Перспективное планирование образовательной деятельности в старшей группе
Образовательная область: «Речевое развитие».
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | литература |
Сентябрь 1-я неделя | «Сегодня дошколята, завтра школьники» | Тема: «Сегодня дошколята, завтра школьники». Задачи: Расширение и систематизация знаний о предметном мире. Уточнение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности». Совершенствование грамматического строя речи, совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности. | (конспект) |
2-я неделя | «Осенняя пора, очей очарованье» | Тема: "Осенняя прогулка" Задачи: Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; Обогащать словарь детей за счет расширения представлений об изменениях в природе и жизни людей; Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; Учить самостоятельно находить признаки осени, устанавливать причинно-следственные связи, решать противоречия; Активизировать речевую деятельность детей, формировать умение обосновывать свои ответы | О.М.Ельцова, Л.Прокопьева с.21"Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих игровых ситуаций |
3-я неделя | «Труд людей осенью». | Тема: «Поможем мышатам научиться бережно относиться к хлебу». Задачи: развивать монологические формы речи детей; Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; Обогащать словарь детей ( трактор, элеватор, пшеница, рожь, хлебороб) за счет расширения представлений о труде хлеборобов; Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; Обогащать эмоциональный и познавательный опыт детей по теме "Хлебушко душистый к нам на стол пришел"(хлеб и хлебобулочные изделия) на основе содержания знакомой сказки; Подвести детей к пониманию, что хлеб нужен каждому человеку; Воспитывать уважение к труду хлебороба; Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы; Формировать умение договариваться и доводить начатое дело до конца; Способствовать пониманию литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.80 |
4-я неделя | «Мой город». | Тема: «Мой город - Инза». Задачи: Познакомить детей с историей возникновения города Инза. Уточнить представления детей о родном городе. Формировать первоначальные сведения о городе Инзе, его достопримечательностях. Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал. Развивать речь детей; упражнять детей в умении: давать полный ответ на вопрос. Развивать связную речь. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь. Воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностями города. Воспитывать любовь к родному городу. Рассказать об истории возникновения некоторых улиц | (конспект ) |
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | Литература |
октябрь 1-я неделя | «Родная страна» | Тема: « Моя Родина – Россия!». Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, как о государстве, в котором мы живём. Развивать диалогическую речь, память, мышление. Воспитывать патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней тельное отношение к государственным символам (Герб, флаг, гимн). Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пословиц | (конспект) |
2-я неделя | «Земля-наш общий дом» | Тема: «Планета Земля – наш дом» мнемотаблица «Земля-наш дом» Задачи: Обобщить и дополнить знания детей о нашей планете, Совершенствовать формы диалогической и монологической речи. Формировать природоведческий словарь Учить работать с мнемотаблицей, умению перекодировать информацию. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия | (конспект ) |
3-я неделя | «Мир предметов и техники» | Тема: "Домашние помощники" Задачи: Развивать умение соблюдать этику речевого общения в условиях коллективного взаимодействия Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе Расширять познавательные интересы в процессе знакомства с группами предметов, являющихся домашними помощниками Учить детей при рассматривании группы предметов вычленять существенные признаки, их объединяющие Развивать внимание, интерес к бытовым предметам и бережное отношение к ним Воспитывать культуру быта | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.46 |
4-я неделя | «Труд взрослых профессии» | Тема: «Профессии взрослых». Задачи: Закреплять и расширять представления детей о профессиональной деятельности людей. Ввести понятие»профессиональные праздники». Развивать монологическую речь в процессе ответов на вопросы. Воспитывать уважение к людям разных профессий. «Профессии детского сада». Уточнять и расширять предметный и глагольный словарь по теме: «Профессии». Закреплять умение подбирать качественные прилагательные; упражнять в подборе антонимов. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду. | (конспект ) |
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | литература |
Ноябрь 1-я неделя | «Семья и семейные традиции» | Тема :"Моя семья" Задачи: Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. Продолжать расширять знания и представления о семье Активизировать словарный запас прилагательными , характеризующими семью и обозначающими настроение человека Развивать умение правильно отвечать на вопросы, использовать речь-доказательство Воспитывать интерес к самостоятельному словесному творчеству, поощрять желание составлять рассказы о семье Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.58 |
2-я неделя | «Наши добрые дела» | Тема: «В стране добрых поступков». Задачи: обогатить положительными эмоциями опыт общения старших дошкольников в процессе активного участия в ИОС через знакомство с произведениями Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, Л.Н. Толстого; поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; продолжать учить использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; поддерживать стремление детей задавать и правильно формулировать вопросы; развивать умение делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; развивать умение составлять связное высказывание; воспитать умение слушать друг друга, не перебивая; развивать интерес к выполнению заданий в малых группах, формировать умение договариваться и доводить начатое дело до конца. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.127 |
3-я неделя | «Поздняя осень» | Тема: «Осенняя прогулка». Задачи: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; обогащать словарь за счет расширения представлений об изменениях в природе и в жизни людей; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; учить самостоятельно находить признаки осени, устанавливать причинно-следственные связи, решать противоречия; активизировать речевую деятельность детей, формировать умение обосновывать свои ответы. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.21 |
4-я неделя | «Мир комнатных растений» | Тема: «Комнатные растения» Задачи: Учить составлять описательные рассказы,. Учить последовательному и полному рассказу об объекте. Приучать использовать компоненты предметной модели «растение» в качестве плана рассказа. Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе. Учить рассказывать громко, понятно для окружающих. Закрепить у детей знания о названиях растений. Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения. | (конспект) |
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | литература |
Декабрь 1-я неделя | «Зимушка- зима» | Тема: «Увлекательное путешествие в зимнее царство" Задачи: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; способствовать осознанному желанию и умению детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения; обогащать словарь детей за счет расширений представлений о живой природе зимой, признаках зимы, об особенностях жизни людей зимой; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о видах (проза и поэзия), о многообразии жанров; способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи; развивать мышление, умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес к живой природе. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.73 |
2-я неделя | «Будь осторожен» | Тема: Рассказывание на тему из личного опыта – «Игры зимой». Задачи: Учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением. Учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш. Говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова» обратить внимание детей на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче. Учить замедленно, проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. | Ушакова О.С., Занятия по развитию речи в детском саду . - С.156 |
3-я неделя | «Готовимся к новогоднему празднику» | «Сочиняем сказку про Деда Мороза». Задачи: Активизация детского воображения, литературно-словесного творчества. развивать речевые умения использовать синтаксические конструкции различной степени сложности, правильно согласовывать существительные и глаголы, развивать воображение. развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; способствовать осознанному желанию и умению детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения; обогащать словарь детей за счет расширений представлений о живой природе зимой, признаках зимы, об особенностях жизни людей зимой; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников | Волчкова В.Н., Развитие речи детей в ст.гр. - С.39 |
4- я неделя | «Зимние чудеса» | Тема: Составление рассказов по картине «Вот Снежная баба!» Задачи: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине. Соблюдать последовательность рассказа. Учить подбирать определения, составлять сочетания с заданными словами. Развивать память, воображение. Воспитывать бережное отношение к природе. | Н.Теремкова "Я учусь пересказывать". часть 2 с.13 |
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | литература |
Январь 2-я неделя | «Неделя игры» | Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» по мнемотаблице Задачи: Учить выразительно, пересказывать текст, пользуясь мнемотаблицей; активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. | Ушакова О.С., Занятия по развитию речи в детском саду . - С. 178 |
3-я неделя | «Неделя творчества» | Тема: Творческое рассказывание. «Почемучки» Задачи: Учить детей составлять вопросительные предложения. Самостоятельно пользоваться словами-вопросами «почему»; «отчего»; «когда»; «сколько»; «что»; «где»? Соблюдать интонационную выразительность в речи. Знакомить детей со способами словообразования. | Волчкова В.Н., Развитие речи детей в ст.гр. - С.28 |
4- я неделя | «Неделя познания. Зимушка хрустальная» | Тема: «Прогулка в зимний лес» Задачи: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать их осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; систематизировать и закреплять представления детей о жизни зимующих птиц и лесных зверей, формировать умение соотносить следы и животного, который их оставил; закреплять умение ориентировать в пространстве; закреплять мелкую моторику пальцев руки, воспитывать самостоятельность, инициативность; формировать коммуникативные и рефлексивные навыки, ассоциативное мышление; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.87 |
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | литература |
Февраль 1-я неделя | «Друзья спорта» | Тема: «Со спортом дружить – долго жить» Задачи: Закрепить знания детей об олимпийских играх, их символах, эмблеме, талисманах, гимне. Развивать связную речь, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением. Учить использовать в речи пословицы и поговорки о спорте и здоровье. Активизировать в речи слова- определения. В словесной игре «Цепочка» развивать внимание, память. | (конспект ) |
2-я неделя | «Неделя добрых дел» | Тема: «Покормите птиц зимой» Задачи: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; расширять словарный запас (скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, журавли, воробьи, вороны, сороки, голуби, дрозды, свиристели, синицы, снегири, клесты, чечетки) через участие в словесно-речевых играх; развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения; развивать доказательную речь детей (речь-рассуждение); учить фантазировать, развивать образное представление; воспитывать доброжелательное отношение к окружающей живой природе; расширить знание детей о птицах; учить устанавливать разнообразные связи в природе; формировать умение обобщать, классифицировать (перелетные птицы, зимующие); развивать эмоциональную сферу детей через формирование у них навыков нравственного поведения (забота о птицах, оказание им помощи в трудное зимнее время); воспитывать любовь к художественному слову. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.41 |
3-я неделя | «Юные путешественники» | Тема: «Путешествие на подводной лодке» Задачи: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; обогащать словарь детей (акула, скат, звезда, кальмар, дельфин, кит, скумбрия, медуза, конек, водоросли) за счет расширений представлений о морских обитателях, о взаимоотношениях с ними людей; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; упражнять детей в умении подбирать определения к заданным словам; развивать фонематический слух, учить находить слова с определенным звуком; упражнять в произношении гласных звуков в изолированном виде, словах; продолжать упражнять в счете в обратном направлении, знании цифр и умении соотносить цифру с количеством предметов; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук; способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.26 |
4-я неделя | «Защитники Отечества». | Тема: «Защитники Отечества». Задачи: Закрепить знания о защитниках Отечества. Расширять представления детей о Российской армии; развивать речь, мышление, память. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. | (конспект |
5-я неделя | «Народная культура и традиция» | Тема: «У Алёнушки в гостях » Задачи: поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослым и сверстниками. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи Обогащать словарь детей посредством ознакомления с такими понятиями как "родственники", "семья" Обогатить положительными эмоциями опыт общения старших дошкольников в процессе активного участия в ИОС, сценарий которого разработан на основе знакомой сказки Расширять представления о семье, родственниках, отношениях в семье Продолжить знакомство с русскими народными пословицами и поговорками о семье Совершенствовать умение и желание играть в детском коллективе | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.114 |
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | литература |
Март 1-я неделя | «Женский праздник» | Тема: «Моя мама» Задачи: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; обогащать представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.99 |
2-я неделя | «Уроки вежливости и этикета» | Тема: «Научим Барбоса и Бобика гостеприимству и вежливости». Задачи: обогатить положительными эмоциями опыт общения детей в процессе активного участия в ИОС, сценарий которого разработан на основе содержания знакомой сказки; поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; продолжать формировать представления и понятия о гостеприимстве и сервировке стола; совершенствовать навыки поведения за столом и владения столовыми приборами и предметами сервировки; воспитывать чувство гостеприимства; развивать умение принимать гостей у себя и соблюдать правила поведения в гостях; продолжать развивать умения договариваться и доводить начатое дело до конца; обогащать словарь посредством моделирования соответствующих теме гостеприимства ситуаций. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.122 |
3-я неделя | «Весна пришла» | Тема: «Март весну встречает» Задачи: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; формировать представление о весне на основе знакомства детей с существенными признаками марта, с народным календарем; учить устанавливать разнообразные связи в природе, стимулировать желание самостоятельно изучать окружающий мир; расширять активный словарь (март, протальник, грачевник, брезень, снежица, худоба, хвороба, пролетье) и зрительное восприятие в процессе игрового общения; развивать образное представление, учить фантазировать, используя игровую ситуацию; активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе; развивать наблюдательность, эмоциональную сферу людей; воспитывать любовь к художественному слову и продуктивной творческой дестельности. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.94 |
4-я неделя | «Неделя книги» | Тема: Рассказывание по серии картинок «Детский книжный магазин». Задачи: Развивать первоначальные представления об особенностях жанра сказки воспитывать интерес к чтению сказок; учить узнавать сказки по характерным героям, рассказывать знакомые сказки по серии картинок, обогащать словарный запас. Закрепить знакомые сказки; развивать мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес и любовь к сказкам. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия | Волчкова В.Н., Развитие речи детей в ст. гр.- С. .67 Т.В.Большаева "Учимся по сказке" Развитие мышления детей с помощью мнемотехники |
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | литература |
Апрель 1-я неделя | «Неделя здоровья» | Тема: «Уроки Айболита и Мойдодыра для ребят-дошколят». Задачи: поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом; обогатить положительными эмоциями опыт общения детей в процессе активного участия в ИОС, сценарий которого разработан на основе содержания знакомой сказки; показать, что выполнение правил личной гигиены, правильного питания, занятия спортом укрепляют организм человека; продолжать развивать воображение, фантазию, интерес к совместной творческой речевой деятельности; совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы; обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, т.е. уметь договариваться, выслушивать товарищей и взрослых; учить доводить начатое дело до конца. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.140 |
2-я неделя | «Космические просторы» | Тема:«Готовимся стать космонавтами» Задачи:совершенствование навыка составления связного рассказа с опорой на графический план. Систематизировать знания детей о космосе. Активизировать глагольный словарь. Развивать связную монологическую речь, фонематическое восприятие, слуховое внимание, общую моторику. Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений,. поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, Воспитывать интерес к данной теме, чувство гордости за свою страну. | (конспект ) |
3- я неделя | «Юный гражданин» | Тема: «Права ребенка».(право на имя) Задачи: Познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках. Развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, логическое мышление. Развивать связную речь, обогатить словарь детей: очаг, лубяная избушка, собственность, неприкосновенность, школьные принадлежности. | (конспект) |
4-я неделя | «Дорожная азбука» | Тема: « Дорожная азбука для детей». Задачи: Развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Активизировать речевые возможности детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других. | (конспект ) |
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | Литература |
Май 1-я неделя | «9 мая» | Тема: «День Победы». Задачи: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря. Развивать все компоненты устной речи детей. Обогащать словарный запас. Развивать умение детей поддерживать беседу. Побуждать детей интересоваться смыслом новых слов. Уточнять, расширять и закреплять представления о Великой Отечественной войне. Формировать у детей патриотические чувства, на основе героического подвига народа, в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за своего народа, победившего врага. | (конспект) |
2-я неделя | «Искусство и культура» | Тема: «В гостях у сказки» Задачи: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; развивать первоначальные представления об особенностях жанра сказки и о некоторых ее признаках (композиция, средства языковой выразительности); способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы; учить детей только при помощи мимики и жестов исполнять роль; упражнять детей в умении распознавать и изображать различные эмоциональные состояния; формировать представления о театре; развивать внимание, умение слушать и понимать услышанное; побуждать эмоционально откликаться на воображаемые события; воспитывать интерес к сказкам. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.67 |
3-я неделя | «Опыты и эксперименты» | Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» по мнемтаблице Задачи: Учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. Учить понимать и объяснять смысл поговорок. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе побуждать эмоционально откликаться на воображаемые события; воспитывать интерес к сказкам. | Ушакова О.С., Занятия по развитию речи в детском саду. – С.187 . |
4-я неделя | «Экологическая тропа» | Тема: «В гостях у Лесовичка» Задачи: поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые; расширить знания детей о меде, его полезных свойствах; развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты); воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение ко всему живому. | "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций" старшая группа О.Ельцова Л.Прокопьева С.107 |
Перспективное планирование образовательной деятельности на 2017-2018 г в старшей группе
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
Месяц | Тематическое название недели | Образовательная деятельность, задачи, материал. | литература |
сентябрь 1-я неделя | «Сегодня дошколята, завтра школьники» | Чтение стихотворения - С. Маршака «Первый день календаря» Задачи: Познакомить детей с осенним праздником – Днём знаний; формировать знания о школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам воспитывать уважение к труду педагога. | С. Маршак «Первый день календаря» |
2-я неделя | «Осенняя пора, очей очарованье». | Чтение рассказа - Скребицкого Г. «Осень» Снегирева Г. «Как птицы к зиме готовятся» Задачи: Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь. Закрепить знания о том, что происходит в живой и неживой природе осенью. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, правильно строить предложения. | Г.Скребицкий «Осень»; Г.Снегирев «Как птицы к зиме готовятся» |
3-я неделя | «Труд людей осенью». | Чтение стихотворения - Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Задачи: Познакомить со стихотворением Т. Шорыгиной «Ломоть хлеба». Расширить представления детей об одном из ценных продуктов питания – о хлебе; выращивания хлеба, технология выпечки хлеба. Развивать речевые навыки, умение мыслить, сравнивать, анализировать, отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Воспитать уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу. | приложение. |
4-я неделя | «Мой город» | Чтение рассказа Ю.И.Коваля «Чистый двор». Задачи: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию рассказа. Развивать разговорную, монологическую речь. | приложение. |
Октябрь 1-я неделя | «Родная страна» | .Чтение стихов о Родине. Родной стороне. Г. Ладонщиков «Родная Земля»; С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...» Задачи: Познакомить с поэтическими произведениями: Г. Ладонщиков «Родная Земля»; С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...». Способствовать пониманию поэтического произведения. Развивать художественное восприятие; воспитывать любовь к природе. Родине через поэзию. | Г. Ладонщиков «Родная Земля»; С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...» |
2-я неделя | «Земля - наш общий дом». | Чтение рассказа К. Ушинского «Дети в роще». Задачи: Познакомить детей с рассказом. Продолжать учить детей слушать художественные произведения. | приложение |
3-я неделя | «Мир предметов и техники» | Чтение стихотворения - С. Михалков «Постирушки» Задачи: Познакомить со стихотворением С. Михалкова «Постирушки». Совершенствовать диалогическую речь, обогащение словарного запаса. Воспитывать уважение к профессиям и желание трудиться. | Томилова С.Д., Хрестоматия . - С.270. |
4-я неделя | «Труд взрослых профессии» | Чтение стихотворения - В. Маяковский «Кем быть?» Задачи: Познакомить со стихотворением В. Маяковского «Кем быть?» Совершенствовать диалогическую речь, обогащение словарного запаса. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. | Томилова С.Д., Хрестоматия. – С. 543 |
Ноябрь 1-я неделя | «Семья и семейные традиции» | Чтение стихотворения - Я. Аким «Моя родня» Задачи: Развивать внимательное отношение к членам своей семьи. Способствовать развитию связной речи – умение составлять короткий рассказ о своей семье. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | Я. Аким «Моя родня» |
2-я неделя | «Наши добрые дела» | Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи: Закрепить знания детей о литературной сказке "Цветик-семицветик"; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; формировать умение связно, последовательно, выразительно пересказывать сказку; развивать внимание, память, речь; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать | Волчкова В.Н., Развитие речи детей в ст.гр. – С. 91 |
3-я неделя | «Поздняя осень» | Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Задачи: Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало» Совершенствовать интонационную выразительность речи. Образовывать прилагательные, использование их в речи, употребление существительных в родительном падеже, предлогов. | Томилова С.Д.. Хрестоматия. – С.543 |
4-я неделя | «Мир комнатных растений» | Чтение - Е. Благинина «Цветок-огонек». Задачи: Закрепить навыки умения слушать чтение педагога; способствовать развитию умения понимать содержание литературных произведений; развивать диалогическую речь. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь. | Е.Благинина «Цветок-огонек». |
Декабрь 1-я неделя | «Зимушка- зима» | Чтение стихотворения И. Никитин «Встреча зимы». Задачи: Познакомить со стихотворением И.Никитина «Встреча зимы» Систематизация представлений детей о зиме. Активизация словаря. Воспитывать интерес и любовь к родной природе. Способствовать умению детей составлять короткие описательные рассказы по картинкам. Заучивание коротких стихов о зиме. | Затулина Г.Я., Конспекты комплексных занятий по развитию речи в ст гр. – С.90 |
2-я неделя | «Будь осторожен» | Заучивание стихотворения «Зима», И.Сурикова. по мнемотаблице Задачи: Помочь детям почувствовать красоту и лиричность стихотворения , запомнить его выразительно читать. | И.Суриков «Зима». |
3-я неделя | Готовимся к новогоднему празднику» | Разучивание стихотворений и песен про Новый год. Задачи: Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Расширение пассивного и активного словаря по теме «Праздник - Новый год»; учить подбирать слова-признаки к существительным; слова-синонимы. | Сценарий новогоднего праздника. |
4-я неделя | «Зимние чудеса» | Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Задачи: Познакомить со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович». Углубить представления детей о характерных признаках зимы, зимних праздниках. | В. Одоевский «Мороз Иванович» |
Январь 2-я неделя | «Неделя игры» | Чтение рассказов В. Осеева «Сторож», «Новая игрушка». Задачи: Познакомить детей с новыми рассказами. Учить внимательно слушать худ. произведения; давать оценку поступкам героев. | приложение. |
3-я неделя | «Неделя творчества» | Чтение сказки «Снегурочка» В.Одоевского. Задачи: Формировать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию прочитанного; формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развивать умения аргументировать свою точку зрения. | Сказка «Снегурочка» В.Одоевского. |
4-я неделя | «Неделя познания. Зимушка хрустальная» | Чтение стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы». Задачи: Вызывать эмоциональный отклик на прочитанное стихотворение; помочь пониманию содержания и идеи; развивать коммуникативные навыки (бесконфликтное положительное решение различных ситуаций; умение поддерживать беседу). | Волчкова В .Н., Развитие речи детей в ст.гр. – С. 32 |
Февраль 1-я неделя | «Друзья спорта» | Чтение стихотворений Л.М. Квитко «На катке»; «На санках»; «Лыжники». Задачи: Уточнить представление детей о зимних играх-забавах, как видов спорта. Расширять словарь за счёт имён существительных (санки, лыжи, коньки, лыжники, фигурист, каток); имён прилагательных (рассыпчатый, мягкий снег, снежный, ледяной). Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. | приложение. |
2-я неделя | «Неделя добрых дел» | Чтение сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Задачи: Учить устанавливать причинно- следственные связи. Побуждать детей к высказыванию по поводу знакомого содержания, подводить к умению решения проблемной ситуации. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о временах года и месяцах, используя содержание сказки. Повышать познавательную активность детей за счёт привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности и сюжетности .Развивать активность в устойчивой эмоциональной сфере; любознательность, навыки самооценки; внимание, мышление, вычислительную деятельность; творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | хрестоматия |
3-я неделя | «Юные путешественники | Чтение рассказов Б.Житкова из цикла «Что я видел». Задачи: Познакомить детей с творчеством Б.С. Житкова. Учить думать о прочитанном, сопереживать герою, оценивать его поступки; формировать у детей нравственные убеждения. | Книга «Что я видел» Б. Житкова |
4-я неделя | «Защитники Отечества». | Чтение рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран». Цель: развивать чувственное восприятие через понимание характера литературных образов | Приложение |
5-я неделя | «Народная культура и традиция» | Знакомство с малыми фольклорными формами. Задачи: Уточнить представление о потешках, песенках, загадках, чистоговорках. Учить понимать переносное значение о образных выражениях. Учить составлять рассказы, сказки. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. |
Март 1-я неделя | «Женский праздник» | Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой». Задачи: вызывать эмоциональный отклик при восприятии образного содержания художественного произведения, помочь осмыслить идею, значение образных выражений. | Стрельцова Л.Ю., Литература и фантазия . – С. 122 |
2-я неделя | «Уроки вежливости и этикета» | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Задачи: Познакомить детей с творчеством В. Драгунского; с рассказом «Друг детства»; формировать умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания; формировать интереса к чтению литературных произведений. Учить ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей. Воспитывать доброту, чуткость, показать детям ценность и необходимость дружбы. Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания. | Ильчук Н.П., Хрест. для дошкольников 5-7 лет. |
3-я неделя | «Весна пришла» | Заучивание стихотворение «Весна», А.И.Плещеев. Задачи: Формировать знания детей о сезонных изменениях в природе, помочь запомнить стих. Совершенствовать интонационную выразительность. | А. Плещеев «Весна». |
4-я неделя | «Неделя книги» | Чтение: «Викторина по сказкам К. Чуковского, С. Маршака, Ш. Перро». Задачи: Формировать у детей интерес к творчеству детских писателей - К. Чуковского, С. Маршака, Ш. Перро. Учить различать литературные жанры : стихотворные сказки, сказки в прозе. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Дошкольное воспитание: журн. - 1996. -№ 2. – С .120 |
Апрель1-я неделя | «Неделя здоровья» | Чтение Р. Погодин «Как жеребенок Миша побил рекорд». Задачи: Закреплять представление о полезных продуктах, побеседовать о здоровом образе жизни. | Р. Погодин «Про жеребенка Мишу». |
Апрель 2-я неделя | «Космические просторы» | Чтение и обсуждения рассказа В. Бороздина «Первый в космосе». Задачи: Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы; развивать связную речь, обогащать словарь детей. | приложение. |
3-я неделя | «Юный гражданин» | Чтение рассказа Р. Салури «Как стать человеком». Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать содержание рассказа. Совершенствовать умение высказывать свое мнение по отношению к поступкам героев; правильно строить сложноподчиненные предложения. | Логинова В.И., Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – С. 382 |
4-я неделя | «Дорожная азбука» | Чтение рассказов В.Клименко «Происшествие с игрушками»; Н. Калинин "Как ребята переходили улицу". Задачи: Закрепить первоначальные представления детей о том, кто регулирует движение транспорта и пешеходов. Развивать умение соблюдать правила поведения на улицах города. | приложение. |
Май 1-я неделя | «9 мая» | Чтение отрывков из произведений Л. Кассиля « Наши защитники». Задачи: Дать представление о жизни на военную тематику. Вызвать интерес и гордость к русскому народу. | Л. Кассиль « Наши защитники». |
2-я неделя | «Искусство и культура» | Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Задачи: Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»; учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от стихотворения и рассказа; Учить внимательно, слушать; развивать речевую активность, память детей. Подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни. | И. Крылов. «Стрекоза и муравей» |
3-я неделя | «Опыты и эксперименты» | Чтение стихотворения - О.Дриз «Как сделать утро волшебным». Задачи: Ознакомить детей со способами создания художественного образа - весны; формировать умение извлекать из текста нужную информацию; развивать речь ребят через формирование умений выражать свои мысли и чувства. | приложение. |
4-я неделя | «Экологическая тропа» | Чтение стихотворения - Е.Благининой «Одуванчик». Задачи: Составление коротких рассказов из личного опыта о цветах. Развивать умение передавать свои впечатления последовательно и логично. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства. Пополнение словарного запаса по теме. | Затулина Г.Я. , Конспекты комплексных занятий по развитию речи в ст. гр. – С. 160 |
Перспективное планирование на 2017 -2018 г в старшей группе
образовательная область : «Речевое развитие»
образовательная деятельность: Обучение грамоте
Месяц, тема недели | Тема образовательной деятельности, задачи | Литература |
Сентябрь 1 неделя | Гласный звук А, буква А Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. Игровая ситуация «Покажи букву» Оборудование: Разрезная азбука, предметные картинки. | Шумаева Д.Г., Как хорошо уметь читать. - С.12 |
2 неделя | Гласный звук У, буква У Определение места звука в словах утка, арбуз, кенгуру; определение количества слогов в словах; анализ звука У, буквы У | С.15 |
3-я неделя | Закрепление звуков А, У Закрепление звуков А, У; букв А, У. Соотнесение произносимых и составленных слов из разрезной азбуки со слоговой схемой | С.18 |
4-я неделя | Гласный звук О, буква О Определение места звука в словах: осы, сом, эскимо. Развивать фонематический слух. Анализ буквы О. | С.!9 |
Октябрь 1-я неделя | Согласный звук М, буква М. Определение места звука в словах : мак, сумка, альбом. Анализ, составление из разрезной азбуки и чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама. | С.22 |
2-я неделя | Закрепление звуков А, У, О, М Чтение и составление слогов по слоговым таблицам и разрезной азбуке. Написание первого слога в схемах под предметными картинками. | С.24 |
3-я неделя | Согласный звук С , буква С Определение места звука в трёх позициях. Сравнение на слух слов сам и сама. Практическое знакомство с ударным гласным звуком | С.26 |
4-я неделя | Звук Х , буква Х Определение слоговой структуры слов: мох, муха. Составление одного-двух предложений со словами сухо, сыро | С.30 |
Ноябрь 1-я неделя | Закрепление звуков А, У, О, М, С, Х Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги , составлять трёхбуквенные слова | С.32 |
2-я неделя | Звук Ш , буква Ш Анализ буквы Ш, чтение слогов с договариванием до целого слова, составление слов из букв и слогов | С.34 |
3-я неделя | Анализ слогов ША, ШО, ШУ, СА, СО, СУ Составление слогов из наборного полотна, закрепление звука и буквы Ш | С.36 |
4-я неделя | Сопоставление звуков С и Ш Учить детей распознавать и запоминать форму букв; составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов; показать значение Звука, как меняется значение слова при замене одного звука другим | С.38 |
Декабрь 1-я неделя | Согласный звук Л, буква Л Определение на слух звука Л в трёх позициях, звуковой анализ слова, чтение слогов по слоговой таблице | С.39 |
2-я неделя | Обобщение изученного. Гласные: А, О, У; согласные С, М, Х, Ш, Л Обобщение изученного; чтение слогов с договариванием до целого слова; чтение предложений из двух-трёх слов; составление предложения. | С.42 |
3-я неделя | Гласный звук Ы, буква Ы Определение места звука в двух позициях, анализ звука Ы, буквы Ы; составление слов из букв разрезной азбуки | С.45 |
4-я неделя | Согласный звук Н, буква Н Анализ звука, буквы Н; определение места звука в трёх позициях; определение количества слогов в словах; составление слов из слогов и букв | С.48 |
Январь 2-я неделя | Закрепление звука Н, буквы Н Звуковой и слоговый анализ слова насос; чтение слоговой таблицы и слов; познакомить с вопросительным и восклицательным знаками. | С.51 |
3-я неделя | Звук Р, буква Р Анализ звука и буквы Р; .интонационное выделение звука Р; составление слов из букв разрезной азбуки. | С.53 |
4-я неделя | Закрепление звука Р, буквы Р Написание большой буквы в именах людей; анализ в сравнении пар слов на определение количества слогов; составление слов из разрезной азбуки | С.56 |
Февраль 1-я неделя | Сопоставление звуков Р и Л Выделение звука Л при чтении четверостишия; чтение прямых и обратных слогов по слоговой таблице; анализ слова сосна; | С.57 |
2-я неделя | Обобщение пройденного. Гласные звуки: А, У, О, Ы; согласные звуки: М, С, Х, Л, Н, Р. Анализ гласных и согласных звуков; чтение слогов по слоговой таблице, составление слов из слогов | С.60 |
3-я неделя | Звук К, буква К Анализ звука, определение места звука в словах, составление слов из букв разрезной азбуки | С.62 |
4-я неделя | Продолжение работы по звуку К, букве К Закрепление знаний об ударном слоге; развивать навыки словообразования путём замены букв составление слов из букв разрезной азбуки | С.66 |
Март 1-я неделя | Закрепление звука К, буквы К Работа над предложением, чтение слоговой таблицы, чтение слов | С.69 |
2-я неделя | Звук П, буква П Анализ звука П, буквы П; определение места звука в словах; определение количества слогов в словах; составление простых и сложных предложений | С.73 |
3-я неделя | Закрепление звука П, буквы П Звуковой и слоговый анализ слова, чтение слоговой таблицы, составление слов из букв разрезной азбуки | С.76 |
4-я неделя | Согласный звук Т, буква Т Анализ звука Т, буквы Т; определение места звука в словах; определение количества слогов в словах; составление слов из слогов | С.79 |
Апрель 1-ая неделя | Закрепление звука Т, буквы Т Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова, чтение слоговой таблицы, составление слов из букв разрезной азбуки | С.82 |
2-ая неделя | Гласный звук И, буква И Определение места звука в трёх позициях, анализ звука И, буквы И; чтение слоговой таблицы составление слов из букв разрезной азбуки | С.85 |
3-ая неделя | Закрепление звука И, буквы И Звуковой анализ слова, анализ предложения, составление слов из букв разрезной азбуки; составление слов из слогов | С.88 |
4-я неделя | Согласный звук З, буква З Анализ звука З, буквы З; определение места звука в словах; чтение слоговой таблицы; составление слов из слогов | С.90 |
Май 1-я неделя | Сопоставление звуков З и С Анализ звуков З и С в сравнении; чтение слоговой таблицы и слов | С.94 |
2-я неделя | Согласный звук В, буква В Анализ звука В, буквы В; определение места звука в словах; чтение слоговой таблицы; | С.97 |
3-я неделя | Закрепление звука В, буквы В Чтение трёхбуквенных слов; составление из букв предложения; подбирать пары рифмующихся слов | С.100 |
4-я неделя | Согласный звук Ж, буква Ж Анализ звука Ж, буквы Ж; определение места звука в словах; чтение слоговой таблицы; | С.103 |