Гражданская активность и волонтерство
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик —В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык
Всем известны эти строки Тютчева, написанные в 19 веке, которые на мой взгляд сегодня в 21 веке вновь приобретают актуальное звучание. Человек при современном ритме жизни часто забывает, что он часть мироздания, а отрываясь от природы, он теряет часть себя. Каким бы большим не казался мир, но он такой же хрупкий, как человек. Природа нуждается в заботе и уходе, как в них нуждается человеческая душа. Нужно уже сейчас задуматься о мире и роли человека в нём. Человек выступает хранителем и гарантом будущего, которое строиться уже сейчас, поэтому неслучайно 2018 год в РФ объявлен годом гражданской активности и добровольничества. Я работаю учителем биологии в лицее №8. И конечно я тоже часто задумывалась о том, какова моя роль в этом мире? Как я могу помочь найти детям свое место в жизни, обрести себя. Эти вопросы я решаю и как преподаватель предметник, и как классный руководитель, и как мама.
В настоящее время существует разные виды волонтерства: экологическое, социальное, культурное, спортивное, событийное. Поскольку я учитель биологии, то мне ближе экологическое волонтерство. Эковолтерство - это один из видов добровольнической безвозмездной деятельности, направленной на решение проблем экологии. Ну а будучи классным руководителем, я формирую гражданскую позицию посредством деятельности филиала школьного музея, руководителем которого я являюсь.
Любуясь природой, изучая ее богатство, мы помогаем детям осознавать свое место в этом мире. В нашей школе преподается предмет биологическое краеведение. Очень часто я провожу эти уроки в нашем парке, прилегающем к школе. И выходя в школьный парк, мы любуемся скромной красотой нашей русской природы. Мы любуемся нашими деревьями и цветами, густым кустарником и свежей травой. Так незаметно и ненавязчиво воспитывается любовь к родному краю, любовь к родине. А полюбив природу, дети поневоле учатся ее ценить, беречь, рационально использовать и возобновлять ее огромные ресурсы. Может благодаря этому в нашей школе и появилась хорошая традиция. Мы вместе с детьми, родителями и моими коллегами стараемся каждый год ездить в различные походы и экспедиции, во время которых в том числе организуется экологическая волонтерская работа. Малые реки, озера, парки и лесопарки города Нижнего Новгорода также не остались без нашего внимания. За годы нашей работы в волонтерском отряде дети принимали участие в экологической расчистке рек и озер (р. Ливинка, р.Ржавка, р.Кова, р.Ветлуга, Мещерское озеро, о. Светлояр), на расчистке завалов мусора (овраг Почайна, Юркино на Ветлуге) и др. В результате таких природоохранных акций природа становится чище. Это маленькие по объему, но великие по значимости дела. Кто из нас не мечтает о чистой планете, об исчезновении свалок, о естественной красоте берега реки, опушки леса, парка возле дома? Также мои ученики постоянно вовлечены в такие направления эко-волонтёрства, как:
субботники (старшие классы со своими классными руководителями, родителями принимают участие в субботниках на территории Ковалихинского парка, парка около Черного пруда и конечно пришкольной территории.
посадка растений (Совместно с БФ «Нижегородский» мы принимали участие в акции по озеленению территории около шахматного клуба в парке Кулибина(2017г.), ежегодно занимаемся посадкой растений на пришкольном участке и в школьном парке.
помощь бездомным животным
Ученики нашей школы активно принимают участия в акциях посвященных защите бездомных животных. Одна из моих учениц, Симагина Лера активно сотрудничает с фондом «Сострадание НН», и активно привлекает к этой деятельности своих одноклассников. Они вместе помогают животным найти новых хозяев, передают в фонд необходимые лекарства и корм. Благодаря им, 20 животных обрели свой дом. Лера Симагина является примером для своих одноклассников. Ее деятельность привлекла внимание и других учеников моего класса. Кроме того, ученики 8а класса распространяют информацию о деятельности благотворительных фондов в социальных сетях.
изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период
Ученики ежегодно изготавливают скворечники для участия в акции, проводимой зоопарком Лимпопо. А также изготовляют кормушки в рамках проекта «Покормите птиц зимой». За 10 лет тысячи птиц получили уютные дома. Другой формой является участие в конкурсах. В рамках городского конкурса «За животных и птиц и за лучшую жизнь» были созданы интерактивные плакаты, призывающие к спасению животных.
Агитбригады. Мы с учащимися принимаем участие в районном конкурсе агитбригад, проводимый ежегодно детско-юношеским экологическим центром «Зеленый парус». Принимать участие в этом конкурсе мы начали, будучи еще пятиклассниками, несмотря на то, что конкурс проводился для учеников старших классов, дети вдохновились этой темой, и мы продолжаем заниматься этой работой до сих пор.
В нашу деятельность вовлечены ребята с разными интересами, разными жизненными позициями: кому-то интересны животные, кто-то обеспокоен состоянием окружающей среды, кому-то интересны растения. Хочется обратить внимание на то, что даже те дети, которые не всегда успешны в учебе, в волонтерской деятельности выбиваются в лидеры и ведут за собой других ребят. Таким образом, подобная деятельность направлена на воспитание уважения и достоинства личности каждого ученика, что способствует проявлению толерантности друг к другу и, хоть и предполагает индивидуальную работу, формирует коллектив единомышленников с ярко выраженной гражданской позицией.
Каждая детская душа желает присоединиться к чуду. И моя задача- помочь обнаружить эти чудеса на каждом уроке. А большая часть уроков проходит в кабинете-музее, посвященном выпускнице нашей школы №8, академику, известнейшему микробиологу И.Н. Блохиной, которая внесла огромный вклад в Российскую науку. Учащиеся знают о том, как любила Ирина Николаевна нашу школу, наш город, нашу страну. Так на примере этого знаменитого и близкого нам человека мы продолжаем формировать гражданскую позицию ребенка. Но дети не просто слушают здесь мои уроки и экскурсии, но и сами их активно проводят как для учеников нашей школы, так и для наших гостей. К нам в музей приезжает большое количество детей из школ области, и мы с радостью проводим для них экскурсию. Ребята создают «лицо» пространства: общаются со школьной прессой и посетителями, помогают в организации выставок, лекций, концертов и мастер-классов, ведут профили музеев и галерей, пополняют экспозицию.
Учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, на основе которой пишут научные работы, выступают с ними на НОУ, что способствует популяризации их опыта. Также учащиеся старших классов распространяют свой опыт среди младших детей, вызывая у них интерес и успешно привлекают их к своей деятельности.
В рамках кружка «Экология и мы», руководителем которого я являюсь учащиеся принимают участия в районных, городских и всероссийских конкурсах. Среди которых: «Животные русского леса», «Наш дом Нижний Новгород», «Животные красной книги России», «Молодежный мониторинг природных обьектов», «Живи планета», «Волшебное царство растений», «За животных и птиц, за лучшую жизнь», «Вода для жизни» и многие другие. Участие в конкурсах формирует активную жизненную позицию, воспитывает людей, неравнодушных к проблемам жизни своей родины.
Таким образом, наши дети приобретают социальный опыт, который проявляется в конкретных делах и им удается привлекать к этой деятельности своих ровесников и взрослеть вместе с ними, становиться людьми с ярко выраженной гражданской позицией.
Автор: Беспалова Людмила Алексеевна, учитель МБОУ «Лицея №8», кандидат педагогических наук