Эффективность применения здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании на примере детского объединения "Умельцы"
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Я, как педагог, - считаю, что научить ребенка беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений. В процессе многолетней работы в данном направлении, пришла к выводу, что это можно сделать через:
- непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
- привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);
- через использование здоровьеразвивающих технологий процесса обучения;
- проведение массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу).
Я уверена, что освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для учащегося, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий использую следующие средства обучения и воспитания:
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические средства.
Среди средств двигательной направленности можно выделить:
- физические упражнения, физкультминутки;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- подвижные игры.
Как педагог, убеждена в том, что гигиенические средства достижения целей здоровьесберегающих технологий содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.;
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.
Также хотелось подчеркнуть, что помимо воспитательных мероприятий, направленных на привитие детям здорового образа жизни, есть образовательные занятия, которые также опираются на принципы здоровьесберегающей педагогики. В соответствии с этими принципами во время занятий учитываю:
обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете), а именно - температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
слежу за тем, чтобы происходило смена и чередование видов деятельности (вымешивание глины, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, и др.) но и видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
стараюсь использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся и позволяющие им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
обращаю внимание на позы учащихся во время занятия, так как степень естественности позы ребенка служит хорошим индикатором психологического воздействия педагога, степени его авторитаризма: чем авторитарнее педагог, тем больше напряжение в позе ребенка и его внутреннем состоянии;
сейчас все без исключения знают и используют на своих занятиях физкультминутки и другие оздоровительные моменты – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого упражнения. Это делается для обеспечения детям кратковременного отдыха, снятия застойных явлений, вызываемых продолжительным сидением на одном месте. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины;
благоприятный психологический климат на занятии, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных учащимися и самим педагогом определяет позитивное воздействие образовательного учреждения на здоровье.
На своих занятиях часто использую дыхательную гимнастику, которая развивает мышцы спины, брюшного пресса, мышцы бронхов и диафрагму, так как благодаря различным дыхательным гимнастикам можно достигнуть как тонизирующего, так и расслабляющего эффекта.
Обними плечи. Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся.
Ладошки. Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вдоха неподвижны! Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
На каждом занятии использую пальчиковую гимнастику, которая благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, подготавливает ребенка к рисованию, письму. А как мы все знаем развитие мелкой моторики рук взаимосвязано с развитием речи.
«Крестики-нолики». Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
«Засолка капусты». (пальчиковые игры)
Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вниз-вверх)
Мы морковку трем, (Движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью)
Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)
Помимо прочего иногда использую мимическую гимнастику для лица, с целью развития лицевых мышц и формирования более выразительной мимики; артикуляционную гимнастику, которая помогает добиться четкого произношения звуков, слов, фраз; тренируют дикцию, то есть четкую, ясную, членораздельную речь, необходимую каждому ребенку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития, используя скороговорки.