«Одаренность-это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
«Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том числе или ином виде деятельности». Развитие одарённости, по мнению большинства психологов, зависит от наследственности, социокультурной среды и деятельности ребёнка(игра, обучение, труд).
Какова бы ни была природа одарённости, задача) современного образования увидеть её в деталях, помочь ей проявится и развиться. Многие одарённые дети знают о своих способностях, умело ими пользуются, проявляют успешность в общении, учёбе и творчестве. Но есть дети ,которые сталкиваются с рядом трудностей в жизнедеятельности. это могут быть как дети с ограниченными возможностями здоровья, таки дети, имеющие речевые нарушения .повышенную тревожность, конфликтный характер общения, низкую самооценку. При оказании такому ребёнку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты и у ребенка проявятся способности, которые послужат основной для развития одарённости.
Арт-терапевтический метод позволяет детям помочь с помощью метафоры. Многие исследователи пишут о чудесном воздействии сказок на психику детей. Сказка говорит с ребенком метафорой, иносказательно, не обвиняя его в чем то, а только показывая, что кто то сталкивался с такими же трудностями и ка кон их преодолел. «Психотерапевтическая метафора-это метод перевода клиента из текущего состояния в желаемое, обеспечивающий сознательное и бессознательное его обучение новому поведению и реагированию». Метафора-слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Само слово «арт-терапия» состоит из двух частей: арт- искусство и терапия-лечение. Арт-терапия-метод, связанный с раскрытием творческого потенциала, высвобождением его скрытых энергетических резервов, и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем». Арт-терапевтический метод применяется в работе с детьми среднего и старшего возраста в индивидуальной работе или малых группах (2-3 человека),учитывая их возрастные особенности. Данный метод позволяет детям проявлять познавательную активность, реализовывать потребность в общении, проигрывать разные сюжеты и роли и видеть наглядно путь решения проблем.
Целью метода является коррекция нежелательного поведения детей среднего и старшего возраста.
Описание метода: ребенку предлагается поляна, которая помогает ему погрузиться в волшебный мир. На ней могут быть изображены дорога, лес, река, мост. Картина должна быть иметь перспективу и пространство для обыгрывания различных сюжетов. Если картина делится рекой или дорогой, это может использоваться на метафорическое разделение добра и зла, правды и лжи-любых полярных чувств или событий.
Данный метод позволяет выявить проблему. проработать её и найти выходы из неё. Сняв с ребёнка напряжение, показав ему выходы из сложной ситуации, расширив его поведенческий репертуар без укора и назидания, через метафору и образное мышление, мы можем помочь ребёнку взглянуть на мир другими глазами и на своё место в этом мире, повысить самооценку. почувствовать уверенность в своих силах.