Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Атлантический океан"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное коррекционное образовательное учреждение специальная школа интернат №8 г.Пласта

Конспект урока

по географии

На тему: "Атлантический океан."

Составил:

Учитель географии 8 класса

Могутнова Татьяна Николаевна

2016г.

Тема: «Атлантический океан»

Цель: изучить географическое положение, историю исследованияАтлантического океана, его

особенности природы и хозяйственное использование.

Задачи урока:

Образовательная– познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа,умение выделять главное, анализировать.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Коррекционная: формирование умения находить ответы на поставленные вопросы с помощью информационных источников 

Оборудование:

физическая карта мира, атласы, мультимедийный проектор, презентация «Атлантический океан».

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

Фронтальный опрос по теме: «Мировой океан»

1) Что такое океан? (заполненные водой впадины между крупными участками суши – материками.)

2) Что такое материк? (часть суши окруженный со всех сторон водой)

3) Сколько у нас океанов?(4)

4) Что такое Мировой океан? (все океаны соединенные между собой проливами и образуют единый Мировой океан)

5) Какую площадь занимает Мировой океан? (70%)

6) Как жизнь человека связана с морями и океанами?

7) Какую пользу получают люди от океанов и морей?

8) К чему может привезти загрязнения океанов?

9) Какой самый большой океан? (Тихий)

10) Какой самый маленький океан? (Северно Ледовитый)

III. Изучение нового материала

1. Введение

(1 слайд)Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”

(2 слайд)Сегодня на уроке мы изучим географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.

(3слайд)Знакомиться с океаном мы будем по плану:

Географическое положение океана.

История исследования океана.

Происхождение.

Рельеф дна.

Особенности природы.

Хозяйственная деятельность в океане.

2. Характеристика географического положения океана

Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океана.Работа с атласами.

Между какими материками расположен Атлантический океан?

С какими другими океанами он связан?

Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

Как расположен океан относительно экватора, тропиков,

полярных кругов и нулевого меридиана?

В каких климатических поясах расположен океан?

(4слайд)Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды.

Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

3. История исследования океана

(5, 6, 7слайд)Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIXв. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

4. Происхождение Атлантического океана

(слайд 8) Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.

Через всю Атлантику почти по меридианупротянулся гигантский Срединно-Атлантическийхребет.

На севере океана хребет выходит на поверхность – это остров Исландия

Хребет делит ложе океана на две почти равныечасти. Ложе океана занято океаническими

равнинами, подводными поднятиями.

В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов.

К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.

(9 слайд)Познакомимся с основными характеристиками Атлантического океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.

Второй по величине океан.

Площадь – 91, 6 млн. км2.

Объем - 329,7 млн. км3.

Средняя глубина - 3 600 м.

Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

(10 слайд)Океан лежит во всех климатических поясах.

Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах.Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и из Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс.Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов

Средняя соленость Атлантического океана - 34,87‰,средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰, максимальная – более 37,5‰.

(11 слайд) Ответьте на вопросы:

1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?

(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)

2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропич. широтах?

(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)

3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним

показателем?(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной

узости океана переносится ветрами на соседние материки)

(12 слайд) Течения в Атлантике в отличие от Тихого и Индийского океанов направлены не по широте , а почти вдоль меридианов. Течения в Атлантическом океане, активнее чем в других океанах, переносят водные массы, а с ними тепло и холод из одних широт в другие. Течения влияют и на ледовые условия. В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.

(13 слайд)Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.Течения выносят айсберги в открытый океан до 400с.ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. (14 слайд)Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.

(15,16 слайд) Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

(17 слайд)По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.

Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана.

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых.

(18 слайд)Транспортные пути

Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы).Назовите крупные порты.

Рыбный промысел

Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

Рекреационные ресурсы

Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).

(19 слайд)Добыча полезных ископаемых

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

(20 слайд) В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

IV. Закрепление.

Атлантический океан:

Второй по величине океан.

Площадь – 91, 6 млн. км2.

Объем - 329,7 млн. км3.

Средняя глубина - 3 600 м.

Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

Океан лежит во всех климатических поясах.

Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: Европы и Северной Америки.

По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: превосходит Тихий и Индийский океаны.

Тест:

1. Укажите особенность ГП Атлантического океана:

1) Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается начальным меридианом.

2) Атлантический океан не пересекается экватором, но пересекается

начальным меридианом.

3) Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

4) Атлантический океан не пересекается ни экватором, ни начальным меридианом.

2. Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам:

1) Северной и Южной Америки;

2) Южной Америки и Африки;

3) Африки и Европы;

4) Европы и Северной Америки.

3. В каких широтах расположена наиболее широкая часть Атлантики?

1) в полярных и умеренных;

2) в тропических и умеренных;

3) в умеренных;

4) в экваториальных.

4. Образуют ли течения кругооборот в Атлантическом океане? Выберите ответ с правильным объяснением:

1) нет, так как Атлантический океан очень узкий;

2) нет, так как береговая линия материков в Северном полушарии сильно изрезана;

3) да, так как течения возникают в результате общей циркуляции атмосферы;

4) да, так как водные массы находятся в постоянном движении.

5. «Эти два течения Атлантического океана теплые, переносят воду из тропических широт в умеренные ипроходят вдоль восточных берегов материков». Какие это течения?

1) Канарское и Бенгальское;

2) Гвианское и Бразильское;

3) Гольфстрим и Бразильское;

4) Северо-Атлантическое течение и течение Западных ветров.

6. Почему в северной части Атлантического океана айсберги могут встречаться даже на сороковых широтах?

1) на эти широты их выносят течения;

2) из-за высокой солености вод океана в этой части они долго не тонут;

3) Гренландия – главный «производитель» айсбергов – находится на этих широтах;

4) климат в сороковых широтах очень суровый.

7. В каком из данных морей Атлантического океана добывают нефть?

1) в Балтийском;

2) в Саргассовом;

3) в море Уэдделла;

4) в Северном.

8. По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан:

1) уступает Индийскому, но превосходит Северный Ледовитый;

2) превосходит Тихий и Индийский океаны;

3) превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому;

4) уступает Тихому и Индийскому океанам.

Поставьте себе оценку, согласно критериям:

«5» - 8 правильных ответов

«4» - 6 - 7 правильных ответов

«3» - 4 - 5 правильных ответа

«2» - 0 - 3 правильных ответа

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области