Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок по теме:" Союз как служебная часть речи. Функции союзов".

Цель урока: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении. Задачи урока: Предметные: - уметь определять роль союзов в речи. Метапредметные: - уметь анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока. Личностные: - осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний; - наблюдать , анализировать, делать выводы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: «Союз как служебная часть речи. Функции союза в речи.» 7 класс.

Цель урока: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении.

Задачи урока:

Предметные:

- уметь определять роль союзов в речи.

Метапредметные:

- уметь анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.

Личностные:

- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;

- наблюдать , анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, планщшты).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат: обучающиеся получат представление о союзе как служебной части речи, совершенствуют навыки информационной обработки лингвистического текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

СЛАЙД 1

Ход урока:1. Организационно– мотивационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски: переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, обозначить производные предлоги.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

Поделись знанием, на какие 2 группы делятся части речи.

Назови производные предлоги

Придумай предложение с однородными членами

Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

Предполагаемый ответ:  Семья.

СЛАЙД 3

 Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

- Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова . СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

А какими частями речи являются эти слова? Обратите внимание, что общая часть родственных слов встречается в словах различных частей речи.

- Ребята, а такое что морфема?

Предполагаемый ответ: наименьшая часть слова, обладающая значением.

Учитель: А давайте подумаем, какое значение у приставки  со-  в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Учитель обращает внимание на текст слайда. Ключевое слово темы нашего урока заключено в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7

Назовите тему урока.

Ребята, определите , какова же ЗАДАЧА СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА?

Предполагаемый ответ учащихся: –расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель: с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ,

например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9 «Немного истории»

Учащиеся работают с планшетами. Читают текст:

«Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Проблемная ситуация: В современном русском языке многие союзы уже не употребляются. Они считаются устаревшими. Прослушайте отрывок песни, в котором употреблен устаревший союз. Назовите его и подберите синонимичный ему союз, используемый в современном языке.

Прослушивание отрывка песни «Кабы не было б зимы»

Предполагаемый ответ: КАБЫ - устаревшая форма союза ЕСЛИ .

Пользуясь интернет- ресурсами к следующему уроку найдите еще устаревшие союзы.

Учитель: Давайте выявим основные функции союзов.

Предполагаемый ответ: соединять, связывать. СЛАЙД 10

Работа в тетради.

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем.СЛАЙД 11

1. В кругу родных людей мы находим понимание и поддержку, любовь и заботу.

[Ɵ и Ɵ, и ].

СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и она сможет помочь решить любой вопрос.

[ = - ], и [ - = ].

Учитель: Какие служебные слова внесены в схемы? 

Предполагаемый ответ: Союзы

Что соединяют союзы в данных предложениях? 

Предполагаемый ответ: В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

Учитель: А теперь откройте учебник на странице ____, прочитайте предложения из Упр.№ _____. Назовите номера предложений, в которых союзы связывают однородные члены предложения.

- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. Предполагаемый ответ: Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

 СЛАЙД 13

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция. Внимательно прослушайте стихотворение и укажите её.

Служит связи слов союз.

Нет прочнее этих уз.

Перечислит, уточнит,

Предложения скрепит.

Предполагаемый ответ: Союз соединяет( скрепляет) предложения в единый текст.

СЛАЙД 14

Учитель: Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

 связь

однородных членов предложения,

частей сложного предложения,

предложений в единый текст.

Учитель: Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным?

Предполагаемый ответ: союз И.

Учитель: Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

- Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ: обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов.

Учитель обобщает ответы учащихся: Действительно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

СЛАЙД 15

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И  царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

Предполагаемый ответ: Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст.

Учитель: Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах.

Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

 Ученик озвучивает текст слайда:

Многосою́зие. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка.

 Попрошу всех встать. Выполним упражнения «Оживающие нервы» на улучшение памяти:

исходное положение: стоя, руки вытяните вперед;

сделайте полный вдох;

задержите дыхание;

сожмите руки в кулаки;

быстро отведите руки до предела назад и вернитесь в исходное роложение;

повторяйте движение, пока хватит воздуха;

с силой выдохните через рот, опуская руки;

выполните очищающий выдох.

СЛАЙД 18

Работа с текстом (работа с планшетом). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, определить функцию союзов.

Дружная семья – это в которой люди любят и уважают друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И пусть из этого дома (н…)когда (не)ух…дит тепло с…мейного оч…га. (Проверка «по цепочке»).

Учитель: По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в пары и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу». (работа с планшетом)

СЛАЙД 19.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ» предлоги

так и

Не будет добра,

стены помогают

и

Вся семья вместе

Родине служить

чтобы

Надо сильным, смелым быть

в семье вражда.

потому что

Рассеянный ничего не знает

душа на месте

что

Человек без друзей

ворон считает

а

В гостях хорошо

дерево без корней

коли

В своем доме

дома лучше

Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра, коли в семье вражда.

В гостях хорошо, а дома лучше

Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.

6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.

Учитель: А кроме союзов, какие служебные слова еще вам встретились? Назовите их.

Предполагаемый ответ: Предлоги- БЕЗ,В,НА; Частица- НЕ

Учитель: А какой устаревший союз вам встретился?

Предполагаемый ответ: союз КОЛИ (когда)

Подведение итогов урока.

СЛАЙД 20«ФИШБОУН»

Используется прием «ФИШБОУН» (рыбный скелет)

Голова – основной вопрос урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 21

Домашнее задание: продолжите предложения на тему отношений в семье, взятые из писем А.П.Чехова брату:

Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это …

Уверяю тебя, что как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души…

Все твои хорошие качества я знаю, как …

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда…

Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: …

Они прощают и шум, и холод…

Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ …

Задание повышенной трудности: написать сочинение на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

На сегодняшнем уроке я понял…

Я узнал…

Я похвалил бы себя за то, что….

После урока мне захотелось…

Теперь я могу…

СПАСИБО ЗА УРОК!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области