Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия "Жестокое обращение с детьми и его последствия для развития ребенка"

Повышение уровня информированности родителей по вопросам жестокого обращения с детьми, формирование негативного отношения к насилию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Жестокое обращение с детьми и его последствия для развития ребенка.

(Конспект занятия.)

Цель: повышение уровня информированности родителей по вопросам жестокого обращения с детьми, формирование негативного отношения к насилию.

Ход занятия.

Вводная беседа.

Сегодня мы узнаем о том, что такое жестокое обращение с детьми, его виды, и последствия, которые жестокое обращение оказывает на развитие детей.

Упражнение «Кто Я»

Цель: помочь участникам раскрепоститься, почувствовать себя членом коллектива.

Участникам предлагается выбрать мультипликационного героя и ассоциировать себя с ним, называя сходные черты характера.

Основная часть.

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства уделяется первостепенное внимание. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.

Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.

Упражнение: «Какие бывают наказания?»

Цель: определить виды наказания и их эффективность.

Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце обсуждаются наиболее действенные варианты. Выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта

Виды жестокого обращения:

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

Психическое(эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

Далее следует игра «Сказка ложь, да в ней намек.»

Цель: назвать виды жестокого обращения.

Участникам предлагается вспомнить сказки, в которых практиковалось жестокое обращение с главными героями – детьми и назвать виды жестокого обращения.

Какую ответственность предусматривает закон за жестокое обращение с детьми?

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав);

ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав);

ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Последствия жестокого обращения с детьми:

Жестокое обращение, насилие, преступные посягательства по отношению к детям имеют разного рода последствия.

Степень тяжести последствий перенесённого насилия зависит от тяжести самого насилия. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относят физические травмы, повреждения, головные боли, потерю сознания, а также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное, насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Таким образом, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Далее участников следует разделить на команды по следующим признакам: половая принадлежность (мужчины или женщины), возрастная категория.

Упражнение «Мы думаем, что…»

Цель: объединить участников команды в поисках решения проблемы.

Каждой команде предоставляется задание, в котором описывается конфликтная ситуация в семье. Требуется найти решение проблемы.

Игра «Помоги мне не упасть»

Цель: повышение доверия к участникам мероприятия.

Участники делятся на пары, один отворачивается и падает со скрещенными впереди руками, напарник должен удержать падающего человека.

Выявление признаков жестокого обращения:

По каким же признакам можно выявить жестокое обращение с детьми?

При взаимодействии с ребёнком следует обращать внимание на наличие у него ран и синяков, различающихся по времени возникновения, находящихся одновременно в разных частях тела; обращать внимание на наличие внешних следов физического воздействия непонятного происхождения, имеющих форму какого-либо предмета. Кроме того, важно обращать внимание на проявление у них нижеследующих психологических черт и особенностей поведения:

- агрессивности, тревожности, что сказывается на отношениях с другими людьми;

- скрытности, стеснительности, избегания сверстников, негативизма, боязни взрослых, предпочтения игр только с маленькими детьми, а не со сверстниками;

- страха физического контакта, боязни идти домой;

- жестокого обращения с животными;

- проявления тревоги в форме тиков, сосания пальцев, раскачивания и т.п.;

- суицидальных попыток, стремления скрыть причину травм, замалчивание обид.

Если у специалистов возникают подозрения, что ребенок подвергается жестокому обращению или преступным посягательствам в семье, то при контакте с родителями или другими членами семьи следует обращать внимание на следующие особенности их поведения:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка, нежелание внести ясность в происшедшее;

- позднее обращение за помощью в случае травм у ребёнка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц;

- обвинение в травмах самого ребёнка;

- неадекватная реакция на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка;

- невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребёнком;

- обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребёнка;

- рассказы о том, как их наказывали в детстве;

- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т.п.);

- перекладывание на ребёнка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребёнка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребёнка и т.п.

Раннее выявление случаев жестокого обращения и преступных посягательств в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди воспитанников образовательных учреждений.

В целях установления необходимого объёма социально-психологической реабилитационной помощи выделяют уровни жестокого обращения и преступных посягательств по отношению к воспитанникам образовательных учреждений:

- минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребёнком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна;

- средний – серьёзные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, но могут проявиться в будущем;

- критический – оставление ребёнка в сложившейся ситуации жестокого обращения или преступных посягательств без неотложной помощи может привести к серьёзным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребёнка.

В случае выявления жестокого обращения следует обратиться:

- органы прокуратуры – о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и (или) совершения жестокого обращения с ребёнком, насильственных действий, в том числе сексуального характера;

- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о действиях либо бездействии должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту прав и законных интересов детей;

- органы опеки и попечительства – о выявлении воспитанников, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- органы управления социальной защитой населения - о выявлении воспитанников или семей, находящихся в социально опасном положении;

- органы внутренних дел – о выявлении родителей воспитанников или иных их законных представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;

- органы управления здравоохранением – о выявлении воспитанников, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

- органы управления образованием – о выявлении воспитанников, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

- органы по делам молодёжи – о выявлении воспитанников, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Специалисты соответствующих учреждений регистрируют все полученные сообщения о фактах жестокого обращения и преступных посягательств в отношении воспитанников образовательных учреждений, оперативно проводят их проверку, в рамках компетенции запрашивают необходимую информацию в других ведомствах.

Упражнение «Один день из жизни…»

Цель: дать объективную оценку жизни ребенка.

Участникам предлагается назвать и записать на доске по одному существительному, определяющему день ребенка. Можно разделить на возрастные группы: дошкольник, школьник, студент.

Психолого-педагогическая помощь ребенку, пострадавшему от жестокого обращения.

Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье, заключается в уменьшении и преодолении последствий травматических переживаний.

Очень важно знать, что говорить или как реагировать на то, что ребёнок говорит вам. Одна из наиболее важных идей, которые мы предлагаем сообщать детям, это идти к взрослому, которому они доверяют, если у них проблема.

В первую очередь необходимо установить контакт с ребенком.При взаимодействии с ребенком нужно помнить, что уровень его доверия к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние - угнетенным, поведенческие реакции - носить защитный характер. Не следует ожидать, что ребенок при первой же встрече поведает вам обо всем страшном, что с ним происходило, запаситесь терпением.

Когда контакт установлен, необходимо постепенно переходить к вопросам, связанным с перенесенным насилием.Если ребенок или подросток сообщает о факте насилия, важно контролировать собственные эмоции. Рассказ ребенка о трагическом событии может вызвать гамму наших собственных чувств (от шока и отрицания до гнева и отвращения), это тяжелое испытание. Профессиональное владение ситуацией требует от специалиста внешнего спокойствия и готовности к продолжению диалога. Оставайтесь спокойными и открытыми разговору, не переносите свои эмоции на ребенка. Помните, что ребенок может быть привязан к обидчику и испытывает противоположные чувства. Ему важно ощущать, что все чувства, которые у него есть по отношению к обидчику, приемлемы для психолога.

Когда ребенок сообщает о факте насилия, особенно сексуального, неэффективно и даже вредно:

- спрашивать, не спровоцировал ли он чем-либо действия обидчика;

- задавать вопросы, усиливающие чувство вины;

- спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного сопротивления или не звал на помощь;

- говорить о том, что вы бы сделали в подобной ситуации;

- давать советы и навязывать собственные решения;

- говорить «успокойся, не переживай...», то есть отрицать чувства ребенка;

- быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии;

- говорить «я тебя понимаю...»;

- слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи.

Важно собрать ту информацию о насилии, которая имеет отношение к оценке психологического состояния ребенка и выработке стратегий помощи (вид насилия, его тяжесть и длительность, характер взаимоотношений ребенка и обидчика, чувства ребенка и пр.).

Говорите понятным для ребенка языком, отвечайте на его вопросы честно и просто, используйте прием активного слушания.

Активное слушание (эмпатическое слушание) - это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.

Правила активного слушания:

слушать с первых же слов разговора и не ослаблять внимание;

отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;

гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;

осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;

не перебивайте;

постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;

оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;

избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.

Использование приемов активного слушания в работе с детьми, пострадавшими от насилия.

Приемы

Цели

Реализация

Примеры

Поощрение

Демонстрация заинтересованности и понимания через невербальные и вербальные средства; поддержание стремления к диалогу

Доброжелательный взгляд, заинтересованная поза, наклон вперед, кивки головой; недирективность, отказ от демонстрации явного согласия или несогласия, заинтересованность

«Угу...»

«М-да...»

«Да...»

«Да, конечно...»

Повторение

Стимулирование на рассказ, на проговаривание чувств, состояний, опасений и т.п.

Повторение всей фразы или ее куска с «открытой» интонацией

- Мне не хочется идти домой.

- Тебе не хочется идти домой...

- Да, потому что меня будут ругать за плохие оценки

Перефразирование

Дать понять, что вы слушаете и воспринимаете сказанное, но при этом хотите проверить правильность понимания мыслей собеседника; предоставить говорящему возможность лучше понять себя самого

Формулирование произнесенной фразы иначе, другими словами; использование наиболее значимых слов и выражений

«Другими словами, ты хочешь сказать...» «Если я тебя правильно поняла, то...» «Правильно ли я поняла, что...» «У меня возникает ощущение, что ты...»

Отражение

Демонстрация эмпатического понимания чувств ребенка и возможности их принятия; идентификация говорящим собственных чувств; снижение напряжения и интенсивности чувств; фокусировка на проблеме

Вербализация чувств, которые могут и не проговариваться ребенком, но которые проявляются на невербальном уровне или лежат в контексте его слов

«Я вижу, что тебе очень неприятно говорить об этом...» «Я услышала, что...» «Мне показалось, что ты очень сердишься, когда говоришь о брате...»

Уточнение

Стимулирование самовыражения и самораскрытия; определение основных фактов, отношения к ним ребенка, его чувств и мыслей по поводу конкретных вещей и ситуации в целом

Использование открытых вопросов для уточнения:

- содержания; -чувств;

- смысла слов

«Расскажи, что произошло?» «Что было потом?»

«Как у тебя появились эти синяки?»

«Что ты чувствуешь, когда говоришь об этом?»

Обобщение

Систематизация всех важных мыслей и фактов; создание основы для дальнейшего обсуждения или дальнейших действий

Повторение и обобщение основных мыслей и чувств

«Самое главное из того, что ты сегодня сказал...» «Если я правильно поняла, самое важное сегодня...»

Важно уметь соединить чувства ребенка со смыслом и содержанием, что позволяет вести диалог дальше.

Поддержите ребенка, сообщите ему, что требуется мужество и смелость, чтобы говорить о своих переживаниях, и вы цените то, что он вам доверился. Важно поддерживать представление ребенка о его личностной ценности, а также помочь преодолеть чувство изоляции и обособленности. У детей, переживших опыт насилия, в особенности сексуального, возникает чувство непохожести на своих сверстников, с которыми таких вещей «никогда не происходило». Скажите ребенку, что он не один оказался в такой ситуации, что такое случается, к сожалению, и с другими детьми.

Беседуя с ребенком, пострадавшем от насилия, важно не давать обещаний, в которых специалист не уверен: «Твоя мама обязательно поможет тебе», «Того, кто тебя обидел, обязательно накажут». Мы также не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий. Ребенка нельзя заставлять брать на себя ответственность за возможность выхода из ситуации насилия.

Завершая беседу с ребенком, информируйте его о том, как могут развиваться дальнейшие события, например: «Я собираюсь поговорить с твоей мамой о том, что произошло, чтобы найти пути, как можно тебя защитить».

Следует отметить, что в процессе беседы специалист должен следовать за ребенком и поддерживать темы, к разговору на которые ребенок готов. Важно придерживаться тактики «мягкого ведения», максимально заботясь о безопасности ребенка.

Далее участники делятся на пары для игрового тренинга.

Упражнение «Я тебя слушаю»

Цель: помочь овладеть приемами активного слушания.

Участники делятся на пары, в которых один – ребенок, другой – взрослый. «Ребенок» обращается к взрослому с какой-то проблемой, а взрослый старается максимально эффективно отреагировать на нее.

Завершение занятия. Рефлексия.

Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что предложенная информация окажется полезной и значимой для вас. Далее проводится тестирование по пройденному материалу.

Приложение.

Анкета

«Наказание – эффективность и вред»

1. Какой из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным

для психики ребёнка?

Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)

Сексуальное насилие

Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).

Пренебрежение нуждами ребёнка (отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).

2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить своего ребёнка? ___________________________________________________________

3. Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.

Да.

Нет.

4. Бывает ли такое, что вас раздражает собственный ребенок? Назовите причины. __________________________________________________________

5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?

Да.

Нет.

6. Чтобы наставить дитя на «путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.

Да.

Нет.

7. Если наказывать, то как? __________________________________________________________________

8. Как обойтись без унижающих наказаний? __________________________________________________________________

9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над детьми? _________________________________________________________________

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области