Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тренинг "Способы преодоления конфликтных ситуаций в детском и молодежном коллективе"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Координационный центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Способы преодоления конфликтных ситуаций в детском и молодежном коллективе»

Плиска А.В., педагог-психолог

г.Мурманск

Практическое занятие

«Методы разрешения конфликтных ситуаций между обучающимися

в детском объединении»

Цель: профилактика конфликтов среди обучающихся.

Задачи:

познакомить обучающихся со стратегиями поведения в конфликте;

с алгоритмом анализа конфликта;

сформировать навыки эмпатии, умение разрешать конфликтные ситуации.

Целевая группа – обучающиеся образовательных организаций Мурманской области.

Ход занятия:

Приветствие ведущих.

Ознакомление с целью занятия. Установления контакта с участниками. Создание мотивации.

Упражнение «Ассоциации».

Цель: познакомиться с группой, определить чувства на момент начала групповой работы, ожидания и потребности участников.

Каждый участник, в том числе и ведущие, называет свое имя и подбирает ассоциацию, которая бы отражала их настроение на начало занятия.

Упражнение «Переправа»

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Инструкция: Участники встают друг напротив друга на расстоянии 10 шагов. Им необходимо с помощью мимики и жестов переманить партнера на свою сторону.

Обсудите, какая стратегия поведения была выбрана для взаимодействия. Если партнер сразу перешел на сторону другого, то это уступчивость; если встретились на середине – компромисс; если, активно договариваясь, каждый остался на своем месте – противодействие, если не было попыток взаимодействия, то это избегание, если один партнер сходил за другим и помог ему перейти на свою сторону, то это сотрудничество.

Обсудите, как выбранная стратегия соотноситься с реальными действиями в жизни.

Основная часть

Мини – лекция. «Стратегии поведения в конфликте».

В конфликтологии выделяют пять стилей поведения в конфликте: уход (уклонение), приспособление (подавление), соперничество (конфронтация), компромисс, сотрудничество. Для каждого человека типично использование одного-двух стилей.

Уход (уклонение) как стиль поведения в конфликте характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желание сотрудничать и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов или пойти на встречу оппонентам; стремление выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта физически или эмоционально.

Приспособление (подавление) как стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредствам уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличии от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий. Наиболее часто встречается в конфликтах организационного характера, в частности, по иерархической вертикали: нижестоящий – вышестоящий, подчиненный – начальник и т.д. Однако является мало эффективным, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг за друга доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.

Соперничество (конфронтация) по своей направленности ориентировано на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, не приемлет совместных действий. При этом проявляется желание любым путем, включая силовое давление , административные и экономические санкции, запугивание, принудить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, взять верх над ним, одержать победу в конфликте.

Компромисс означает урегулирование разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволят, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. Вместе с тем, постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта и решаемых ими задач.

Сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов, но в отличие от конфронтации сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, которое отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, выявления как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели. Сотрудничество позволяет путем открытого коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать удовлетворения интересов конфликтующих сторон. Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется мерой, в которой участники хотят удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса – Килмена, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения.

Индивидуальные действия

уход

соперничество

Активные действия ко компромисс Пассивные

приспособление

сотрудничество

Совместные действия

Сетка Томаса-Килмена

Мера, в которой удовлетворяются собственные интересы

Формы поведения в конфликте

Индивидуальные действия

Совместные действия

Активные действия

Соперничество

(конфронтация)

Сотрудничество

Компромисс

Пассивные действия

Уход

(уклонение)

Приспособление

(подавление)

Упражнение «Опиши картинку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Инструкция: Тренер просит желающего в течении 2 минут словесно описать одну из картинок. Остальные по этому описанию пытаются её нарисовать. Должно быть две попытки:

в первый раз группе не разрешается задавать вопросы;

во второй раз, с новой картинкой, учащиеся могут поднимать руку и задавать вопросы говорящему для прояснения непонятного.

Затем участники сравнивают совпадения обеих картинок с оригиналом и обсуждают, что:

трудно объяснить детали кому-нибудь так, чтобы он в точности понял;

активное слушание, при котором задаются вопросы, проясняет непонятное, что помогает создать в уме картинку, что и у говорящего.

Упражнение «Конфликтный опыт»

Цель: анализ конфликтного опыта педагогов.

Инструкция: Вспомните несколько конкретных конфликтов, в которых вы участвовали. Попробуйте ответить на следующие вопросы.

В чем заключается конфликт?

Какие факторы способствовали его успешному разрешению?

Какие факторы мешали его успешному разрешению?

Какую стратегию поведения вы выбирали?

Кто из ваших друзей чаще всего является инициатором конфликтной ситуации?

Упражнение «Разрешение конфликтов»

Цель: анализ конфликта и способов его разрешения.

Инструкция: Участникам занятия предлагается взять одну из рассмотренных ситуаций, а про себя еще и продумать наиболее конструктивное ее решение. В обсуждении конфликта могут принимать участие все, а ведущий пытается направить их решение в сторону наиболее правильной версии. По окончании тренинга ведущий спрашивает, случались ли подобные конфликтные ситуации у вас и как они решились?

Упражнение «Варианты общения»

Цель: показать разницу между способом общения и результатом его.

Инструкция: «Синхронный разговор». Участники в паре говорят одновременно в течении 1минуты. Например: на тему «Книга, которую я прочитал недавно». По сигналу разговор прекращается.

«Игнорирование». В течение 1минуты один из пары высказывается, а другой его полностью игнорирует. Затем они меняются ролями.

«Активное слушание». В 1минуты один из пары высказывается, а другой внимательно слушает, задает уточняющие вопросы.

Обратная связь.

Цель: выяснить степень удовлетворенности участников тренингом, получить отзывы, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.

Анкетирование.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области