Звуковая культура речи в средней группе.
Тема: «Дифференциация звуков А-У.»
Цель: Формирование умения дифференцировать гласные звуки «А» и «У».
Задачи:
Образовательные:
- Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в словах,
Развивающие:
- Развитие фонематического слуха: развивать навык звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие
-Активизировать в речи детей слова со звуком «У» и «А»
Воспитывающие:
-Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям по развитию речи.
-Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом
Оборудование и ТСО:
предметные картинки;
символы звуков;
конверт для игры;
магнитофон.
Кукла
Ход занятия:
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Организационный этап.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Мотивационно – побудительный этап
-Ребята, нам прислали телеграмму. Послушайте, что там написано.
«Ребята, помогите, у меня в рюкзачке беспорядок,
помогите, пожалуйста, расставить всё на свои места».
Интересно, а от кого эта телеграмма и какой порядок надо навести, хотите узнать?
Телеграмма пришла издалека, поэтому мы полетим на самолёте.
-Самолёты загудели.
Дети:
-У-у-у-у-у. (громко)
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Воспитатель:
-Самолёты полетели.
Дети:
-У-у-у-у-у. (громко)
(руки в стороны,поочерёдные наклоны влево и вправо)
Воспитатель:
-На полянку тихо сели.
Дети:
-У-у-у-у-у. (тихо)
(присесть,руки к коленям)
2. Основная часть.
Воспитатель :Вот и приземлились мы на сказочной полянке, посмотрите, кто же нас встречает?(кукла). Дети здороваются с куклой.
-Ребята, давайте спросим , как зовут нашу куклу.
(воспитатель предлагает одному из детей обратиться к кукле с вопросом Как тебя зовут?
Воспитатель:(отвечает за куклу)
-Меня зовут Аня.
Я произношу имя ААААААня.
-Какой первый звук слышу? (Звук а)
Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Посмотрите на большой красный круг. (Показываю карточку) Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель.
- Кукла Аня предлагают нам выполнить зарядку для язычка.
Язычок проснулся рано утром.
Открыл окошко (открыть рот, проветрил комнату.
Посмотрел на часы.(язычком вправо, влево)
Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться.
Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних)., пополоскал рот (надувание щек поочередно).
И захотелось нашему язычку вкусного вишнёвого варенья.(облизываем губки)
Съел варенье и решил покачаться на качелях. (вверх,вниз)
Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, наша Аня загрустила. Давайте спросим почему?
(воспитатель предлагает одному из детей обратиться к кукле с вопросом)
Воспитатель:(отвечает за куклу)
- Я играю в дочки –матери, а моя куколка плачет (Раздаётся звук плачущей куклы)
Я забыла, какую песенку надо спеть, чтобы она не плакала и поэтому мне грустно.
Воспитатель:
- Ребята ,как вы думаете, мы можем помочь Ане?
Д: «а»
В: Соня, спой куколке песенку.
Д: «а-а-ааа-а-а-ааа»
В: Смотрите, а вот и наш проказник звук. Узнали его? (достает звук из коляски)
Д: Да, это звук «а»
Звучит запись крякающей утки.
Воспитатель. Ребята, слышите, какие-то звуки. Откуда они раздаются? Давайте послушаем ?
(Дети прислушиваются, ходим по группе)
Воспитатель. Кто же это может быть? (Предположения детей)
Воспитатель: Правильно, утка. (показываю игрушку утку)
Произношу УУУУУУТКА. Какой первый звук слышите?
Губы сделали воротца для воздуха, они вытянулись в трубочку. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.(показываю карточку)
Физкультминутка «Танец утят»
Утка Уля предлагает Вам отдохнуть.
Дифференциация звуков А-У.
Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»
Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А],хлопайте в ладоши. Когда услышите звук [У],кивайте головой.
А-У-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.-Ы
Игра «Отгадай –доскажи словечко».
Воспитатель :
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей
и однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен знаменит. Это доктор …(Айболит).
Какой звук первый в слове ? - звук А.
А- Рот пошире открываем, звук а округляем.
Антон слушает в лесу, как кричат кукушки.
А для этого нужны нашему Антону (ушки).
Какой звук первый в слове- звук У.
У - Губы трубочкой свернули, звук «у» мы протянули..
Чем похожи?
Чем отличаются?
Соотносят модель звука «А» и «У» с картинками.
Игра «Наведём порядок в рюкзачке»
Кукла Аня: (достаёт рюкзак)
-Ребята, помогите мне пожалуйста, у меня в рюкзачке такой беспорядок, я приготовила для вас сюрприз и не могу его найти.
Воспитатель :
В рюкзачке у Ани всё перепуталось.
Давай наведем порядок и разложим все на свои места.
Дети поочерёдно достают из рюкзачка предметы, называют их, выделяют первый звук и раскладывают с куклой или утёнком (если слово начинается со звука а, то с куклой, если со звуком у, то с уткой)
Предметы: улитка, утёнок, уж, удочка, утюг.
Арбуз, автобус, ананас, акула, апельсин, астра.
На самом дне рюкзачка лежат конфеты.
3.Заключительная часть.
Кукла Аня:
Ребята ,спасибо большое, вы мне помогли и вот мой сюрприз.
Воспитатель :
Анечка, большое спасибо за угощение.(дети благодарят за угощение)
Мы нашей Ане помогли, а теперь пора возвращаться в детский сад.
:"Самолет летит, самолет гудит УУУ УУ - в группу я лечу-у-у!"
- Какой звук любит Аня?
А уточка?
-Максим, какое слово запомнил на звук У?
- Какое слово ты запомнил на звук А?