РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наименование: «Математика вокруг нас»
Класс: 10-11
Учитель: Шуманова Наталья Александровна
Срок реализации программы: 2017 – 2018 год
Количество часов по учебному плану: всего 144 часа в год; в неделю 4 часа
Рабочую программу составил: учитель математики Шуманова Н.А.
Пояснительная записка.
Математическое образование в системе среднего (полного) общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи « потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:
Привитие интереса к математическим знаниям;
Развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.
Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развитии умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
Разработка и содержание данной программы обусловлены непродолжительным изучением некоторых тем средней школы: задачи с параметрами, решение задач различного характера, заданий с модулем, доказательство неравенств, математическая индукция, проценты, делимость выражения и решение уравнений в целых числах, решение уравнений различной степени, геометрические задачи.
Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс средней школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены, олимпиады различных уровней. Решения текстовых задач – это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто трудно достижимая для учащихся задача.
С другой стороны, необходимость усиления геометрической линии обусловливается следующей проблемой: задание единого государственного экзамена предполагает решение геометрических задач. Для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов и опыт в решении геометрических задач.
Итоги экзамена показали, что учащиеся плохо справлялись с заданиями по следующим темам: геометрические задачи, доказательство неравенств, решение уравнений в целых числах, теории последовательности, теории делимости и задачам с параметрами, которые были включены во второй части ЕГЭ по математике 2010 года, или вообще не приступали к ним.
Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса.
Подготовка к ЕГЭ требует от учащихся повторения материала программы основной школы, что и достигается при преобразовании алгебраических выражений, в решении неравенств, построении графиков функций и так далее.
Это объединение дополнительного образования, рассчитанное на 144 ч (4 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Математическое объединение дополнительного образования позволяет ученикам утвердиться в своих способностях.
Цель математического объединения дополнительного образования:
- развить математическое мышление школьников и их творческие способности;
- углубить знания, умения и навыки, полученные за курс основной школы;
- научить самостоятельно, добывать знания из дополнительной литературы.
Задачи объединения дополнительного образования:
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач ЕГЭ, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Тематическое планирование
работы объединения дополнительного образования
«Математика вокруг нас»
(4 ч в неделю, всего 144 ч)
№ | Содержание материала | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Организация самостоятельной и индивидуальной работы | 2 | |
2 | Решение задач на движение (встречное, в противоположных направлениях) | 2 | |
3 | Решение задач на движение (с отставанием, ) | 2 | |
4 | Решение задач на движение (вдогонку) | 2 | |
5 | Занимательные задачи на переливание | 2 | |
6 | Задачи на переливание. | 2 | |
7 | Задачи на переливание с избытком и недостатком | 2 | |
8 | Задачи на переливание (вычисление и округление) | 2 | |
9 | Системы уравнений с двумя переменными | 2 | |
10 | Решение систем уравнений с двумя переменными | 2 | |
11 | Различные способы решения систем уравнений | 2 | |
12 | Решение рациональных систем уравнений с двумя переменными | 2 | |
13 | Решение задач с помощью систем уравнений | 2 | |
14 | Решение задач с помощью систем уравнений на совместную работу | 2 | |
15 | Решение задач с помощью систем уравнений на прогрессии | 2 | |
16 | Решение задач с помощью систем уравнений на сплавы и смеси | 2 | |
17 | Решение задач с помощью систем уравнений на движение | 2 | |
18 | Сложные задачи. | 2 | |
19 | Решение сложных задач различными способами | 2 | |
20 | Геометрическое место точек. | 2 | |
21 | Решение задач на геометрическое место точек | 2 | |
22 | Решение уравнений n –ой степени (по теореме Безу) | 2 | |
23 | Методы решения уравнений n –ой степени (по теореме Безу) | 2 | |
24 | Различные способы решений уравнений n –ой степени | 2 | |
25 | Использование уравнений n –ой степени в решении задач | 2 | |
26 | Метод неопределённых коэффициентов | 2 | |
27 | Применение метода неопределённых коэффициентов при решении задач | 2 | |
28 | Использование метода неопределённых коэффициентов в уравнениях | 2 | |
29 | Применение метода неопределённых коэффициентов при решении систем уравнений | 2 | |
30 | Метод математической индукции | 2 | |
31 | Свойства действительных чисел | 2 | |
32 | Применение метода математической индукции в решении задач | 2 | |
33 | Применение метода математической индукции при доказательствах | 2 | |
34 | Занимательные задачи. | 2 | |
35 | Математический фольклор разных стран. | 2 | |
36 | Математический фольклор в задачах Европы | 2 | |
37 | Математический фольклор в старинных задачах | 2 | |
38 | Подготовка к ЕГЭ. Преобразование алгебраических выражений | 2 | |
39 | Преобразование иррациональных выражений | 2 | |
40 | Преобразование показательных и логарифмических выражений | 2 | |
41 | Преобразование тригонометрических выражений выражений | 2 | |
42 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 2 | |
43 | Преобразование показательных выражений, содержащих квадратные корни | 2 | |
44 | Преобразование логарифмических выражений, содержащих квадратные корни | 2 | |
45 | Преобразование тригонометрических выражений, содержащих квадратные корни | 2 | |
46 | Решение неравенств | 2 | |
47 | Решение показательных и логарифмических неравенств | 2 | |
48 | Решение тригонометрических неравенств | 2 | |
49 | Область определение функции | 2 | |
50 | Решение задач с использованием области определения функции | 2 | |
51 | Область определения степенных, показательных и иррациональных функций | 2 | |
52 | Область определения логарифмических и тригонометрических функций | 2 | |
53 | Функции и графики | 2 | |
54 | Графики элементарных функции | 2 | |
55 | Графики степенных, показательных и иррациональных функций | 2 | |
56 | Графики логарифмических и тригонометрических функций | 2 | |
57 | Арифметическая и геометрическая прогрессия | 2 | |
58 | Решение задач с помощью арифметической прогрессии | 2 | |
59 | Решение задач с помощью геометрической прогрессии | 2 | |
60 | Текстовые задачи на прогрессии | 2 | |
61 | Задачи по планиметрии. Задачи по теме «Подобие» | 2 | |
62 | Задачи по теме «Свойства площадей». Площади фигур. | 2 | |
63 | Задачи по теме « Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции». | 2 | |
64 | Задачи по теме «Вписанные и описанные окружности». | 2 | |
65 | Задачи по стереометрии. Задачи на сечение многогранников. | 2 | |
66 | Координатный метод при нахождении расстояния от точки до плоскости. | 2 | |
67 | Теорема косинусов для трехгранного угла. Правило трех косинусов. | 2 | |
68 | Задачи, связанные с тетраэдром. | 2 | |
69 | Задачи на вычисление объемов геометрических фигур | 2 | |
70 | Задачи на вычисление площадей геометрических фигур | 2 | |
71 | Решение задач | 2 | |
72 | Решение различных текстовых задач | 2 |
№ темы | Содержание материала | Формы работы |
1 | Вводное занятие. Цель и задачи объединения дополнительного образования. Организация самостоятельной и индивидуальной работы. Решение задач на движение | Беседа, объяснение, творческая работа |
2 | Задачи на переливание. Занимательные задачи. | Индивидуальная работа |
3 | Системы уравнений с двумя переменными | Групповая работа |
4 | Решение задач с помощью систем уравнений | Самостоятельная работа |
5 | Сложные задачи. Геометрическое место точек. | Практическая работа |
6 | Решение уравнений n –ой степени (по теореме Безу) | Исследовательская работа |
7 | Метод неопределённых коэффициентов | Парная работа |
8 | Метод математической индукции | Лекция, коллективная работа |
9 | Занимательные задачи. Математический фольклор разных стран. | Творческая работа |
10 | Подготовка к ЕГЭ. Преобразование алгебраических выражений | Групповая работа |
11 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | |
12 | Решение неравенств | Исследовательская работа |
13 | Область определение функции | Практическая работа |
14 | Функции и графики | |
15 | Арифметическая и геометрическая прогрессия | Самостоятельная работа |
16 | Задачи по планиметрии. | Практическая работа |
17 | Задачи по стереометрии. | Практическая работа |
18 | Решение задач | Творческая работа |
Литература:
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы./Гусева И.Л. и др. – М.: Интеллект-Центр, 2008
Единый государственный экзамен 2011. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Авторы-составители: Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В./ФИПИ-М.:Интеллект-центр, 2010.
ЕГЭ 2012. Математика. Типовые тестовые задания/Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко.-М.:Издательство «Экзамен», 2018
Математика. Решение задач группы В/ Ю.А.Глазков и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
Математика. Решение задач группы С/ И.Н.Сергеев. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
ЕГЭ 2012. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ – М.: Интеллект-центр, 2018
ЕГЭ 2013. Математика. Задача В1- В14. Рабочая тетрадь/Под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. -М.: МЦНМО, 2014
Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с модулями и методика их решения: учебно-методическое пособие. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2005
Айвазян Д.Ф. Математика. 10-11 классы. Решений уравнений и неравенств с параметрами: Элективный курс. – Волгоград: Учитель, 2009
Интернет-ресурсы.
- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
- сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
- методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
- Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
– сайт издательства «Легион»
– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
- Основной целью создания этого сайта было оказание информационной поддержки студентам и абитуриентам при , поступлении в ВУЗы.
- информационная поддержка студентам и абитуриентам при
- Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике Гущин Д. Д.
- проект "Математика? Легко!!!" создан для того, чтобы помочь выпускникам в подготовке к сдаче ЕГЭ по математике. На данный момент на блоге размещено решение более 1000 задач, дано множество рекомендаций по ходу решения, представленный материал поможет достойно подготовиться к сдаче экзамена.
- открытый банк заданий части В ЕГЭ по математике.