СЦЕНАРИЙ «УРОКА ДОБРОТЫ»
Малых Ирина Александровна, учитель начальных классов (высшая категория)
Дата проведения мероприятия - 12.04.2018
Место проведения - МБОУ СОШ с УИОП №62 им. А. Я. Опарина города Кирова
Класс – 4А, количество учащихся – 24 (12 девочек, 12 мальчиков). Детей с инвалидностью нет
Тема занятия: «Мир равных возможностей»
Цель: Изменить отношение детей к людям с инвалидностью, через показ того, что каждый человек особенный, и, несмотря, на инвалидность, все люди равны в своих правах.
Задачи:
рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие
приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
рассказать о возможности и необходимости создания доступной среды для всех
Ход занятия
Вводный этап.
Дети сидят по кругу.
Учитель приветствует детей:
Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем мы всем и всему!
Проводится упражнение «Цветные ладони»
Участники группы хаотично передвигаются по классу. Учитель
держит три «ладони» (синюю, красную, желтую)
Учитель поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый
должен поздороваться как можно с большим количеством играющих.
Здороваться надо разными способами.
Красная ладонь – надо пожать руку.
Синяя ладонь – погладить по плечу партнера.
Желтая ладонь – поздороваться «спинками».
Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на
разговоры.
Учитель:
- Что вы почувствовали во время игры?
- Когда вы чувствовали себя наиболее комфортно?
- Когда вам было весело?
Как хорошо, что мы все вместе.
Правила занятия
Пусть сегодня на занятии каждый будет активным, доброжелательным, открытым для общения, помните, что занятие – это общая работа, что каждый участник имеет право на собственное мнение по любому
вопросу.
Предлагается поиграть в игру «Бездомный заяц
Учитель встаёт в круг – он «бездомный заяц», для него нет стула в круге. «Заяц» просит встать тех, кто на завтрак ел бутерброд, а сам в это время занимает свободное место. Кому не досталось стула, тот «бездомный заяц». Игра продолжается.
Учитель:
- Ребята, мы все такие разные, но мы и похожи, у нас оказалось много общего.
-Расскажите, что вы чувствовали, когда вы оказывались в роли «бездомного зайца»?( страх, неловкость, обида, одиночество)
Просмотр мультфильма «Макрополис»
Учитель: - О чем этот мультфильм?
- Что вы заметили?
-Что вас удивило?
- Что вы чувствовали во время просмотра? А сейчас?
-Почему мальчик выбрал их?
- Как думаете, о чем пойдёт наш разговор сегодня?
2.Основной этап
СЛАЙД. Картинка и тема занятия «МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ |
Учитель:
- Как вы понимаете тему занятия?
-Каждый человек особенный, но все равны, у всех равные возможности, равные права на учёбу, отдых, развлечения, творчество.
- Что вы заметили?
- Сегодня мы поговорим о людях с инвалидностью.
У кого есть знакомые люди с инвалидностью. (родственники, соседи, друзья?)
Правильно называть таких людей – люди с инвалидностью
СЛАЙД. (открывается карточка «Человек с инвалидностью»)
- Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью в городе?
- Какие бывают виды инвалидности? (дети открывают карточки)
- Как вы думаете, как люди без инвалидности относятся к людям с
инвалидностью?
- Как вы сами к ним относитесь? ( Не жалость, а сочувствие, сопереживание и поддержка)
- Какие приспособления для людей с инвалидностью существуют? ( коляска, слуховой аппарат, белая трость, светофоры со звуковыми сигналами и т.д.)
Игры «Имитации»
Цель упражнения: дать возможность детям прочувствовать на себе
трудности, которыми сталкиваются люди с инвалидностью
и понять, что он при этом ощущает.
1)Невидящий человек. Одному ученику завязывают глаза, второй сопровождает первого от доски по классу, возвращаются к доске, невидящий находит у доски мел и пишет своё имя. Сопровождающий разговаривает, предупреждает об опасности, направляет (налево, направо, вперёд, сколько шагов)
2) Человек без руки.
Предлагается застегнуть и расстегнуть пуговицы, собрать в портфель учебники, ручки, тетради.
3) Разговор без слов.
Один ученик показывает на языке жестов фразу «Я хочу конфету», а другой старается понять. (Как по-другому? Написать, показать картинку, учить язык жестов)
Учитель: Вопросы к сопровождающему и к тому, кто выполнял задание:
-Расскажите о своих чувствах, ощущениях, переживаниях.
- С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью в повседневной жизни ?
СЛАЙД = ДОСКА
КИНОТЕАТР | |
- Может ли человек в коляске попасть в кинотеатр?
- Что ему мешает?
- Что надо сделать?
СЛАЙД (пандус, места в зале, кнопка вызова
- Может ли посещать кинотеатр, слабовидящий человек?
- С какими трудностями он столкнётся? (подняться по лестнице, купить билет в кассе, найти кинозал, понять смысл фильма)
- Что сделать, чтобы слабовидящий человек мог посещать кинотеатр?
СЛАЙД (жёлтые круги на двери, желтые полоски по пути следования, тактильные полоски на поручнях, синхронный перевод в наушниках)
- А какие трудности при походе в кинотеатр могут испытывать слабослышащие и не слышащие люди?
- Как им помочь?
СЛАЙД (субтитры, информационное табло)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Разбить класс на 3 группы, предложить бумагу и фломастеры.
- Нарисуйте приспособления, которые надо предусмотреть, чтобы люди с инвалидностью смогли посещать кинотеатр.
(Дети рисуют, вырезают приспособления, прикрепляют их на доску.)
Учитель:
- Подумайте, а могут ли быть полезными эти приспособления и для людей без инвалидности? Докажите.
(Дети приводят примеры).
Можем сделать вывод, что все люди отличаются, у всех свои особенности, но у людей с инвалидностью и без инвалидности одинаковые возможности.
А сейчас сказка:
Сказка Валери Томас и Корки Пол «Винни и чёрный кот»
Вопросы:
- О чем сказка?
- Что сделала ведьма Винни в конце концов?
- Что изменилось?
- Как содержание сказки связано с нашим занятием?
- О чем сегодня говорили?
- Что вы поняли ?
Инвалидность – это нарушение здоровья. Это может произойти с каждым, но человек остаётся человеком. Чтобы у него были равные с нами возможности, нужно убрать преграды и барьеры, и мир расцветится яркими красками.
3.Заключительный этап
Рефлексия.
И над городом, в котором жила колдунья поднялось солнце, все были счастливы: и кот, и Винни… А вы?
Если вам было комфортно работать вместе, если в вашей душе зазвенели струны добра, если вы посмотрели на мир и людей другими глазами, подарите солнцу свой луч (дети прикрепляют лучи на солнце)
Дома расскажите родителям о том, что узнали сегодня на занятии, обсудите вместе с родными, как можно сделать мир добрее.
Спасибо за занятие.
Фотографии с занятия Урок доброты : «Мир равных возможностей»
4А класс, МБОУ СОШ с УИОП №62 им. А. Я. Опарина города Кирова.
Учитель : Малых Ирина Александровна