Тема урока: «Союз как служебная часть речи. Функции союза в речи.» 7 класс.
Цель урока: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении.
Задачи урока:
Предметные:
- уметь определять роль союзов в речи.
Метапредметные:
- уметь анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.
Личностные:
- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;
- наблюдать , анализировать, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, планщшты).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат: обучающиеся получат представление о союзе как служебной части речи, совершенствуют навыки информационной обработки лингвистического текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.
СЛАЙД 1
Ход урока:1. Организационно– мотивационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.
А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски: переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, обозначить производные предлоги.
Индивидуальная работа.
1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:
Благодаря поддержк… родителей
(В)следстви… (не)большой размолвки с братом
Достать подарок из(под) ёлки
(В) течени… семейного ужина
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.
СЛАЙД 2
Используется прием «Кубик Блума»
Поделись знанием, на какие 2 группы делятся части речи.
Назови производные предлоги
Придумай предложение с однородными членами
Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над
Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков
Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает
Проверяется выполнение работы у доски.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?
Предполагаемый ответ: Семья.
СЛАЙД 3
Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).
Учитель:
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4
Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах
- Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова . СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).
А какими частями речи являются эти слова? Обратите внимание, что общая часть родственных слов встречается в словах различных частей речи.
- Ребята, а такое что морфема?
Предполагаемый ответ: наименьшая часть слова, обладающая значением.
Учитель: А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах
сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6
3. Усвоение и закрепление новых знаний.
Учитель обращает внимание на текст слайда. Ключевое слово темы нашего урока заключено в последней строчке стихотворения:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7
Назовите тему урока.
Ребята, определите , какова же ЗАДАЧА СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА?
Предполагаемый ответ учащихся: –расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.
СЛАЙД 8
Учитель: с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ,
например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).
СЛАЙД 9 «Немного истории»
Учащиеся работают с планшетами. Читают текст:
«Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Проблемная ситуация: В современном русском языке многие союзы уже не употребляются. Они считаются устаревшими. Прослушайте отрывок песни, в котором употреблен устаревший союз. Назовите его и подберите синонимичный ему союз, используемый в современном языке.
Прослушивание отрывка песни «Кабы не было б зимы»
Предполагаемый ответ: КАБЫ - устаревшая форма союза ЕСЛИ .
Пользуясь интернет- ресурсами к следующему уроку найдите еще устаревшие союзы.
Учитель: Давайте выявим основные функции союзов.
Предполагаемый ответ: соединять, связывать. СЛАЙД 10
Работа в тетради.
Запись предложений с последующим разбором, выбором схем.СЛАЙД 11
1. В кругу родных людей мы находим понимание и поддержку, любовь и заботу.
[Ɵ и Ɵ, и ].
СЛАЙД 12
2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и она сможет помочь решить любой вопрос.
[ = - ], и [ - = ].
Учитель: Какие служебные слова внесены в схемы?
Предполагаемый ответ: Союзы
Что соединяют союзы в данных предложениях?
Предполагаемый ответ: В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
Учитель: А теперь откройте учебник на странице ____, прочитайте предложения из Упр.№ _____. Назовите номера предложений, в которых союзы связывают однородные члены предложения.
- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. Предполагаемый ответ: Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
СЛАЙД 13
Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция. Внимательно прослушайте стихотворение и укажите её.
Служит связи слов союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит.
Предполагаемый ответ: Союз соединяет( скрепляет) предложения в единый текст.
СЛАЙД 14
Учитель: Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:
связь
однородных членов предложения,
частей сложного предложения,
предложений в единый текст.
Учитель: Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным?
Предполагаемый ответ: союз И.
Учитель: Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
- слово И – один из самых древних союзов русского языка,
- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,
- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,
- слово И – было и остается исключительно частотным словом.
- Как вы думаете, почему?
Предполагаемый ответ: обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов.
Учитель обобщает ответы учащихся: Действительно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)
Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.
Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
СЛАЙД 15
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен.
Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?
Предполагаемый ответ: Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст.
Учитель: Обратите внимание на многократный повтор союза И.
Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах.
Это прием называется многосоюзием.
СЛАЙД 16
Ученик озвучивает текст слайда:
Многосою́зие. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
СЛАЙД 17
Физкультминутка.
Попрошу всех встать. Выполним упражнения «Оживающие нервы» на улучшение памяти:
исходное положение: стоя, руки вытяните вперед;
сделайте полный вдох;
задержите дыхание;
сожмите руки в кулаки;
быстро отведите руки до предела назад и вернитесь в исходное роложение;
повторяйте движение, пока хватит воздуха;
с силой выдохните через рот, опуская руки;
выполните очищающий выдох.
СЛАЙД 18
Работа с текстом (работа с планшетом). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, определить функцию союзов.
Дружная семья – это в которой люди любят и уважают друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И пусть из этого дома (н…)когда (не)ух…дит тепло с…мейного оч…га. (Проверка «по цепочке»).
Учитель: По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в пары и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу». (работа с планшетом)
СЛАЙД 19.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ» предлоги
так и | Не будет добра, | стены помогают |
и | Вся семья вместе | Родине служить |
чтобы | Надо сильным, смелым быть | в семье вражда. |
потому что | Рассеянный ничего не знает | душа на месте |
что | Человек без друзей | ворон считает |
а | В гостях хорошо | дерево без корней |
коли | В своем доме | дома лучше |
Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра, коли в семье вражда.
В гостях хорошо, а дома лучше
Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.
6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.
Учитель: А кроме союзов, какие служебные слова еще вам встретились? Назовите их.
Предполагаемый ответ: Предлоги- БЕЗ,В,НА; Частица- НЕ
Учитель: А какой устаревший союз вам встретился?
Предполагаемый ответ: союз КОЛИ (когда)
Подведение итогов урока.
СЛАЙД 20«ФИШБОУН»
Используется прием «ФИШБОУН» (рыбный скелет)
Голова – основной вопрос урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Выставление оценок за урок.
СЛАЙД 21
Домашнее задание: продолжите предложения на тему отношений в семье, взятые из писем А.П.Чехова брату:
Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это …
Уверяю тебя, что как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души…
Все твои хорошие качества я знаю, как …
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому всегда…
Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: …
Они прощают и шум, и холод…
Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ …
Задание повышенной трудности: написать сочинение на тему: « Традиции моей семьи»
СЛАЙД 22
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
Вам знания точно должны пригодиться!
Рефлексия.
А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:
На сегодняшнем уроке я понял…
Я узнал…
Я похвалил бы себя за то, что….
После урока мне захотелось…
Теперь я могу…
СПАСИБО ЗА УРОК!