Мастер класс
для воспитателей .
Воспитатель Рогачикова Н.А.
30.11.2016г.
" Влияние устного народного творчества на развитие речи детей".
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.
Оборудование: карточки с «загадками-близнецами»,пословицы на плакатах, фломастеры, маска кошечки, картотека потешек к режимным моментам.
Ход мастер-класса
Воспитатель:. – Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы поговорим о многообразии фольклора в развитии речи детей и
о приёмах и методах работы с фольклором. Что же такое фольклор?
Слово "Фольклор" появилось в 19 веке , пришло из английского языка.; оно в буквальном переводе означает "народная мудрость", устное народное творчество.
Устное - из уст в уста.
Народное - автор - народ.
Творчество - созданное в результате труда.
Воспитатель:.Проведём небольшую викторину:
Какие малые формы фольклора вы знаете?
(Колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, пословицы и поговорки, игры, заклички, считалки, скороговорки, загадки.)
Вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе:
умывания
кормления
одевания
укладывания ко сну
Как называются следующие выражения:
"Ябеда-беда, козья борода"
"Митя-титя-карапуз, съел у бабушки арбуз!" (Дразнилки)
Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (Загадка)
«Загадки – близнецы».
Воспитатель:. Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.
Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень? Когда вставать.
Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
с иголками ходит. Иголки везёт.
И комковато, 3.Меня режут – трут, И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее. Людям добром плачу.
Ночью не спит, 4.А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
Красные лапки, без водички моется.
Длинная шея.
Щиплет за пятки – 5. В воде купался,
Беги без оглядки. Да сух остался.
В городе Тит стоит, 6.Сам не берёт
Ничего не говорит, И воробьям не даёт.
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
Растёт она вниз головой, 7.Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
Шёл я мимо, 8.То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол лепёшки.
Сидел на заборе, 9. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож,
Взял да замолчал.
А всех будит.
Игра «Скажи по-русски».
Воспитатель:. Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
Детская философия.
Без страдания нет наград.
Первый из них всегда обречён.
Один старый и два новых.
Кредиторы ждать не любят.
Все пошли – и ты догоняй.
Чужая рубашка опасна для жизни.
Будней – то пять, а выходных – два.
Конфликт поколений в курятнике.
Баба с воза – кобыле легче.
Устами младенца глаголет истина.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Первый блин комом.
Старый друг лучше новых двух.
Долг платежом красен.
Семеро одного не ждут.
Своя рубаха ближе к телу.
Делу время – потехе час.
Яйца курицу не учат.
"Соедини несоединимое"
Назовите сказку, с которой связаны эти слова:
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
«Модели сказок».
Воспитатель:. А сейчас попробуем создать модели к русским-народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.
(Участники делятся на две подгруппы, в соответствии с цветом смайлика. Каждая подгруппа создаёт по три модели. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).
Воспитатель:. Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Воспитатель:. Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры.
Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся соотносить свои движения с движениями других.
Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру:
"Качели".
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Завертелись карусели.
Пересели на качели.
Вверх летели, вниз летели,
Вверх летели, вниз летели.
А теперь с тобой вдвоём
Мы на лодочке плывём.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег выйдем ловко.
Воспитатель:. Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством и на многообразие фольклора в развитии речи детей.
Нет ног, а хожу, Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень? Когда вставать.
Не портной, а всю жизнь Ползун ползёт,
с иголками ходит. Иголки везёт.
И комковато Меня режут – трут, И ноздревато Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее Людям добром плачу.
Ночью не спит, А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
Красные лапки, Без водички моется.
Длинная шея.
Щиплет за пятки – В воде купался,
Беги без оглядки. Да сух остался.
В огороде Тит стоит, Сам не берёт
Ничего не говорит, И воробьям не даёт.
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
Растёт она вниз головой, Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
Шёл я мимо, То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол лепёшки.
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
Баба с воза – кобыле легче.
Детская философия.
Устами младенца глаголет истина.
Без страдания нет наград.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Первый из них всегда обречён.
Первый блин комом.
Один старый и два новых.
Старый друг лучше новых двух.
Кредиторы ждать не любят.
Долг платежом красен.
Все пошли – и ты догоняй.
Семеро одного не ждут.
Чужая рубашка опасна для жизни.
Своя рубаха ближе к телу.
Будней – то пять, а выходных – два.
Делу время – потехе час.
Конфликт поколений в курятнике.
Яйца курицу не учат.
Тема самообразования:
" Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста"
– Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы поговорим о многообразии фольклора в развитии речи детей и
о приёмах и методах работы с фольклором. Что же такое фольклор?
Слово "Фольклор" появилось в 19 веке , пришло из английского языка.; оно в буквальном переводе означает "народная мудрость", устное народное творчество.
Устное - из уст в уста.
Народное - автор - народ.
Творчество - созданное в результате труда.
Воспитатель:.Проведём небольшую викторину:
Какие малые формы фольклора вы знаете?
(Колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, пословицы и поговорки, игры, заклички, считалки, скороговорки, загадки.)
Вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе:
умывания
кормления
одевания
укладывания ко сну
Как называются следующие выражения:
"Ябеда-беда, козья борода"
"Митя-титя-карапуз, съел у бабушки арбуз!" (Дразнилки)
Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (Загадка)
«Загадки – близнецы».
Воспитатель:. Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.
Игра «Скажи по-русски».
Воспитатель:. Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
"Соедини несоединимое"
Назовите сказку, с которой связаны эти слова:
«Модели сказок».
Воспитатель:. А сейчас попробуем создать модели к русским-народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.
(Участники делятся на две подгруппы, в соответствии с цветом смайлика. Каждая подгруппа создаёт по три модели. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).
Воспитатель:. Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Воспитатель:. Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры.
Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся соотносить свои движения с движениями других.
Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру:
"Карусели"
Воспитатель:. Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством и на многообразие фольклора в развитии речи детей.