КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Захарова В.В. – учитель математики
Алексеева Г.В. – учитель математики
Приемы и методы педагогического взаимодействия с детьми с ОВЗ на уроках математики в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
В настоящее время остро стоит вопрос включения учащихся с особыми образовательными потребностями в повседневный учебный процесс. Инклюзия вызывает много споров, приводятся самые разные аргументы «за» и «против». В условиях нашего учреждения, специфика которого заключается в том, что оно одновременно является общеобразовательным и оздоровительным, работа с детьми, имеющими статус ОВЗ, приобретает особую специфику. Контингент нашего Центра состоит в основном из детей семей социального риска, неполных семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Уроки математики являются сложными для восприятия, что также усложняет нашу педагогическую задачу.
Приоритетным в таком случае становится личностно-ориентированный подход, с учетом психофизиологического состояния ребенка. Не дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ приспосабливаются к учебному процессу, а учебный процесс подстраивается под их потребности, которые учитель должен принимать и учитывать.
Для налаживания положительного психологического контакта «ученик-учитель» необходимо отработать методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, организовать соответствующее оборудование и материалы, выработать систему правил для работы с такими детьми.
Учителю необходимо выработать особые методы работы с детьми с ОВЗ. Следует помнить, что необходимо внятное разъяснение этапов задания, последовательность его выполнения, неоднократное повторение инструкции к заданию, предоставление дополнительного времени для завершения работы. Нельзя забывать о чередовании учебных занятий и двигательных пауз во время урока, особенно в 5-6 классах.
Для облегчения восприятия задания рекомендуется использовать задания с бланками ответов тестового типа, требующие минимального заполнения, использовать печатные варианты заданий, написанных на доске, облегченные варианты задач и примеров, краткая демонстрация уже выполненного задания в качестве модели решения.
В процессе урока детям с ОВЗ рекомендована перемена видов деятельности, предоставление альтернативных заданий, использование накопительной шкалы оценок в соответствии с затраченными усилиями и полученными успехами. Рекомендуется жать не справившемуся с заданием ребенку возможность перерешать невыполненное задание.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо также применять прием «психологического поглаживания», демонстрируя заинтересованность в успехе ребенка. Это может быть выражено как интонацией, словами ободрения, так и выражением уверенности в его успехе. С младшими школьниками следует устанавливать теплые , доверительные отношения также через тактильные ощущения – дружеское поглаживание по плечу, по голове, по руке. Дети охотно отзываются на ласковый, дружелюбный, ровный тон учителя. В некоторых, особо сложных случаях, можно применить прием отвлечения (рисование, лепка, музыкальная пауза).
Подобные приемы позволяют учителю добиться положительной динамики в учебе даже в такой сложной учебной сфере как математика. Требуется немало предварительной работы по созданию банка дифференцированных заданий разного уровня сложности, разработки заданий тестового типа, разработку демонстрационных алгоритмов решений задач и примеров, но в повседневной педагогической практике, имея все эти материалы под рукой, учитель в состоянии наделить полноценными знаниями детей с особыми образовательными потребностями.