Краснодарский край Курганинский район п.Степной
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 17
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № 1
от 30.08. 2017 года
Председатель педсовета
__________ О. В. Квасова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень образования (класс) основное общее
5 -9 класс
Количество часов 272 ч.
Учитель Захарьянц Светлана Петровна
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО и на основе авторской программы курса «Биология», 5–9 классы к учебникам И.Н.Пономаревой Издательство М.,Вентана-Граф,2012 год.
Предметная линия учебников под редакцией И.Н.Пономаревой 5 – 9 классы» к УМК:
5 класс – учебник «Биология». Авторы: И.Н. Понаморева, И.В. Николаева.
6 класс – учебник «Биология». Авторы: И.Н. Понаморева, О.А. Корнилова.
7 класс – учебник «Биология». Авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко.
8 класс - учебник «Биология». Авторы: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.
9 класс: - учебник «Биология». Авторы: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А.
Программы курса «Биология», 5–9 классы к учебникам И.Н.Пономаревой (Авторы-составители И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова) и примерной основной образовательной программы по биологии,5-9 классы. Издательство М.,Вентана-Граф,2012год.
Планируемые результаты освоения курса биологии.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности: усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
« формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий:
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Раздел 1 Живые организмы
Ученик научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в на- учно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 2 Человек и его здоровье
Ученик научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
выделять эстетические достоинства человеческого тела;
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Раздел 3 Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку’ зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
2.Содержание курса биологии.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч. в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом, курсу биологии, на ступени основного общего образования, предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методической литературы: Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой и соответствующую ей линию учебников:
– 5-й класс: . Пономарева И.Н.,Николаев И.В. Корнилова О.А «Биология»;– 6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология »;– 7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»;– 8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек»;– 9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей биологии».
Раздел 1. Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение устройства увеличительных приборов.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Знакомство с внешним строением цветкового растения.
Наблюдение за передвижением животных.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения моховидных растений.
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Строение и передвижение инфузории-туфельки.
Внешнее строение дождевого червя, его передвижение,раздражимость.
Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков .
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Внешнее строение и особенности передвижения рыб.
Изучение строения птиц.
Изучение строения куриного яйца.
Строение скелета млекопитающих
Экскурсии
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Разнообразие птиц и млекопитающих.
Раздел 2. Человек и его здоровье.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.
Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость.
Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Клетки и ткани под микроскопом.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение человека.
Раздел 3. Общие биологические закономерности.
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсия
Многообразие живых организмов(на примере парка или природного сообщества).
3.Тематическое планирование
5 класс 34часа (1ч в неделю)
№ | Наименование темы | Колво часв | Основные виды деятельности | Количество конт-рольных мероприятий |
1 | Биология — наука о живом мире | 10 | Называть свойства живых организмов. Сравни-вать проявление свойств живого и неживого. Раз-личать и описывать методы изучения живой при-роды. Обсуждать способы оформления результа-тов исследования. Обобщать результаты наблю-дений, делать выводы. Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах. | 2 лабораторные работы |
2 | Многообразие живых организмов | 12 | Называть основные таксоны классификации. Рас-сматривать схему царств живой природы, уста-навливать связь между царствами. Называть от-личительные особенности организмов разных царств, знать их значение в природе и жизни че-ловека. Распознавать организмы разных царств живой природы. Соблюдать правила работы в ка-бинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. | 2 лабораторные работы |
3 | Жизнь организмов на планете Земля | 8 | Характеризовать особенности условий сред жиз-ни на Земле, приводить примеры обитателей различных сред. Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Анализировать рисунки учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Распознавать и характеризовать природные зоны России. Оце-нивать роль человека в сохранении местных ви-дов на Земле. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного матери-ала темы. | 1 экскурсия |
4 | Человек на планете Земля | 4 | Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека. Формули-ровать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исто-рического развития. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументиро-вать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Приводить приме-ры заботливого отношения к растениям и живот-ным. Обсуждать планы и проекты охраны расте-ний и животных в период летних каникул. Систе-матизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Системати-зировать и обобщать знания о многообразии жи-вого мира. Соблюдать правила поведения в при-роде. | |
Итого | 34 | 4 лабораторные работы 1 экскурсия |
6 класс 34часа (1ч в неделю)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Количество конт-рольных мероприятий |
1 | Наука о растениях—ботаника | 6 | Давать определение науке ботанике. Харак-теризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать ин-формационные ресурсы для подготовки пре-зентации, сообщения о роли растений в природе, об истории использования расте-ний человеком. Находить отличительные признаки растительной клетки. Распозна-вать различные ткани растений. Высказы-вать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проек-тов. Оценивать свои достижения и достиже-ния одноклассников по усвоению учебного материала. | - |
2 | Органы растений | 8 | Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным обору-дованием. Устанавливать взаимосвязь строе-ния и функций органов растений. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять зада-ния для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуж-дать выполнение создаваемых проектов. Оце-нивать свои достижения и достижения одно-классников по усвоению учебного материала | 4 лабораторные работы |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Опреде-лять сущность процессов жизнедеятельности у растений. Сравнивать процессы жизнедеяте-льности. Применять знания в практических целях. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. | 2 лабораторная работа |
4 | Многообразие и развитие растительного мира | 10 | Систематизировать растения по группам. Назы-вать отличительные особенности растений раз-ных систематических групп, знать их значение в природе и жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лаборатор-ным оборудованием. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для само-контроля. Высказывать своё мнение по про-блемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | 5 лабораторная работа |
5 | Природные сообщества | 4 | Устанавливать взаимосвязь структурных зве-ньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Наблюдать природные явле-ния, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательс-кую работу. Соблюдать правила поведения в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообщест-вам. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Излагать свою точ-ку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Об-суждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | 1 экскурсия |
Итого | 34 | 11 лабора-торных работ 1 экскурсия |
7 класс 68 часов (2ч в неделю)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Количество конт-рольных мероприятий |
1 | Общие сведения о мире животных | 5 | Выявлять признаки сходства и различия жи-вотных и растений. Анализировать и оцени-вать роль животных в экосистемах, в жизни человека. Использовать различные информа-ционные ресурсы для подготовки сообще-ний по теме. Фиксировать результаты наб-людений, делать выводы. Соблюдать прави-ла поведения в природе. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуж-дать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | 1 экскурсия |
2 | Строение тела животных | 3 | Сравнивать клетки животных и растений. Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток. Характеризовать органы и системы органов животных. Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы. | |
3 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие. Распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографи-ях. Установить взаимосвязь строения и функций организма. Обосновывать роль простейших в экосистемах, в жизни челове-ка. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 1 лабораторная работа |
4 | Подцарство Многоклеточные | 2 | Описывать основные признаки подцарства. Распознавать представителей на микропре-паратах, рисунках, фотографиях. Устано-вить взаимосвязь строения и функций орга-низма. Обосновывать роль в экосистемах, в жизни человека. Обобщать и систематизи-ровать знания по теме, делать выводы. | |
5 | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | Описывать основные признаки типа. Назы-вать и распознавать представителей на ри-сунках, фотографиях. Проводить доказа-тельства более сложной организации. Соб-людать в повседневной жизни санитарно-ги-гиенические требования с целью предупреж-дения заражения паразитическими червями. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Соблю-дать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать вы-полнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения однокласс-ников по усвоению учебного материала. | 1 лабораторные работы |
6 | Тип Моллюски | 4 | Описывать основные признаки типа. Назы-вать и распознавать представителей на рису-нках, фотографиях. Проводить доказате-льства более сложной организации. Исполь-зовать информационные ресурсы для подго-товки презентаций и проектов. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обобщать и систематизировать полученные знания, де-лать выводы по теме. Оценивать свои дости-жения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | 1 лабораторная работа |
7 | Тип Членистоногие | 8 | Описывать основные признаки типа. Назы-вать и распознавать представителей на ри-сунках, фотографиях. Проводить доказате-льства более сложной организации. Осваи-вать приёмы работы с определителем живот-ных. Использовать информационные ресур-сы для подготовки презентаций и проектов. Наблюдать, фиксировать результаты наб-людений, делать выводы. Обосновывать необходимость охраны редких исчезающих видов. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц. | 1 лабораторная работа |
8 | Тип Хордовые | 33 | Описывать основные признаки типа. Назы-вать и распознавать представителей на ри-сунках, фотографиях. Определять система-тическую принадлежность представителей классов. Проводить доказательства более сложной организации. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Исполь-зовать информационные ресурсы для подго-товки презентаций и проектов. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Обосновывать необходимость охра-ны редких исчезающих видов. Обобщать и систематизировать полученные знания, де-лать выводы по теме. Систематизировать ин-формацию и обобщать её в виде схем, таб-лиц. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обсуждать проблемные вопросы те-мы, работая в парах и группах. | 5 лабораторных работ. 1 экскурсии |
9 | Развитие животного мира на Земле | 3 | Устанавливать взаимосвязь строения живот-ных и этапов развития жизни на Земле. Раскрывать основные положения учения Ч.Дарвина, их роль в объяснении эволюции организмов. Характеризовать основные эта-пы эволюции животных. Использовать сос-тавленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных эта-пов эволюции животных. Характеризовать деятельность живых организмов как преоб-разователей неживой природы. Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. Давать определение понятий: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устой-чивом развитии биосферы. Систематизиро-вать и обобщать знания по темам курса биоло-гии 7 класса. | |
Итого | 68 | 9 лабораторных работ 2 экскурс. |
8 класс 68 часов (2ч в неделю)
№ | Наименование темы | Колво часов | Основные виды деятельности | Количество конт-рольных мероприятий |
1 | Общий обзор организма человека | 5 | Определять понятия: «биосоциальная при-рода человека», «анатомия», «физиоло-гия»,«гигиена». Описывать современные методы исследования организма человека. Определять место человека в живой приро-де. Характеризовать процессы, происходя-щие в клетке. Характеризовать идею об уровневой организации организма. Выпол-нять лабораторные опыты, наблюдать про-исходящие явления, фиксировать результа-ты наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 2 лабораторные работы 1 практическая работа |
2 | Опорно-двигательная система | 9 | Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями. Формулировать правила гигиены физических нагрузок, ЗОЖ. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать резуль-таты наблюдений, делать выводы. Соблю-дать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и группах. | 2 лабораторные работы 3 практические работы |
3 | Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 8 | Раскрывать понятия, называть органы, образу-ющие систему. Формулировать правила гиги-ены физических нагрузок, ЗОЖ. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Выполнять лабораторные опы-ты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным обору-дованием. Обсуждать проблемные вопросы те-мы, работая в парах и группах. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | 1 лабораторная работа 4 практические работы |
4 | Дыхательная система | 7 | Характеризовать особенности строения кро-веносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями. Называть приё-мы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных не-счастных случаев. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюде-ний, делать выводы. Соблюдать правила ра-боты в кабинете, обращения с лаборатор-ным оборудованием. | 2 лабораторные работы 2 практические работы |
5 | Пищеварительная система | 7 | Характеризовать особенности строения пи-щеварительной системы в связи с выполняе-мыми функциями. Обосновывать значение знаний о гигиене и способах оказания пер-вой помощи при травмах и повреждениях различных органов. Выполнять лаборатор-ные опыты, фиксировать результаты наб-людений, делать выводы. Соблюдать прави-ла работы в кабинете, обращения с лабора-торным оборудованием. | 2 лабораторные работы 1 практическая работа |
6 | Обмен веществ и энергии | 3 | Раскрывать значение обмена веществ для организма человека. Устанавливать законно-мерности правильного рационального режи-ма питания в зависимости от энергетических потребностей организма человека. Собирать, анализировать и обобщать информацию в процессе создания презентации и проекта. Формулировать правила гигиены, ЗОЖ. Вы-полнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | 1 практическая работа |
7 | Мочевыделительная система | 2 | Выявлять связь строения органов и систем органов и выполняемых функций. Характе-ризовать роль мочевыделительной системы водно-солевом обмене. Обосновывать значе-ние знаний о гигиене, ЗОЖ. Описывать ме-дицинские рекомендации по потреблению . Называть показатели пригодности воды для питья. | |
8 | Кожа | 3 | Раскрывать связь между строением и функ-циями отдельных частей кожи. Характеризо-вать роль кожи в теплообмене. Описывать ви-ды закаливающих процедур. Называть приз-наки теплового удара, солнечного удара. Описывать приёмы первой помощи при теп-ловом ударе, солнечном ударе. | |
9 | Эндокринная и нервная системы | 6 | Раскрывать понятия. Различать отделы нерв-ной системы, их функции, железы внутрен-ней секреции и их роль. Выявлять особен-ности функционирования нервной системы. Обосновывать значение знаний о гигиене, ЗОЖ. Выполнять опыты, наблюдать происхо-дящие явления и сравнивать полученные ре-зультаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике) | 3 практические работы |
10 | Органы чувств .Анализаторы | 6 | Определять понятия «анализатор», «специи-фичность». Описывать значение, строение и функционирование анализаторов. Характе-ризоватьособенностистроениянервнойисенсорнойсистемвсвязисвыполняемымифункциям. | 3 практические работы |
11 | Поведение человека и высшая нервная деятельность | 8 | Характеризовать особенности высшей нерв-ной деятельности человека. Обосновывать значимость психических явлений и процес-сов в жизни человека. Раскрывать опасность курения, принятия наркотиков, алкоголя. Обосновывать значение знаний о гигиене, ЗОЖ. Выполнять опыты, наблюдать проис-ходящие явления и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике). | 2 практические работы 1 экскурсия |
12 | Половая система. Индивидуальное развитие организма | 3 | Характеризовать роль половой системы в организме. Устанавливать закономерности индивидуального развития человека. Раск-рыватьвлияниефизическойподготовкинаростовыепроцессыорганизмаподростка. Описы-вать с помощью иллюстраций в учебнике процесс созревания зародыша человека. Знать необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов. Раск-рывать понятия «наследственное заболева-ние», «врождённое заболевание», ЗППП. Раскрывать опасность заражения ВИЧ. | |
Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | 1 | Характеризовать функции различных сис-тем органов. Выявлять взаимосвязь строе-ния и функций различных систем органов. Объяснять участие различных систем орга-нов в важнейших процессах роста, разви-тия и обмена веществ в организме. | ||
Итого | 68 | 9 лабораторных работ 20 практических работ 1 экскурс. |
9 класс 68 часов (2ч в неделю)
№ | Наименование темы | Кол во час ов | Основные виды деятельности | Количество конт-рольных мероприятий |
1 | Введение в основы общей биологии | 3 | Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей, методы биологических исследований. Называть структурные уровни организации жизни, свойства живых организмов. Овладевать уме-нием аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов те-мы, выполняя итоговые задания. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | |
2 | Основы учения о клетке | 10 | Выделять и называть существенные призна-ки и особенности химического состава клетки, строения клетки и ее органоидов, обменных процессов в клетке, размножения и жизненного цикла клетки. Различать орга-ноиды клетки на рисунке учебника. Расс-матривать, сравнивать, наблюдать, описы-вать и зарисовывать клетки по микропрепа-ратам.Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Использовать ин-формационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Соблюдать пра-вила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 1 лабораторная работа |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Называть отличительные особенности организмов разных царств живой природы, знать их значение в природе и жизни человека. Характеризовать закономерности жизни на организменном уровне. Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Обобщать информацию и формулировать выводы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. | |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | 1 лабораторная работа | |
5 | Основы селекции растений, животных, микроорганизмов | 5 | ||
Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | |||
Учение об эволюции | 11 | Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни. Выделять существенные признаки эволюции жизни. Выделять и объяснять существенные положения теории эволю-ции Ж.-Б.Ламарка и Дарвина, современной теории эволюции. Называть и характеризо-вать основные закономерности эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Разли-чать и характеризовать стадии антропоге-неза. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нуж-ную информацию. Использовать информа-ционные ресурсы для подготовки презен-таций и проектов. Находить в Интернете дополнительную информацию по теме. | ||
Происхождение человека | 6 | |||
Основы экологии | 12 | 1 лабораторная работа 1 экскурси | ||
Итого | 68 | 3 лабора-торных работы 1 экскурси |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 Зам. директора по УВР
МО учителей естественного ____О.Е. Александровская
цикла МБОУ СОШ № 17 30 августа 2017 г.
от 29 августа 2017 г.
Руководитель МО
_______Д.И.Куликов