Мастер класс для воспитателей" Влияние устного народного творчества на развитие речи детей".

Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер класс

для воспитателей .

Воспитатель Рогачикова Н.А.

30.11.2016г.

" Влияние устного народного творчества на развитие речи детей".

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.  

Оборудование: карточки с «загадками-близнецами»,пословицы на плакатах, фломастеры, маска кошечки, картотека потешек к режимным моментам.

Ход мастер-класса

Воспитатель:. – Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы поговорим о многообразии фольклора в развитии речи детей и

о приёмах и методах работы с фольклором. Что же такое фольклор?

Слово "Фольклор" появилось в 19 веке , пришло из английского языка.; оно в буквальном переводе означает "народная мудрость", устное народное творчество.

Устное - из уст в уста.

Народное - автор - народ.

Творчество - созданное в результате труда.

Воспитатель:.Проведём небольшую викторину:

Какие малые формы фольклора вы знаете?

(Колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, пословицы и поговорки, игры, заклички, считалки, скороговорки, загадки.)

Вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе:

умывания

кормления

одевания

укладывания ко сну

Как называются следующие выражения:

"Ябеда-беда, козья борода"

"Митя-титя-карапуз, съел у бабушки арбуз!" (Дразнилки)

Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (Загадка)

   «Загадки – близнецы».

 Воспитатель:.    Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -   близнеца.  Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.

Нет ног, а хожу,                                       1. Кто ходит ночь

     Рта нет, а скажу.                                           И ходит день.

     Когда спать,                                                  Не зная, что такое лень?            Когда вставать.

Не портной, а всю жизнь                          2. Ползун ползёт,

с  иголками ходит.                                        Иголки везёт.

И комковато,                                               3.Меня режут – трут,             И ноздревато,                                                  Колотят – бьют,

И мягко, и ловко,                                            А я всё терплю-

А всех милее.                                                   Людям добром плачу.

Ночью не спит,                                            4.А у нашей Анютки

Мышей сторожит.                                           Зверь в атласной шубке,

                                                                           Возле печки греется,

Красные лапки,                                                 без водички моется.

Длинная шея.

Щиплет за пятки –                                        5. В воде купался,

Беги без оглядки.                                               Да сух остался.

В городе Тит стоит,                                       6.Сам не берёт

Ничего не говорит,                                            И воробьям не даёт.

Сам с грядок не берёт                                  

 И воронам не даёт.

Растёт она вниз головой,                               7.Белая морковка  

Не летом растёт, а зимой.                                  Зимой растёт.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

Шёл я мимо,                                                     8.То блин, то полблина,

Видел диво:                                                          То та, то эта сторона.

Над домом у дорожки

Повисло пол лепёшки.

Сидел на заборе,                                                 9. Не ездок,

Пел да кричал,                                                         А со шпорами,

А как все собрались,                                               Не сторож,

Взял да замолчал.

                                                                                А всех будит.

   Игра «Скажи по-русски».

 Воспитатель:.    Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

Детская философия.

Без страдания нет наград.

Первый из них всегда обречён.

Один старый и два новых.

Кредиторы ждать не любят.

Все пошли – и ты догоняй.

Чужая рубашка опасна для жизни.

Будней – то пять, а выходных – два.

Конфликт поколений в курятнике.

Баба с воза – кобыле легче.

Устами младенца глаголет истина.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Первый блин комом.

Старый друг лучше новых двух.

Долг платежом красен.

Семеро одного не ждут.

Своя рубаха ближе к телу.

Делу время – потехе час.

Яйца курицу не учат.

"Соедини несоединимое"

Назовите сказку, с которой связаны эти слова:

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

                                          «Модели сказок».

Воспитатель:. А сейчас попробуем создать модели к русским-народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.

(Участники делятся на две подгруппы, в соответствии с цветом смайлика. Каждая подгруппа создаёт по три модели. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).

Воспитатель:. Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Воспитатель:. Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры.

Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся соотносить свои движения с движениями других.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру:

"Качели".

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Завертелись карусели.

Пересели на качели.

Вверх летели, вниз летели,

Вверх летели, вниз летели.

А теперь с тобой вдвоём

Мы на лодочке плывём.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег выйдем ловко.

Воспитатель:.  Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством и на многообразие фольклора в развитии речи детей.

Нет ног, а хожу,                                       Кто ходит ночь

     Рта нет, а скажу.                                           И ходит день.

     Когда спать,                                                  Не зная, что такое лень?          Когда вставать.

Не портной, а всю жизнь                         Ползун ползёт,

с  иголками ходит.                                        Иголки везёт.

И комковато                                             Меня режут – трут,                      И ноздревато                                        Колотят – бьют,

И мягко, и ловко,                                            А я всё терплю-

А всех милее Людям добром плачу.

Ночью не спит,                                             А у нашей Анютки

Мышей сторожит.                                           Зверь в атласной шубке,

                                                                           Возле печки греется,

Красные лапки,                                                 Без водички моется.

Длинная шея.

Щиплет за пятки –                                         В воде купался,

Беги без оглядки.                                              Да сух остался.

В огороде Тит стоит,                                       Сам не берёт

Ничего не говорит,                                            И воробьям не даёт.

Сам с грядок не берёт                                  

 И воронам не даёт.

Растёт она вниз головой,                               Белая морковка  

Не летом растёт, а зимой.                                  Зимой растёт.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

Шёл я мимо,                                                   То блин, то полблина,

Видел диво:                                                          То та, то эта сторона.

Над домом у дорожки

Повисло пол лепёшки.

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

Баба с воза – кобыле легче.

Детская философия.

Устами младенца глаголет истина.

Без страдания нет наград.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Первый из них всегда обречён.

Первый блин комом.

Один старый и два новых.

Старый друг лучше новых двух.

Кредиторы ждать не любят.

Долг платежом красен.

Все пошли – и ты догоняй.

Семеро одного не ждут.

Чужая рубашка опасна для жизни.

Своя рубаха ближе к телу.

Будней – то пять, а выходных – два.

Делу время – потехе час.

Конфликт поколений в курятнике.

Яйца курицу не учат.

Тема самообразования:

" Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста"

– Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы поговорим о многообразии фольклора в развитии речи детей и

о приёмах и методах работы с фольклором. Что же такое фольклор?

Слово "Фольклор" появилось в 19 веке , пришло из английского языка.; оно в буквальном переводе означает "народная мудрость", устное народное творчество.

Устное - из уст в уста.

Народное - автор - народ.

Творчество - созданное в результате труда.

Воспитатель:.Проведём небольшую викторину:

Какие малые формы фольклора вы знаете?

(Колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, пословицы и поговорки, игры, заклички, считалки, скороговорки, загадки.)

Вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе:

умывания

кормления

одевания

укладывания ко сну

Как называются следующие выражения:

"Ябеда-беда, козья борода"

"Митя-титя-карапуз, съел у бабушки арбуз!" (Дразнилки)

Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (Загадка)

   «Загадки – близнецы».

 Воспитатель:.    Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -   близнеца.  Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.

                             Игра «Скажи по-русски».

 Воспитатель:.    Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

"Соедини несоединимое"

Назовите сказку, с которой связаны эти слова:

                                          «Модели сказок».

Воспитатель:. А сейчас попробуем создать модели к русским-народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.

(Участники делятся на две подгруппы, в соответствии с цветом смайлика. Каждая подгруппа создаёт по три модели. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).

Воспитатель:. Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Воспитатель:. Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры.

Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся соотносить свои движения с движениями других.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру:

"Карусели"

Воспитатель:.  Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством и на многообразие фольклора в развитии речи детей.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.12.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.