Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта

Обмен педагогическим опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта

социальный педагог Николаева Г.В.

Девиантное или отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Подростковый возраст сам по себе кризис, это момент выбора, период становления личностных, моральных и других качеств. Тем более актуально стоит проблема девиантного поведения в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте идет формирование личности и системы правовых отношений, поступков, нравственных норм. От того, в какой семье воспитывается ребенок, в какую среду попадает, зависит его дальнейшее взаимоотношение с законом и вообще с обществом. Решение проблем подросткового возраста, есть решение будущего нашего общества.

Причины отклонения в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменений содержания ценностных ориентацией молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемией разводов. К нам, в социально- реабилитационный центр, попадают дети с различными формами отклоняющегося поведения: отказ от учебы, драки и агрессия, грубость, неповиновение старшим, словесная агрессия, вызывающие манеры поведения,  лживость (преднамеренный обман, мифомания), мелкое воровство и хулиганство, безнадзорность.

При поступлении ребенка в реабилитационный центр выявляются его отклонения в развитии - эмоциональном, познавательном, анализируются проблемы ребенка. В диагностическую работу привлекаются соответствующие специалисты - медицинские работники, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты по социальной работе на местах. Этот этап работы включает в себя знакомство с ребенком, с его семьей, изучение документов (школьного дела, медицинских документов), социологические исследования проблемы, анкетирование членов семьи ребенка, наблюдение за его поведением на уроках, мероприятиях, индивидуальные беседы с подростком, консультации с классным руководителем, школьным психологом. На социальном консилиуме специалистов анализируются результаты исследований, формулируются выводы и рекомендации, разрабатываются индивидуальные программы по профилактике и коррекции девиантного поведения ребенка или подростка, ставятся цели и задачи, которые необходимо решить. Цель определяет содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны. Задачи определяют ближайшую перспективу решения проблем социальной жизни детей в определенном направлении, а именно:

1. Развитию у ребенка позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развитие способностей критически мыслить, умение ставить социально-значимые цели.

2.Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами.

3.Обучение не агрессивным способам реагирования на причину; самозащите, сопротивлению, давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор.

4.Соблюдение прав ребенка на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

5.Направление деятельности педагогов на воспитательный микросоциум ребенка (родителей, группы сверстников, учителей), изменение характера их отношений, воздействия на ребенка.

6.Воздействие специалистов и педагогов на представление ребенка об окружающих людей и взаимоотношениях с ними.

7.Способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

Специалистами центра планируется коррекционная работа, чтобы своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это и план работы с семьей, с окружением ребенка, и конечно, индивидуальный план работы с подростком.

За 22 года функционирования реабилитационного центра коллективом педагогов и специалистов разработаны разнообразные формы и методы коррекционной работы. Для эффективной организации реабилитационного процесса и для достижения поставленных целей в воспитательной работе используются следующие формы работы: беседы как индивидуальные, так и групповые, чтение и обсуждение книг, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, экскурсии в краеведческий музей, библиотеку и Свято-Троицкий храм, поездки на экскурсии в города и районные центры Ростовской области, отдых в лагерях. Развивают творческий потенциал и фантазию конкурсы рисунков, конкурсы на лучшее оформление групп, а также утренники и развлекательные мероприятия. В работе с детьми используются словесные, наглядные и практические методы и приемы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Особый интерес детей вызывает музыкально-художественная деятельность, которая протекает в форме подготовки праздничных мероприятий, обучение игре на музыкальных инструментах, участия в духовом оркестре, когда подростки воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств. Одним из важных аспектов воспитания является приобщение детей к труду. В условиях приюта организованы дежурства в столовой и в группах, в уголках природы, на участке и в цветниках. Весной дети вместе с воспитателями украшали двор и цветники. В течение лета детей учили ухаживать за цветами, помогать в уборке участка. В процессе трудовой деятельности воспитывается трудолюбие, желание трудиться на общую пользу, а также уважать труд взрослых и товарищей. В разновозрастном коллективе воспитанников стараемся прививать чувство коллективизма, заботливое отношение к малышам, уважение к старшим. Часто старшие дети становятся настоящими помощниками воспитателей: организуют игры, читают книги, помогают организовать мероприятия. А праздничный концерт ко Дню пожилого человека «Согреем песнею сердца», ежегодно проводимый в Доме-интернате для престарелых, воспитывает милосердие и гуманное отношение к старшему поколению.

Работа социального педагога по оказанию помощи ребенку в учебной деятельности является важным элементом работы с девиантными подростками: предложение ученику индивидуальных занятий и дополнительных разъяснений материалов, если у него имеются проблемы в знаниях, умениях, навыках по конкретному предмету; педагог дает советы по организации домашнего учебного труда; оказывает помощь в подготовке домашних заданий. Социальный педагог вовлекает ребенка в работу различных школьных клубов, спортивных секций, поощряет инициативу и самостоятельность в выполнении общественных поручений, взаимодействует с классным руководителем, учителями-предметниками, координирует совместную работу по профилактике девиантного поведения.

Большую воспитывающую роль для коррекции дивиантного поведения играет расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, сверстниками и особенно взрослыми. Личность педагога служит образцом для подражания и основным источником разнообразных знаний для детей. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в реабилитационном центре. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать окружающих.

Необходимо также назвать и такие сферы социально-педагогической работы, которые оказывают влияние на девиантных подростков. Это помощь со стороны молодежных объединений, с организацией коррекционной деятельности, в ходе которой сглаживаются имеющиеся отклонения в поведении; подросток приобретает опыт социально одобряемых поступков и действий, корректируется его система индивидуальных ценностных ориентацией и установок, определяющих его поведение.

В поле деятельности специалистов центра входит работа с родителями «трудных» детей. Любая попытка привлечь родителей к активному и ответственному взаимодействию со своими детьми приносит положительный результат. Новые формы групповой работы с родителями, организация сотрудничества самих родителей имеют такое же большое значение.

От того как относится педагог к своей работе зависит судьба «трудных детей». Можно знать технологии, методы работы, но выполняя их формально, нанести вред личности ребенка. И только вникнув всей душой в проблемы детей, пропустив их через свою душу можно помочь ребенку преодолеть трудности, пережить критическую ситуацию, помочь идти по правильному пути.

Пробудить душу ребенка, развивать заложенные природой способности, научить общению, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, воспитывать культуру поведения, чувство милосердия и сострадания – вот основные задачи воспитателя. Чтобы добиться поставленных задач, мы, воспитатели, организуем жизнь детей так, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений, стремимся поддерживать в коллективе спокойную жизнерадостную обстановку, внимание и сочувствие к каждому ребенку.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области