Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Светлячок»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
тЕМА: «Волшебные узоры»
образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
Разработала:
Воспитатель
I квалификационной категории
Хламина Ольга Игоревна
пос. Светлый
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I | Пояснительная записка | 3 |
II | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | 4 |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 8 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 10 |
III | Список литературы | 11 |
IV | Приложение |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с ФГОС ДО ОО ориентирована на такие цели как реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности ребенка.
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – нетрадиционные техники рисования, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего возраста, составлено в соответствии с основной образовательной программой, содержание которой выстроено в соответствии с ФГОС ДО.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание |
1. | Тема образовательной деятельности | Творческое название «Волшебные узоры» | |
2. | Доминирующая образовательная область | Художественно-эстетическое развитие | |
2. | Виды деятельности детей | Игровая деятельность (проблемно - игровая ситуация: попробовать себя в роли волшебников и пополнить коллекцию морозных узоров) Познавательно - поисковая деятельность (нетрадиционная техника изображения - создание фактуры, выполнение работы в нетрадиционной технике рисования на воде – «Эбру»). Коммуникативная деятельность (общение с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности) Художественно-творческая деятельность (оформление помещения с использованием подручных материалов и созданных работ). Продуктивная деятельность (создание зимнего явления природы «морозные узоры» в нетрадиционной технике – «Эбру») Чтение художественной литературы (загадка, побудительные стихи перед продуктивной деятельности) | |
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: - мотивация (появление в группе волшебного сундучка) - беседа (эмоциональное содержание рисунка, обсуждение способа изображения фактуры рисунка) Игровые приемы (динамичность процесса в ходе образовательной деятельности) Методы организации деятельности, общения: - рассказ (история возникновения техники Эбру) - совет (последовательность выполнения работы, безопасность при выполнении) - доверие (создание доверительной атмосферы во время занятия) - пояснение (техника выполнения работы) Методы стимулирования и мотивации деятельности: - наглядность (видео письмо от сказочного персонажа) - проблемные (помочь Снежной Королеве пополнить ее коллекцию морозных узоров) - ситуации успеха (создание собственного необычного рисунка, показ мастер-класса среди своих сверстников) - доверие (создание доверительной атмосферы во время занятия). | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Сюрпризный момент для мотивации детей на деятельность Беседа в процессе выполнения работ об истории возникновения техники Эбру Создание игровой ситуации превращение в волшебников Динамические паузы для релаксации детей Пальчиковая игра «Ладошки» для подготовки пальцев рук к продуктивной деятельности Объяснение, пояснение, рассматривание - техника выполнения Эбру, личный показ воспитателя, рассматривание образцов Напоминание способов аккуратного выполнения Создание коллекции «морозных узоров» | |
3. | Интеграция образовательных областей | ОО «Речевое развитие»- использование художественного слова загадка мотивационный момент для эмоциональной отзывчивости; обогащение словаря детей словами техника выполнения «эбру»; ответы на вопросы проблемно – поискового характера ОО «Физическое развитие» - развивать двигательную активность в ходе физ. минутки «Мы веселые снежинки…»; пальчиковая игра «На ладошки мы подуем...» ОО «Познавательное развитие»- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного творчества, экспериментальное изучение нетрадиционных изобразительных техник и материалов. ОО «Социально-коммуникативное развитие» свободное общение с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; | |
4. | Возрастная группа | Дошкольный возраст (5-6 лет) | |
5. | Цель | Развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционной техники рисования «Эбру» и элементов детского дизайна. | |
6. | Задачи Знакомить с новой техникой выполнения рисунка «эбру» | Планируемые результаты Ребенок с интересом знакомится с необычным способом рисования. | |
6.1 | Формировать у детей: - эстетический вкус; - умело обращаться с материалами и инструментами; - способности к анализу; - навыки и умения действовать с разными материалами для творчества. | Создаёт композиции, подбирая наиболее подходящие материалы, средства выразительности, техники. | |
6.2 | Развивать у детей: - интерес к дизайну; - самостоятельность; - познавательную активность; - общение; - художественный и творческий потенциал; - образное мышление, внимание, наблюдательность; -мелкую моторику рук; -фантазию, воображение, индивидуальность в работе. | - Проявляет творчество, фантазию и индивидуальность в художественной деятельности; | |
6.3 | Воспитывать у детей аккуратность в выполнении работ; Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду | - Уверен в себе и своей деятельности; - участвует в создании коллективных композиций; - стремиться доставлять радость себе и окружающим; - аккуратен при выполнении работы | |
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения | Способы преодоления | ||
Выполнение работы в технике «эбру» | Совет воспитателя Личный показ педагога Индивидуальная помощь | ||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Музыкальный ряд: аудиозапись музыки в ходе продуктивной деятельности; Демонстрационный материал: сундучок с диском и красками, слайдовая презентация с морозными узорами, видео сообщение от Снежной Королевы. Оборудование: проектор, экран, набор для аква – терапии, лотки, палочки, краски, салфетки бумажные, бумага акварельная. | |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Подготовка отсутствует в соответствии с условиями и положением конкурса. |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Выход на событие на основе интересов детей. Дети акцентируют внимание на содержимое сундучка, обнаруженного в помещении. Открывают его и находят диск с видеозаписью | 2 мин. |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Педагог предлагает просмотреть видеописьмо от Снежной королевы, и принимают решение создать свою коллекцию морозных узоров. Педагог предлагает выполнить узоры в необычной технике рисования. Показ техники выполнения на световом столе. | 4 мин. |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Освоить технику рисования «Эбру» Создать коллекцию «Морозных узоров» Помочь тем, кто затрудняется. | 3 мин. |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Актуализация отсутствует в соответствии с условиями и положением конкурса | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Экспериментирование с красками, рассматривание и анализ образца (отметить фактуру бумаги, цветовое решение). Рассказ воспитателя истории возникновения техники «Эбру». | 3 мин. |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Самостоятельная деятельность в ходе продуктивно – творческой деятельности. Дополнения детей к рассказу воспитателя, на основе имеющихся знаний. | 10 мин. |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | - Чему мы должны были научиться? - Интересно ли вам было? -Удалось ли нам добиться цели? - Что мы для этого сделали? - Что у нас не получилось? - Почему? - Как это исправить? - Где мы можем использовать полученный результат (созданная коллекция)? - С кем мы можем поделиться полученными знаниями? | 3 мин. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Внедрение опыта по технике «эбру» в педагогическую деятельность | Дать рекомендации воспитателям по применению техники «Эбру» в ходе образовательной деятельности с детьми | В детском саду |
1.2 | Выставка работ. | Организовать выставку работ детей в приемной группы. Делимся впечатлениями. | Работа с родителями |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Может использовать приобретенный опыт в творческой деятельности, расширять свои знания и умения в технике «Эбру» (например: экспериментирует, проделывая тоже самое с тканью, деревом) | Дома, в детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Участвует в проектной деятельности, в оформлении группы, декорирования предметов, в выставках. | В детском саду |
Графа «Примечание» необходима для указания длительности этапов занятия, перемещения детей в процессе образовательной деятельности, указания программ, пособий и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий », 2008.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб. : Речь; М.: Сфера,2011.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб. : Кристалл, 2001.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Интернет – ресурсы.
www.art-alla. jimdo.com