества-нетождества мнений по поводу вступления в диалогический контакт.
ДЕ, основное назначение которых - отразить, выразить тождество – нетождество мнений собеседников по поводу существа требующегося в данной ситуации диалогического контакта.
Получение школьниками сведений о единице диалогической речи и ее основных свойствах, синтаксических связях между репликами ДЕ, месте ДЕ в системе единиц языка и об их основных типах восполнит тот пробел в знаниях о языке, который сейчас существует.