Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: «Тихая» лирика Николая Рубцова
Цель: познакомить учащихся с биографией поэта, проследить истоки лиризма стихотворений поэта, учить сопереживанию, воспитывать тонкие чувства детей.
Оборудование: аудиозапись песен на стихи Н.Рубцова, альбомные листы, цветные карандаши, краски.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний
- Что такое поэзия?
- Какие чувства она рождает?
- О чем пишут поэты, какие струны души хотят затронуть?
III. Мотивация учебной деятельности
1. Прослушивание песни «Зимняя песня» на стихи Н.Рубцова (муз.А.Лобзова, исполняет Е.Никитина) Слушая песню, учащиеся рисуют иллюстрации, которые представили.
2. Беседа
- Какое настроение родилось у вас после прослушивания песни?
- Какой инструмент вы услышали?
- Что задало душевность песни?
3. Выставка иллюстраций.
IV. Постановка цели и задач урока.
V, Работа над темой урока.
1. Знакомство с поэтом
Николай Михайлович Рубцов(1936-1971), русский советский поэт.
Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника. В 1942 умерла его мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Здесь в гражданском браке с Генриеттой Меньшиковой родилась его дочь Елена.
Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан последний стихотворный сборник Николая Рубцова «Подорожники» (1976). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В. Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С. Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» — стих. «Подорожники»), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов XX века. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное» («Печальная Вологда дремлет…»), «Тихая моя родина», «Осенние этюды» («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), «Вечернее происшествие» («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др.
Глеб Горбовский назвал Н.Рубцова долгожданным поэтом, поэтом-патриотом и утверждал: «Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше – ко всему живому на земле». А именно о родной стороне, о деревеньках, лесах, реках задушевно писал Николай Рубцов.
2. «Тихая» лирика Николая Рубцова
1) Слово учителя
- Давайте еще раз обратимся к песне на стихи Н.Рубцова. Огромное количество его стихов превратилось в пени. Почему?
2) Прослушивание и анализ песни «В горнице» (муз.А.Морозова, исполняет Е.Никитина)
- Какие картины вы увидели в стихотворении?
- Чего больше в стихотворении: действий, повествования или картин, описания?
- Почему следующий день назван хлопотливым? Докажите примерами из текста.
- Почему стихотворение вызывает умиротворение?
3) Выразительное чтение и анализ стихотворения «Звезда полей»
- Как вы понимаете выражение «звезда полей»?
- Где находится родина Рубцова? Докажите это, опираясь на произведение.
- Почему люди названы в стихотворении «тревожными жителями земли»?
- Какие краски показал Н.Рубцов в стихотворении?
- Какие чувства возникают при чтении стихотворения?
4) Выразительное чтение и анализ стихотворения «Листья осенние»
- Что необычного в этом стихотворении?
- Какие интонации преобладают в нем? Проанализируйте устно это произведение.
5) Прослушайте стихотворение Н.Рубцова. С какими стихами каких авторов оно перекликается? Что нового привнес в эту тематику Н. Рубцов?
Северная береза.
Есть на севере береза,
Что стоит среди камней.
Побелели от мороза
Ветви черные на ней.
На морские перекрестки
В голубой дрожащей мгле
Смотрит пристально березка,
Чуть качаясь на скале.
Так ей хочется «Счастливо!»
Прошептать судам вослед.
Но в просторе молчаливом
Кораблей все нет и нет…
Спят морские перекрестки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой березке
На обветренной скале.
VI, Рефлексия
- В каких стихотворения вы видели реальные зарисовки природы, родного пейзажа, а в каком сказка, сновидение сошлись с современным восприятием мира?
VII. Домашнее задание.