Умение читать действительно настоящее искусство. Как справедливо отмечают библиофилы ( так называют любителей и собирателей книг). Каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как пользоваться книгой.
Великий Гете считал: « есть три вида читателей. Первый – это те, кто наслаждается, не рассуждая; другой – те кто судит, не наслаждаясь; третий, серединный – те, кто судит, наслаждаясь и наслаждается рассуждая».
Задачей литературного образования, на современном этапе , является формирование грамотного читателя, компетентного, думающего, способного судить о литературном произведении « наслаждаясь» и наслаждаться « рассуждая». То есть мы должны научиться анализировать и интерпретировать художественный текст в соответствии с образовательной задачей.
Как этого достичь? Анализ прочитанного текста, его интерпретация зачастую представляются трудной для решения задачей. Помогает справиться с трудностью «игра в загадку», или поиски символа, который становится «инструментом» для формирования индивидуального взгляда на произведение.
Символ – слово или предмет, условно обозначающие сущность,какого-либо явления. В структуре символа различают два полюса: предметный образ и глубинный смысл. Они немыслимы один без другого: смысл явлен в образе, а образ вне смысла теряет свою многозадачность и рассыпается на компоненты. Образ- символ «прозрачен» : сквозь конкретный предметный образ «просвечивает» смысл как смысловая глубина, смысловая перспектива. Символ многозначен, неисчерпаем в своих значениях… Символ предполагает индивидуальность восприятия, каждый в зависимости от своего интеллектуального потенциала различит в символе определенное количество значений. 1
Символ многозначен, многомерен, поэтому каждый читатель в роли исследователя текста, нашедший символ, сделавший попытку его расшифровать, чувствует себя «искателем клада» первооткрывателем. Это чувство увлекает, и постепенно тот, кто читает, проникается этой игрой, ищет и разгадывает символику текста, получая от этого поиска интеллектуальное удовольствие.
1Т.Г. Кучина, Е.М. Болдырева. Школьный справочник. Литература, Ярославль, «Академия развития». 1998
Всем известны традиционные символы, которые легко расшифровываются: крест, солнце, вода и т.п. Но искусство, в том числе искусство слова, эволюционирует, поэтому изменяется и подход к символу, как к слову или предмету, условно обозначающему сущность какого-либо явления.
Так крест, например, разгадывается уже не только как символ веры, но и как знак перепутья, перекрестка, момента выбора, или как знак надежды, духовного успокоения…
Например в романе «Обломов» зашторенные окна в комнате Обломова достаточно ясно символизируют его отстраненность, закрытость от окружающего мира, а вот подъем на холм во время свидания с Ольгой, интерпретируется как «восхождение» Ильи Ильича к самому себе, трудное возрождение для новой жизни, дающееся так нелегко…
Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, поэтому можно рассматривать символ как средство художественной изобразительности и выразительности.
Велика роль художественной детали в понимании авторского замысла или характера персонажа: художественная деталь может быть символической, к примеру, книга Манилова, два года раскрытая на одной странице. Эта деталь становится символом лености ума, пустого времяпровождения, не занятого духовной жизнью.
Символом в литературном произведении может также стать и пейзаж (лирическая зарисовка); например в повести И.С. Тургенева «Ася» мы видим Асю, легко прыгающую по горам, и «читаем» это как способность Аси преодолевать жизненные препятствия; или момент, когда господин NN, садясь в лодку, чтобы переправиться через реку после объяснения с Асей, просит лодочника опустить весла, мы «читаем» как слабость, неспособность принимать самостоятельные решения, наш герой предпочитает «плыть по течению».
Символ мы находим и в цветовой гамме произведения, и в описании интерьера, и в эпиграфах, и в песнях, которые поют персонажи. Например, в «Антоновских яблоках» Бунина в финале рассказа разорившиеся дворяне поют народную песню, символизирующую неясность, неопределенность будущего, «заметенную снегом дорогу», на которую открыты ворота…
Символ настолько многогранен и многозначен, что может быть интерпретирован совершенно неожиданно, очень личностно и от того особенно интересно. Можно считать символом описание Гончаровым в романе «Обломов» голых локтей Пшеницыной, которые можно трактовать как символ оберега, надежности и поддержки.
От книги к книге лучше понимаешь значение символа, все чаще находишь символику в тексте, проявляя личностное, творческое отношение к поиску.
Работа с символикой увлекает думающего читателя, заражает желанием поиска, способствует рождению собственных символов.
Поиск символа – занятие не бесполезное и увлекательное, формирующее образное представление о произведении.
Таким образом, делаем вывод: анализируя и интерпретируя текст с помощью символов, читатель проявляет индивидуальность, участвует в творческом процессе, а не репродуцирует мнение других, что чрезвычайно важно для формирования не только грамотного читателя, но личности, способной к анализу и творческому самовыражению. Когда читатель находит или создает символ, интерпретация текста становится личностной, индивидуальной; произведение воспринимается прочнее и ярче.