Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие предпосылок учебной деятельности в процессе дидактических игр и игровых упражнений математического содержания"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

"Развитие предпосылок учебной деятельности в процессе дидактических игр и игровых упражнений математического содержания"

Разработал воспитатель

Первой квалификационной категории

ГБОУ Школа №920

Хачатурян Алина Рубеновна

Москва 2018 год

Моя работа с детьми направлена на развитие у них предпосылок учебной деятельности в процессе дидактических игр и игровых упражнений математического содержания. С этой целью была разработана система игр и игровых упражнений математического содержания. В группах проводится систематическая, поэтапная работа, направленная на развитие у старших дошкольников следующих предпосылок учебной деятельности:

1. принятие учебной и игровой задачи

2. планирование и выполнение учебных и игровых действий

3. контроль, самоконтроль.

Большинство дидактических игр и игровых упражнений разработано с учётом особенностей детей: их интереса к математике, умения играть, желания общаться. Некоторые дидактические игры и игровые упражнения заимствованы из работ Е.А. Агаевой, Д. Альтхауз и Э. Дум, Ф.Н. Блехер, Р. Грин и В. Лаксон, А.З. Зака, Э.Н. Иоффе, З.А. Михайловой, Е.А. Носовой, Ф. Папи и Ж. Папи и других авторов. Дидактические игры и игровые упражнения были модифицированы с учётом поставленных задач.

Для решения поставленных задач были определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию данных предпосылок:

Содержание игровых упражнений и дидактических игр направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, усвоение математических понятий и представлений, развитие мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, сериации) и мыслительных процессов (обобщения, рассуждения, умозаключения).

Методически обоснованное сочетание игровых упражнений и дидактических игр с учётом последовательности их использования

Использование разнообразных форм организации дидактических игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности детей, на непосредственно образовательной деятельности, фронтально и по подгруппам).

Обеспечение дифференцированного подхода к детям с учетом степени спонтанно развитых у них предпосылок учебной деятельности.

Организация взаимодействия детей с педагогом и со сверстниками с целью оптимизации процесса формирование предпосылок учебной деятельности.

Педагогическое руководство дидактическими играми и игровыми упражнениями.

Организация и методика проведения дидактических игр и игровых упражнений обеспечивает: активизацию познавательной и практической деятельности детей при выполнении вариативных, проблемных и творческих заданий, самостоятельность при решении практических задач, создание положительного эмоционального фона.

Система дидактических игр и игровых упражнений разрабатывалась с учётом постепенного усложнения содержания и правил с включением проблематизации, вариативности способов действия, активизации субъектного опыта ребёнка.

Важным условием успешной работы по формированию предпосылок учебной деятельности является педагогическое руководство игровыми занимательными упражнениями и дидактическими играми на разных этапах их проведения. При проведении игровых упражнений педагог формулирует задание, иногда объясняет способ действия и отрабатывает его с детьми, а иногда побуждает дошкольников к самостоятельному определению способа действия, направляет ход рассуждений детей с помощью вопросов, контролирует и корректирует их работу. Важным моментом педагогического руководства является активизация познавательной деятельности дошкольников. С этой целью используется дидактический материал, разноуровневые задания, дополнительные вопросы к детям.

Следует подчеркнуть, что игровое упражнение содержит задание, для выполнения которого надо определить способ действия, и дети в процессе его выполнения отрабатывают способ действия. В дидактической игре в отличии от игрового упражнения, дети сами ставят задачу и определяют способ действия. Поэтому на формирующем этапе игровые упражнения предшествуют дидактическим играм при формировании любой предпосылки учебной деятельности.

Игровые упражнения и дидактические игры подбираются с учётом интересов детей, с использованием привлекательного раздаточного материала, увлекательного сюжета для развития у детей воображения. Для начала используются игровые упражнения и дидактические игры, направленные на развитие одной предпосылки учебной деятельности, а уже затем применяются такие игры и упражнения, которые обеспечивают развитие двух и более предпосылок учебной деятельности.

Игровое упражнение "Угощение Винни-Пуха"

Формируемые предпосылки учебной деятельности - принятие учебной задачи, выполнение учебных действий.

Дидактическая задача - упражнять в определении пространственного расположения предметов относительно друг друга.

Игровая задача - сделать самый высокий "бутерброд".

Игровые действия - выкладывание из фигур геометрической мозаики "бутерброда" для гостей Винни-Пуха.

Оборудование: фигуры геометрической мозаики (по 4 круга, треугольника и квадрата для каждого ребёнка).

Ход упражнения.

Воспитатель объясняет детям, что надо помочь Винни-Пуху - приготовить угощение для его гостей. Для приготовления "бутербродов" используются фигуры геометрической мозаики, заменяющие продукты. Выкладывать фигуры друг на друга нужно в определённой последовательности: ......... Воспитатель объясняет, что выкладывать фигуры надо очень аккуратно и ровно, иначе "бутерброд" развалится.

Задача, поставленная в игровой форме, была понятна детям и принялась ими. Педагог не только объясняет детям задание, но и сам его выполняет, тем самым показывая, как правильно надо выполнять действия - соблюдая последовательность геометрических фигур, ровно и аккуратно накладывая, их друг на друга. Почти все дети выполняли игровое упражнение с увлечением, некоторые даже с азартом. Например, один мальчик, получив набор геометрических фигур, с интересом приступил к выполнению задания. Однако его "бутерброд" скоро рассыпался из-за того, что он, торопясь, неровно укладывал геометрические фигуры. Сказав: "У меня всё равно получится, и Винни-Пух угостит моим бутербродом Кенгу, он повторно выполнил игровые действия. У некоторых детей, которые ровно выкладывали фигуры, "бутерброд" получился высоким. Ещё один мальчик в процессе выполнения задания приговаривал: "Ну, хоть бы он не рассыпался, я ведь так стараюсь". Девочка выкладывала фигуры тихо, сосредоточенно, а когда её "бутерброд" развалился, огорчённо сказала: "Ну вот и проиграла", но тут же добавила: "А можно я по-новому буду собирать?". Дети были готовы выполнять действия неоднократно. Но не для всех детей это задание было интересно, некоторые дети справились, с этим заданием быстро и им стало скучно. Заметив это, я решила усложнить задание. Предвидев это заранее, подготовила карточки с картинками различных вариантов "бутербродов" и предложив детям выбрать одну из карточек рассказал новую задачу. В течение 30 секунд ребёнок запоминает последовательность выкладывания геометрических фигур, затем переворачивает карточку и за определённое установленное время 1 минута, выполняет упражнение. Увидев другой вариант упражнения, некоторые дети решили присоединиться, и выполнили это упражнение с удовольствием. Мною было отмечено желание детей успешно выполнить задание и сделать высокий "бутерброд". После выполнения упражнения воспитатель от имени Винни-Пуха поблагодарил детей за приготовленные угощения.

Данное игровое упражнение так понравилось ребятам, что они использовали его по собственной инициативе в свободное время, уже придумывая новые варианты заданий. В дальнейшем дети стали работать парами, при выполнении задания наблюдались разногласия у некоторых пар детей. Однако, желая хорошо выполнить упражнение, дети начинали прислушиваться к мнению друг друга, пытались аргументировать правильность своих суждений, что позволило добиться лучших результатов. Педагог принимал участие только в том случае, если к нему обращались за помощью. Вскоре дети самостоятельно устраивали соревнования и проверяли друг друга (контроль, самоконтроль и оценка).

После того, как дети освоили способ действия в упражнении, им была предложена следующая дидактическая игра "Не пустим Серого Волка".

Формируемые предпосылки учебной деятельности - контроль, самоконтроль.

Дидактическая задача - не пустить Серого Волка.

Игровая задача - не пустить в дом Серого Волка.

Игровые действия - по количеству звонков в колокольчик определить, кто пришёл в гости к козлятам.

Правила игры. Если позвонить шесть раз - открывать дверь нельзя, это пришёл Серый Волк, он может съесть козлят. Волк звонит шесть раз, так как недавно научился считать до шести. Если позвонили не шесть раз - к козлятам пришли в гости их друзья (предложение детей) - им можно открыть дверь.

Оборудование. Колокольчик, карточки с цифрами, фишки.

Ход игры. Педагог объясняет детям правила игры и выбирает ребёнка, который будет звонить в колокольчик столько раз, сколько показывает цифра (цифра известна только этому ребёнку, остальные её не видят).

Между детьми распределяются роли (семь детей в роли козлят, остальные дети в роли гостей - лесных жителей) с учётом интересов детей. После "звонка в колокольчик" козлята, подсчитав количество звуков, определяют, можно открывать дверь или нет, а каждый лесной житель в это время откладывает количество фишек, соответствующее количеству звуков. Откладывание фишек даёт возможность проверить правильность подсчёт количества звуков козлятами. В дальнейшем дети меняются ролями. Воспитатель организует игру, но сам в ней не участвует.

Анализ игры позволяет отметить, что у большинства детей навыки сотрудничества ещё только формируются, дети пытаются вести диалог со сверстниками, но это не всегда получается. Ребёнок, неправильно подсчитавший количество звуков, на предложение детей не открывать дверь уверенно заявил: "Открываем, ничего нам не будет!" Двое ребят возразили, что дверь открывать нельзя. Но так как остальные их не поддержали, дети не сумели придти к единому мнению. В результате козлята "открыли дверь" Серому Волку, и игра для них на этом была закончена. Лесные жители подтвердили допущенную ошибку, подсчитав количество фишек.

Следующие группы детей в роли козлят были осторожнее, но, к сожалению, имели место ссоры. Контролировать друг друга и действовать сообща спокойно, не вступая в конфликты, детям было сложно. Однако, после повтора игры, действия детей стали менее разрозненными. Дошкольники стали интересоваться мнениями других детей и принимать окончательное решение, согласовав его с другими участниками игры.

В данной игре детям было предложено самостоятельно изменить правила игры. Дети с интересом приняли это предложение. Дети меняли количество звонков в дверь, при котором дверь открывать нельзя. Дети меняли звонки на стук и хлопки, было предложено убрать Волка из игры, чтобы не было страшно.

Далее, когда дети освоили способ выполнения действий, им была предложена ещё одна игра.

Дидактическая игра "Герой - путешественник".

Формируемые предпосылки учебной деятельности - определение способа действий, выполнение учебных действий, контроль.

Дидактическая задача. Закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости.

Игровая задача - помочь герою найти самый короткий путь к цели.

Игровые действия - передвижение по клеткам игрового поля (рис.1).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рис.1 Игровое поле

Правила игры. Дети, нашедшие для своего героя самый короткий путь к цели, становятся ведущими и получают право придумать, куда дальше отправится наш герой.

Оборудование. Различные фигурки, листы с игровым полем, карандаши.

Ход игры. Дети работают парами. Воспитатель знакомит детей с героями и предлагает отправиться вместе с ними в путешествие. Дети располагают своего героя в квадрате с номером один. Воспитатель: " Давайте поможем нашим героям найти самый короткий путь к дому друга. Этот дом находится в квадрате под номером восемь. Каждый ход отмечайте стрелкой, чтобы можно было, потом сравнить, кто какой путь выбрал и чей путь короче".

Дети при выполнении задания контролировали друг друга, обращали внимание на допущенные неточности. Неуверенные в себе дети переживали и волновались, когда другие проверяли их работы, замечали их ошибки. В таких случаях педагог поддерживал детей и помогал объяснить причину ошибки, вселял в этих детей уверенность, чтобы при повторном выполнении игры дети не чувствовали неуверенности.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области