Разработка открытого урока "Осевое и орбитальное движение Земли"

Цель: познакомить с видами движения Земли; рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли; способствовать развитию пространственного воображения школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытый урок.

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Движения Земли »

Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николенко «Полярная Звезда» Просвещение

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: познакомить с видами движения Земли; рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли; способствовать развитию пространственного воображения школьников.

Задачи урока:

Узнают:

Какими бывают виды движения Земли;

Чем отличается осевое и орбитальное вращения Земли;

Каковы последствия разных видов движения Земли для жизни людей;

Что такое глобус.

Умения объяснять:

Географические следствия движений Земли;

Влияние движения Земли на развитие географических знаний.

Умения определять:

Местоположение Солнца в разное время года;

Освещенность полушарий Земли;

Дни равноденствия и солнцестояния.

Универсальные Учебные Действия:

Предметные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие ответы, конкретные географические ситуации, опираясь на свои знанияи жизненный опыт.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

Метапредметные умения: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в видеоролике, тексте, структурировать учебный материал.

Познавательные:

Находить в тексте информацию о видах движения Земли;

Анализировать следствия смены времени суток и времен года;

Используя ИКТ, уметь представлять интересную информацию;

Развивать интерес к предмету.

Регулятивные:

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно-следственные связи;

Определять критерии для сравнения, природных процессов и явлений.

Коммуникативные:

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Уметь обосновать свою точку зрения;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Осевое движение Земли, орбитальное движение Земли, угол наклона земной оси, глобус, теллурий, следствия вращения Земли, дни равноденствия, дни солнцестояния.

Тема урока географии в 5 классе: «Движения Земли »

Цель: познакомить с видами движения Земли; рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли; способствовать развитию пространственного воображения школьников.

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: - Кто догадается, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

А- Методический прием «Стихотворное настроение»

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Умывайтесь, одевайтесь

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Дальше, дальше день бежит

К вечеру скорей спешит.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она,

Закрывайте дети очи.

Говорит: «Спокойной ночи!»

(дети могут назвать примерные темы: «положение солнца на небе», «смена дня и ночи»…)

Б- Методический прием «яркое пятно»: включить 1 видеоролик «Песни о медведях» по ссылке

- Какие слова из песни вас натолкнули на формулирование темы урока?

- Итак, тема урока «Движение Земли». (записать в тетради). Какие задачи мы поставим при изучении этого вопроса?

- Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, на ней единственной есть жизнь)

III. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Проблемная ситуация.

Во фрагменте мы видели белых медведей и слышали строки «трутся спиной медведи о земную ось…». Что же такое «ось Земли»? (воображаемая линия, проходящая через центр и полюса Земли)

Скажите, а обитатели какого материка могли бы сделать тоже самое? (Антарктиды)

- Разобраться в этих вопросах нам поможет… Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

(демонстрация глобуса). Что это такое? (глобус). А что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

Методический прием практической деятельности:

-Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля?

(Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки).

- Так что же такое земная ось? (Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)

-Угол наклона земной оси = 23,5 °

= Запись/ рисунок в тетради:

Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как сменяется освещенность Солнцем поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).

- Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)

- Чему равны одни сутки? (24 часа)

- Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).

- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг своей оси? (Смена времени суток или смена дня и ночи)

-Как происходит смена дня и ночи, как движется Земля? включить 2 видеоролик "Вращение Земли вокруг своей оси" по ссылке

- Движение Земли вокруг своей оси называют осевым, из-за него происходит смена дня и ночи.

- Ребята, внимательно смотрим на глобус. Скажите, а какие области при вращении Земли остаются неподвижными? (полюса) Какое время суток сейчас будет у нас в России, если Солнце светит на Северную Америку? (ночь)

Запись в тетради:

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:

Следствия:

- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг Солнца? (Смена времен года)

-Как происходит смена времен года, когда движется Земля? включить 3 видеоролик "От чего на Земле смена времен года происходит?" по ссылке

- Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)

- В это время Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным.

= Запись в тетради продолжить:

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:

Следствия:

- В течение года в жизни нашей планеты существуют особые дни, когда положение Солнца зафиксировано определенной датой, от которой идет отсчет новых географических процессов. Определить эти дни и наглядно продемонстрировать годовое движение Земли вокруг Солнца и суточное вращения Земли вокруг своей осипоможет прибор-теллурий.Демонстрация Теллурия и объяснение принципов его работы (в теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (лампочки, представляющей Солнце). Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси). Иногда в теллурии третий, ещё меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли).

IV. Первичная проверка понимания

Методический прием практической деятельности:

Показываю принцип работы с теллурием, определив особые дни в жизни Земли.

(Показываю сезонную дату, ребята отвечают на текущие вопросы: Куда светит солнце? Какое полушарие освещено лучше? Где зима? Где на планете лето? Где солнце в зените, куда солнечные лучи не поступают? и т.п.)

Запись в тетради идет после каждого обсуждения сезонных изменений:

Дата

Название

Положение Солнца в зените

Характеристика сезонов года

21 марта

День весеннего равноденствия

на экваторе

На всей Земле день равен ночи. Весна в Северном полушарии, осень- в южном.

22 июня

День летнего солнцестояния

на северном тропике

Лето в Северном полушарии,

зима – в южном.

23 сентября

День осеннего равноденствия

на экваторе

На всей Земле день равен ночи. Осень в Северном полушарии, весна - в южном

22 декабря

День зимнего солнцестояния

на южном тропике

Зима в Северном полушарии, лето– в южном.

V. Первичное закрепление.

Методический прием «Согласны ли вы?» (если учащиеся согласны, они поднимают 2 руки, если не согласны не поднимают)

А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° +

Б) День зимнего солнцестояния -22 января-

В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь-

Г) 21 марта на всей Земле день равен ночи +

Д) Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов -

Е) 22 июня – это день летнего солнцестояния +

Ж) 22 декабря в южном полушарии лето +

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

А) Из §6 и по записям в тетради подготовить рассказ о осевом и орбитальном вращении Земли.

Б) Подготовить рисунки по теме.

VII. Рефлексия. - Ребята, кто хочет похвалить своего одноклассника за хорошую работу на уроке?

(учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: «- … (имя), ты молодец,

- я доволен, …, твоей работой на уроке,

- мне понравились рассуждения….

- … сегодня много дал правильных ответов на вопросы…»

Комментирую свою оценку работы класса на уроке.

Выставляю оценки.

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Вариант 1.

Вариант 2.

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Пифагор Эратосфен

Геоид Экватор Ось Земли

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Аристотель М. Бехайм

Полюс Глобус Теллурий

№2. Выбери последствия ОСЕВОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№2. Выбери последствия ОРБИТАЛЬНОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№3. Охарактеризуй особые дни (зимой и весной) в жизни планеты:

Дата --- Название дня--- Положение Солнца

в зените --- Времена года

№3. Охарактеризуй особые дни (летом и осенью) в жизни планеты:

Дата --- Название дня--- Положение Солнца

в зените --- Времена года

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Вариант 1.

Вариант 2.

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Пифагор Эратосфен

Геоид Экватор Ось Земли

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Аристотель М. Бехайм

Полюс Глобус Теллурий

№2. Выбери последствия ОСЕВОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№2. Выбери последствия ОРБИТАЛЬНОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№3. Охарактеризуй особые дни (зимой и весной) в жизни планеты:

Дата --- Название дня--- Положение Солнца

в зените --- Времена года

№3. Охарактеризуй особые дни (летом и осенью) в жизни планеты:

Дата --- Название дня--- Положение Солнца

в зените --- Времена года

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Вариант 1.

Вариант 2.

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Пифагор Эратосфен

Геоид Экватор Ось Земли

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Аристотель М. Бехайм

Полюс Глобус Теллурий

№2. Выбери последствия ОСЕВОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№2. Выбери последствия ОРБИТАЛЬНОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№3. Охарактеризуй особые дни (зимой и весной) в жизни планеты:

Дата --- Название дня--- Положение Солнца

в зените --- Времена года

№3. Охарактеризуй особые дни (летом и осенью) в жизни планеты:

Дата --- Название дня--- Положение Солнца

в зените --- Времена года

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Вариант 1.

Вариант 2.

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Пифагор Эратосфен

Геоид Экватор Ось Земли

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Аристотель М. Бехайм

Полюс Глобус Теллурий

№2. Выбери последствия ОСЕВОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№2. Выбери последствия ОРБИТАЛЬНОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№3. Охарактеризуй особые дни (зимой и весной) в жизни планеты:

Дата --- Название дня--- Положение Солнца

в зените --- Времена года

№3. Охарактеризуй особые дни (летом и осенью) в жизни планеты:

Дата --- Название дня--- Положение Солнца

в зените --- Времена года

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Г-5. Проверочная работа по теме

«Форма и размеры Земли. Движения Земли»

Вариант 1.

Вариант 2.

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Пифагор Эратосфен

Геоид Экватор Ось Земли

№1. Объясни, КТО или ЧТО это:

Аристотель М. Бехайм

Полюс Глобус Теллурий

№2. Выбери последствия ОСЕВОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.

№2. Выбери последствия ОРБИТАЛЬНОГО движения Земли:

А- Смена дня и ночи.

Б- Смена времен года.

В- Сезонные природные процессы и явления.

Г- Приплюснутость Земли у полюсов.

Д- Отклонение воздушных потоков,

морских течений вправо/ влево по полушариям.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.11.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.