Республики Мордовия
Атяшевский район
МБОУ «Атяшевская средняя школа»
Мастер – класс 2018
ТЕМА:
«Избирательное право»
10 класс
Автор: Моторкина Елена Александровна, учитель обществознания МБОУ «Атяшевская средняя школа» Республика Мордовия, п.Атяшево, ул. Т. Бибина, д.11 89530282957 |
Атяшево
«1»
Введение.
Формирование культуры избирательного права является одной из ключевых задач в современной системе образования подрастающего поколения.
Каждая страна по-своему проделала свой исторический путь к политической свободе и демократии. Россия не была исключением. Современный институт выборов в России – это итог длительных изменений государственных, гражданско-правовых отношений, отразившей тенденции развития политических институтов и гражданского общества. Множество исследований в этой области охватывают самый широкий спектр различных вопросов избирательного процесса и неизменно на специфике и социальном предназначении выборов, необходимых обеспечить демократические процедуры формирования органов публичной власти.
Современная электоральная история отражает референдумы, выборы Президента России, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Совета Республики Мордовия, представительных органов местного самоуправления республики.
В современных условиях, когда происходит становление демократического государства, возрастает необходимость в подготовке подрастающего поколения к сознательному выбору. Общество ставит перед будущими избирателями определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, проявлять чувство толерантности . В последние годы вырос интерес молодежи к выборной .
«2»
Урок.
Тема: Право выбирать.
Цели урока:
1. Проследить исторический путь выборов с древнейших времен до наших дней; сформировать представление о выборах, их видах, современной избирательной системе РФ, об основных параметрах российского избирательного права, его принципах и ограничениях.
2. Развивать умение различать виды избирательных систем; способствовать формированию активной социальной и политической позиции.
3. Воспитание политической культуры, гражданских качеств личности, формирование патриотизма, нравственной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока.
Источники информации:
Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря .) // Москва 2017 год
Федеральный Конституционный Закон от 10 октября . "О референдуме Российской Федерации" // Официальный портал Консультант плюс.
Федеральный закон . "О выборах Президента Российской Федерации" // Официальный портал Консультант плюс.
Федеральный закон . "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Официальный портал Консультант плюс.
«3»
Словарь- справочник понятий и терминов по обществознанию и правоведению / Автор-составитель Ю.И. Аверьянов. - М.: Издательство «Экзамен», 2016 год.
Интернет-ресурсы:
Ход урока.
Организационная часть.
- Здравствуйте, уважаемые гости, обучающие.
2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков, мотивационных состояний, сообщение темы урока, целевая установка на урок.
Обучающимся предлагается самостоятельно определить тему, проанализировав картину В.Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 1)
- О чем задумался главный герой картины? (Что выбрать?)
- Перед нами часто возникают вопросы «Что выбрать?», «Как не ошибиться в своем выборе?». Тема нашего урока – «Твое право выбора».
Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».
Наверное, каждый взрослый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, кто-то наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем момент в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать. Правильно ли это ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос.
«4»
Сегодня мы поговорим об избирательном праве, о необходимости участия в политической жизни общества; познакомимся с историей выборов, развитием избирательной системы России; определим свою гражданскую позицию; повторим основные понятия, известные из курса «Обществознание».
- Совсем скоро каждый из вас станет настоящим избирателем, именно от вас будет зависеть жизнь нашего г района, республики, страны. (слайд 2)
- Нашим эпиграфом будут являются слова: С. Смайлса: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан» (слайд 3). Что хотел сказать этими словами видный Великобританский писатель? Прав ли он? Каждый из вас найдет ответы на этот вопрос.
3. Формирование компетенций обучающихся.
История выборов.
Выборы – древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников. В нашей стране выбирают депутатов, президента страны. В повседневной жизни мы тоже постоянно делаем выбор.
Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.
Сообщение учащегося. В Древней Греции большинство должностных лиц и члены коллегиальных органов управления выбирались путем жребия. Обычно выбор производился с помощью бобов. В один сосуд ложили соответствующее количество черных и белых бобов, а в другой – имена кандидатов. Белый боб означал, что кандидат избран. (слайд 4)
В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем выдвижении. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную
«5»
тогу (верхняя одежда белого цвета граждан мужского пола в Древнем Риме), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну. (слайд 5)
Сообщение учащегося. Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких
понятий, как "активное право", "списки избирателей", "права человека и гражданина". Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью. Законодательство Великой Французской революции (1789 – 1794гг.) имело огромное значение для формирования избирательных систем нового времени. Во-первых, выборы становятся всеобщими. Во-вторых, выборы становятся прямыми. В-третьих, сформировались две основные выборные системы. В-четвертых, голосование становится тайным. (слайд 6)
Сообщение учащегося. Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси. А первым институтом народного представительства в государственной власти можно считать вече (собрание горожан для решения общественных дел), или народное собрание (от славянского ветЪ – совет). (слайд 7) Так в Великом Новгороде или Пскове вече не только давало князю советы, но законодательствовало и вплоть до московского завоевания умело настоять на своем в спорах с князьями. Элементы вечевого строя правления отчетливо видны в истории ильменских словен до приглашения Рюрика, во времена княжения Владимира I и Ярослава Мудрого, других событиях X-XI века. После того как новгородское вече в 1136 году «указало путь» Всеволоду Мстиславичу, в истории
«6»
русского Севера вообще наступает эпоха демократии, окончившаяся лишь через три с лишним века, вплоть до московского завоевания. К слову сказать, изгнание рюриковичей и фактическая ликвидация «Новгородского стола» как политического института, отнюдь не означали устранения княжения в Великом Новгороде, напротив, прельщаемые новгородским богатством удельные государи наперебой предлагали Новгородской республике свои услуги, соглашаясь терпеть не только своеволие народных собраний, но и прислушиваться к мнению лучших людей,
представлявших интересы горожан. Схожие порядки устанавливаются к XIII веку практически на всей Руси.
Сообщение учащегося. Первая Государственная Дума, вошедшая в историю как «Булыгинская», была учреждена Манифестом Николая II от 6 августа 1905 года. (слайд 8 )Проект «Государевой Думы» встретил серьезную критику в обществе. Во-первых, за то, что предусматривал только центральную структуру представительной власти. Во-вторых, Дума, по предлагаемой модели, не имела права принимать законы – только разрабатывать и обсуждать их. Половинчатость реформ и недовольство общественности правительством привели к необходимости принятия императором Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» и новых законов о Государственной Думе, которые повысили ее статус. Новый Манифест декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого допускались многие слои населения. Император Николай II обещал, что никакой закон не мог быть утвержден им без одобрения Государственной Думой. Но выборы в Думу были не всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25–летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, иностранные
«7»
подданные, лица, имевшие судимость или состоявшие под следствием, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
Сообщение учащегося. Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917г. (слайд 9,10)А основные принципы советского избирательного права были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года. Фактически в их основу легла избирательная практика, сложившаяся в годы революций. Выборы признавались всеобщими, избирательное право предоставлялось трудящимся, крестьянам, красноармейцам – категории населения, не имевшей в царской России политических прав. Кроме
трудового ценза, устанавливался ценз возрастной – 18 лет. Впервые избирательное право предоставлялось женщинам. До 1936 года избирательное право предоставлялось иностранцам, проживающим на территории страны и принадлежащим к трудовому классу.
В советское время выборы представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе. А с падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены.
Сообщение учащегося. Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы выбираем Главу государства (Президента) и депутатов в органы государственной власти всех уровней.
Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В Конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).
«8»
Работа с терминами.
- Вы знаете, что у каждого из нас есть свои права. Что же означает слово «право»? (Право – совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. Ожегов С.И.) (слайд11)
- «Я прав» – значит «я поступаю правильно». Что означает «поступать правильно»? (Поступать по праву; помнить, что права есть у всех; уважать права других людей)
- Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? (Конституцией – основным законом государства). (слайд 12)
- Какие права есть у нас? (Личные (право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища), социальные (трудовые права, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на охрану здоровья, медицинскую помощь), политические (равенство всех перед законом, свобода слова и печати), экологические (право на благоприятную экологическую среду), культурные (право на образование, свобода преподавания).
- Есть права, которые мы получаем при рождении, но есть права, которые мы приобретаем при достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органов власти.
Понятие и виды выборов.
Выборы – это все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок) и замещения должностей путем избрания голосованием (слайд 13)
Электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо кандидатуру или партию на президентских, парламентских, муниципальных выборах. Электоральный – выборный, избирательный (слайд 14)
Разные уровни выборов обуславливают их классификацию на:
«9»
федеральные (на всей территории Российской Федерации);
региональные (на территории субъекта РФ);
муниципальные (в рамках муниципальных образований).
В зависимости от того, какой орган избирается, выделяют:
1 выборы представительных органов (выборы парламентские, представительных органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления);
выборы должностных лиц (выборы президента, высших должностных лиц субъектов Федерации, глав муниципальных образований).
В случае, когда граждане голосуют непосредственно за кандидата (список кандидатов), против всех кандидатов (всех списков кандидатов), выборы признаются прямыми.
Практика формирования органов государственной власти в РФ знает применение непрямых (косвенных) выборов.
Выборы, связанные со сроками полномочий органа или выборного должностного лица, делятся на:
1) очередные (проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выборного органа);
досрочные (проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий выборных органов власти или выборных должностных лиц);
выборы в порядке ротаций (могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа власти в порядке и сроки, установленные законом);
дополнительные выборы (назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа);
повторные (по причине признания очередных, досрочных или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными; когда
«10»
избранный по округу кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата).
Избирательное право.
Избирательное право - это систему юридических норм, регулирующих порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления.
Избирательное право делится на право избирать (активное избирательное право), дающее гражданину возможность голосовать за кандидата, которого он считает достойным; право быть избранным (пассивное избирательное
право),предоставляющее лицу возможность участия в выборах в качестве кандидата (слайд 15)
3. Принципы избирательного права.
Принципы избирательного права - это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными(слайд 16).Они подразделяются на 2 группы:
Принципы, характеризующие участие граждан в выборах:
всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
свободное и добровольное участие гражданина в избирательной кампании.
Принципы, отражающие организацию и проведение выборов:
обязательность;
периодичность;
альтернативность;
состязательность;
гласность.
В Российской Федерации принципы избирательного права закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
- А теперь проанализируем принципы, используя знания, полученные ранее.
«11»
Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права (Вспомните – какого?)
Принцип равного избирательного права указывает, что граждане, участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу
Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (или списков кандидатов) непосредственно (ст.6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п.4 ст.64 Федерального закона от 12 июня 2002 г)
Тайное голосование исключает возможность контролировать волеизъявление гражданина. Для этого существуют определенные процедуры: заполнение избирательного бюллетеня в специально отведенной кабине для голосования или в отдельном помещении.
- Как вы думаете, является ли нарушением закона заполнение бюллетеня по совету? Ответ обоснуйте.
Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах.
- Попытайтесь самостоятельно проанализировать данный принцип и привести примеры. (Данный принцип закреплен п.3 ст.3 Федерального закона от 12 июня 2002 г., Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).
Обязательность и периодичность выборов закреплены в ст.9 Федерального закона от 12 июня 2002 г.
«12»
Альтернативность и состязательность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений и блоков.
Гласность выборов - неотъемлемая черта избирательных кампаний. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 года содержит несколько статей об информационном обеспечении выборов, опросах общественного мнения.
- Почему, необходима гласность выборов, чему она способствует?
4. Ограничения избирательного права. (слайд 17)
В Российском Законодательстве имеются ограничения избирательного права.
Иностранные граждане и лица без гражданства. Законодательство России предоставляет иностранным гражданам, постоянно
проживающим на территории муниципального образования, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на муниципальных выборах на условиях, идентичных для граждан РФ. Такое право реализуется иностранными гражданами на основании международных договоров РФ. Во все иные уровни власти путь для иностранных граждан закрыт. Кроме того, ФЗ от 12 июня 2002 г. запрещает им осуществлять деятельность, способствующую или препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах (п.6 ст.3).
Активным и пассивным избирательным правом обладают граждане России, имеющие гражданство другого государства (ч.2 ст.62 Конституции РФ). Двойное и множественное гражданство не служит препятствием для участия в выборах.
Возрастной ценз. Одним из условий обладания активным избирательным правом является достижение гражданином 18-летнего возраста, а применительно к
«13»
пассивному избирательному праву законодательство вводит лишь минимальные возрастные пределы. В соответствии с п.8 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. допускаемый минимальный возраст кандидата на день голосования – 21 год на выборах в законодательный орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления; 30 лет- на выборах высшего должностного лица региона; 35 лет- на выборах на должность Президента РФ. Федеральное законодательство запрещает установление максимального возраста кандидата.
Факт постоянного или преимущественного проживания на определенной территории. Он не имеет значения при реализации пассивного избирательного права. На этот счет имеется предписание закона, согласно которому ограничения
пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина, включая требования к продолжительности и сроку его проживания, устанавливаются только Конституцией РФ. В данном отношении речь идет только о ч.2 ст.81 Основного Закона, позволяющей баллотироваться на должность Президента РФ гражданам, проживающим в России не менее 10 лет.
Совсем иное значение факт постоянного или преимущественного проживания имеет для реализации активного избирательного права. Основание для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.
4. Недееспособность. Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду (ч.3 ст.32 Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.) в выборах не участвуют. К ним относятся лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.
5. Заключенные и лица, имеющие Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.), не могут голосовать и быть избранными.судимость. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч.3 ст.32
Избирательные системы.
«14»
Избирательная система – порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами (слайд 16)
Виды избирательных систем: ( слайд 18)
Мажоритарная. При мажоритарной системе от каждого избирательного округа в один или два тура избирается один кандидат. Победителем на таких выборах в один тур считается получивший наибольшее количество голосов. При выборах в два тура в первом из них побеждает тот, в чью пользу были отданы голоса абсолютного большинства (50% + 1 бюллетень). В обратном случае во второй тур выходят два кандидата с наибольшей поддержкой избирателей, где побеждает получивший относительное большинство голосов. Как правило, два тура предусматриваются при проведении президентских выборов.
2.Пропорциональная. Пропорциональная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных по партийным спискам голосов и обязательную фиксацию минимального процентного порога, который нужно преодолеть политической организации для того, чтобы быть представленной в органе власти. В настоящее время по этой системе избираются депутаты Государственной Думы Российской Федерации.
3. Смешанная система. Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При такой системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные – по пропорциональной системе по партийным спискам. В настоящее время по смешанной системе избираются депутаты Государственного Совета Республики Мордовия, представительных органов местного самоуправления
6. Закрепление материала.
- Почему избирать и тем более быть избранным в органы власти обладают граждане по достижении определенного возраста?
«15»
-По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право?
- По достижении какого возраста гражданин РФ имеет право быть избранным в Государственную Думу?
-Чем отличается мажоритарная избирательная система от пропорциональной?
7. Выводы.
Голосовать необходимо, так как это:
1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
3.Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.
- Обратите еще раз внимание на эпиграф урока. Что же хотели сказать этими словами видный американский государственный и политический деятель и английский писатель? Правы ли они?
8. Домашнее задание. Подготовить проекты «История и развитие избирательного право в Мордовии».
Республики Мордовия
Атяшевский район
МБОУ «Атяшевская средняя школа»
УРОК - ПРАКТИКУМ
ТЕМА:
«История и развитие избирательного права в
Республике Мордовия».
Автор: Моторкина Елена Александровна, учитель обществознания. Республика Мордовия, П.Атяшево, ул. Т. Бибина, д.11 89530282957 |
Атяшево 2018 г.
«1»
Урок - практикум.
Тема: История и развитие избирательного права в
Республике Мордовия.
Цели:
Изучить историю и развитие электоральной культуры в Мордовии.
Развивать познавательный интерес обучающихся к истории становления избирательного права в Республике Мордовия; формировать политическую культуру обучающихся; формировать чувство гражданской ответственности за будущее своей страны, республики.
Воспитание политической культуры, гражданских качеств личности, формирование патриотизма, нравственной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: - учения – практический.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока.
Источники информации:
- Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Москва 2017 год
- Конституция Республики Мордовия. (Принятая 21 сентября 1995 года).
Избирательный кодекс Республики Мордовия от 07.05.2007 №21 -3РТ (ред. от 20.12.2011) // Официальный портал Консультант плюс.
- Словарь- справочник понятий и терминов по обществознанию и правоведению / Автор-составитель Ю.И. Аверьянов. - М.: Издательство «Экзамен», 2016 год.
Интернет-ресурсы:
«2»
Ход урока.
Организационная часть.
- Здравствуйте, уважаемые гости, обучающие
Сообщение темы урока, целевая установка на урок.
На прошлом уроке мы узнали, как проходили выборы в Древней Греции, Древнем Риме, на Руси, изучили термины избирательного права. Сегодня мы изучим историю и развитие электоральной культуры в Мордовии.
Формирование компетенций обучающихся.
Защита проектов.
Работа первой группы обучающихся.
История парламентаризма в Мордовии.
Представительные органы власти на территории Республики Мордовия получили развитие в 1864 г., когда создавались земства - выборные органы, занимающиеся на местах народным просвещением, здравоохранением , образованием, благоустройством дорог и т.д. Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские земские собрания. Депутаты собраний избирались по трем куриям (деление на группы по сословиям): уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.
Первая Государсивенная дума России начала свою работу в апреле - июне 1906 г., II Дума - февраль-июнь 1907 г., III Дума - 1907-1912 гг., IV Дума - 1912-1917 гг.).
Среди депутатов, избранных в I-IV Государственные Думы от Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Тамбовской губерний, из части уездов которых впоследствии образовалась Мордовия, были А. Е. Березовский - председатель Ардатовской земской управы; М. Н. Гришкин и Д. И. Сиротов - крестьяне Ардатовского уезда; А. П. Мезенцев- землевладелец, почетный мировой судья Саранского уезда; А. Д. Протопопов - председатель Темниковской уездной земской управы и другие. В работе от территорий Дум принимали активное участие Мордовии, депутаты мордовской национальности.
«3»
В дни Первой Росийской революции 1905 - 1907 гг. на территории Мордовского края действовала " Рузаевская республика" под руководством А.П. Байкузова. Первым революционным органом считается " Распорядительный комитет". Комитет взял на себя функции как законодательных, так и исполнительных и судебных институтов: издавал распоряжения и постановления, взял на учет продовольствие и установил на него твердые цены, ввел строгий порядок, обеспечив безопасность населения и т.д. Важным этапом развития парламентаризма и народовластия в Мордовии являются Советы ), активно создающихся после Февральской революции 1917 г.
Интересным является эксперимент по созданию национальных Советов. По постановлению ВЦИК от 29 июня 1925 г. «О выделении территорий, населенных мордовским населением, в самостоятельные административные единицы» и постановлению от 7 июня 1926 г. «Об образовании мордовских национальных административно-территориальных единиц» на территории современной Мордовии было образовано 377 национальных сельских Советов и 13 национальных волостей, являющихся по своему правовому статусу прообразом государственности Мордовии.
В 1934 году была образована Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика. Высшим Мордовии стал Верховный Совет Мордовской АССР. Верховный Совет по своей структуре представлял собой однопалатный орган государственной власти. Верховный Совет формировал все республиканские органы государственной власти: Президиум Верховного Совета, Верховный Суд и Правительство Мордовской АССР. В 1995 г. система власти в республике изменилась. Высшим представительным и законодательным органом власти Республики Мордовия становится Государственное Собрание Республики Мордовия. Первым Председателем Государственного Собрания был избран Н.И. Меркушкин. 22 сентября 1995 г. на Конституционном Собрании Н.И. Меркушкин был избран Главой Республики Мордовия. Структура органов государственной власти в республике продолжала развиваться и совершенствоваться: 15 февраля 1998 г. состоялись всенародные выборы Главы Республики Мордовия, на которых убедительную победу одержал Н.И. Меркушкин. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Государственное Собрание второго созыва. В декабре 2003 года прошли выборы депутатов Государственного Собрания третьего созыва.
В декабре 2007 года в Государственное Собрание Республики Мордовия четвертого созыва было избрано 48 депутатов, 34 из них избранны повторно. 7 депутатов работают на постоянной основе.
«4»
7 июня 2010 года Председателем Государственного Собрания Республики Мордовия избран В.В. Конаков.
Структура Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва представлена следующим образом:
Председатель Государственного Собрания – Чибиркин Владимир Васильевич;
Первый заместитель Председателя - Печаткин Виктор Гаврилович;
Заместители Председателя - Алёхин Валерий Владимирович, Аширов Рафаиль Закиевич, Сорокин Сергей Фёдорович.
Работа второй группы обучающихся.
Как проходят выборы в Государственное Собрание Республики Мордовия.
Одним из главных признаков демократии является народовластие, то есть граждане участвуют в деятельности органов государственной власти, в принятии тех или иных политических решений через избранных представителей. И эти представители (их называют депутатами) защищают интересы граждан и принимают законы. В масштабах нашей страны – это депутаты Государственной Думы Российской Федерации, а в Мордовии – депутаты Государственного Собрания.
Как же проходят выборы в Государственное Собрание?
Во время подготовки к ним все жители республики 18 лет и старше становятся избирателями, а тот, кто хочет стать депутатом, считается кандидатом. Депутатом Государственного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Но главное, конечно, не возраст.
В депутатской работе очень важны житейский опыт, умение видеть и понимать проблемы жителей республики.
Всего в Государственное Собрание Республики Мордовия нужно выбрать 48 депутатов, избираются они сроком на пять лет. Выборы депутатов Государственного Собрания проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе.
Во время подготовки выборов создаются избирательные округа, образуются избирательные участки, составляются и выверяются списки избирателей. Затем начинается выдвижение кандидатов. Гражданин может сам выдвинуть свою
кандидатуру (такой порядок называется самовыдвижением) или его выдвигает избирательное объединение.
На стадии выдвижения кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, в строго установленные законом сроки предоставляют в избирательные комиссии определенные документы: подписные листы, собранные в поддержку
кандидатов, финансовые отчеты, список лиц, осуществлявших сбор подписей и другие. После проверки данных документов окружные избирательные комиссии
«5»
регистрируют кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия регистрирует республиканские списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями по республиканскому избирательному округу.
Наибольший интерес для избирателей представляет период, когда проводится предвыборная агитация. Агитационный период начинается со дня выдвижения
кандидата или республиканского списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Проведение предвыборной агитации накануне и в день голосования строго запрещается.
В назначенный день выборов избиратели приходят на избирательный участок. Каждому избирателю выдают бюллетень для голосования. Это такой лист, на котором написаны имена всех кандидатов.
Напротив каждой фамилии в списке кандидатов стоит маленькое окошко в котором надо поставить метку, галочку, например. Такую метку можно поставить только напротив одной фамилии.
Каждый избиратель выбирает наиболее подходящего. Затем бюллетень надо опустить в урну ( ящик со щелью для сбора бюллетеней).
После завершения голосования урны вскрывают и начинают подсчёт голосов. У кого из кандидатов окажется голосов больше, тот и становится депутатом
Третья группа обучающихся.
Как принимаются законы в РМ.
В нашей республике законы принимает Государственное Собрание Республики Мордовия. Процедура создания законов называется законотворчеством. Она включает в себя пять стадий.
1 стадия: Внесение проекта закона Республики Мордовия в Государственное Собрание.
2 стадия: Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и комиссия Государственного собрания.
3 стадия: Рассмотрение законопроекта на сессии Государственного Собрания и принятия закона.
«6»
4 стадия: Подписание и обнародование закона Главой Республики Мордовия.
5 стадия: Вступление закона в силу.
Кто же имеет право внесения законопроектов в Государственное Собрание? Это Глава Республики Мордовия, депутаты, Совет Государственного Собрания, комитеты и комиссии, Правительство нашей республики, члены Совета Федерации РФ, главы и Советы муниципальных образований, представительные органы местного самоуправления, прокурор Республики Мордовия, Съезд мордовского народа, Центральная избирательная комиссия Республики
Мордовия, а также республиканское объединение профессиональных союзов, Верховный и Арбитражный Суды Республики Мордовия.
На первой стадии законопроекты поступают в Государственное Собрание, проходят регистрацию в Аппарате Государственного Собрания и передаются в комитет (комитеты) Государственного Собрания для предварительного рассмотрения. Комитет, осуществляющий работу по законопроекту, именуют головным комитетом. Так же проводится правовая, антикоррупционная экспертиз.
Такая проверка проводится для того, чтобы будущий закон всесторонне учитывал интересы общества, чтобы он не вступал в противоречия с уже действующими законами и Конституцией.
По итогам предварительного рассмотрения законопроекта головной комитет может принять решение о необходимости доработки законопроекта и возвратить законопроект инициатору.
Если головной комитет примет решение о необходимости вынесения законопроекта для рассмотрения депутатами Государственного Собрания, то в назначенный день на заседание сессии Госсобрания проходит первое чтение закона.
Это не значит, что его читают в первый раз. Первым чтением принято называть обсуждение концепции, основных положений законопроекта, общий уровень его подготовки, вопрос о необходимости его принятия, а также поправки к нему. С докладом на заседании Государственного Собрания выступают представитель инициатора законопроекта и председатель головного комитета.
«7»
По итогам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственное Собрание Республики Мордовия вправе принять законопроект, одобрить его основные положения, но направить проект на доработку или отклонить.
Во втором чтении голосование идет по доработанному с учетом поправок проекту закона. В заключение председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии закона в целом.
Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия.
Если закон отклонен, то Государственное Собрание должно принять соответствующее постановление, в котором объясняются мотивы отклонения.
Принятый Государственным Собранием закон отправляется Главе Республики Мордовия для подписания и обнародования. Обнародование предполагает официальное опубликование полного текста закона Республики Мордовия. Как правило, такая публикация осуществляется в газете «Известия Мордовии».
Глава Республики Мордовия имеет право своим указом отклонить закон, принятый Государственным Собранием (такое право называется «право вето»). Закон, отклоненный Главой Республики Мордовия, может быть повторно принят Государственным Собранием, но при условии, что за него проголосуют не менее двух третей депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия.
Заключительной стадией законодательного процесса является вступление закона в силу. Закон Республики Мордовия вступает в силу одновременно на всей территории Республики Мордовия со дня его официального опубликования.
Подведение итогов.