Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реализация личностно – ориентированного взаимодействия педагога и детей раннего возраста в ходе непосредственной образовательной деятельности в условиях Дома ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реализация личностно – ориентированного взаимодействия педагога и детей раннего возраста в ходе непосредственной образовательной деятельности в условиях Дома ребенка.

Реализуя личностно – ориентированный подход при взаимодействии со своими воспитанниками в ходенепосредственной образовательной деятельности,я хочу, прежде всего, отметить тот факт, что наши ребята находятся в таком возрасте, что когда если хочешь их чему – либо научить, то необходимо это новое знание преподнести в игровой форме, потому что в особых игровых условиях они:

моделируют отношения в наглядно-действенной форме и начинают лучше в них ориентироваться;

преодолевают личный эгоцентризм и начинают лучше осознавать себя;

учатся действовать в коммуникативных ситуациях;

в игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками;

дети приобретают позитивный опыт совместных действий;

играя, они поэтапно осваивают новые способы поведения в различных ситуациях, усваивают их.

Продолжительность одного занятия колеблется от 5 – 10 минут (занятия по коммуникации) до 15 минут (занятия по развитию конструктивной деятельности, изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия). Занятие проводится по подгруппам (от 2-х до 4-х человек) и индивидуально. Музыкальные занятия, подвижные игры, развлечения, показ кукольного театра проводятся со всеми детьми группы. Проводит занятие педагог, а няня (по возможности) помогает, она наблюдает за реакциями детей, их поведением, помогает в организации игровой среды. Во время проведения занятия в малой подгруппе (2 человека) я стараюсь сформировать у детей положительное взаимодействие со сверстниками. В первое время я объединяю на этих занятиях одних и тех же детей. Далее, постепенно, в эту малую группу я вовлекаю для дальнейшего взаимодействия и других ребят. Описанная мною тактика дает положительный результат, потому – что выполняя совместное задание, дети меньше конфликтуют, охотнее делятся карандашами, кусочками пластилина и др., вместе радуются результатам своей деятельности (рисунки, поделки, постройки и т.п.)

Я и мои коллеги избегаем прямых оценок личности и характера ребенка. Не позволяем себе «навешивать ярлыки» и давать негативные приказы. С осторожностью относимся и к похвале, т.к. она должна быть не прямой, оценивающей, а описательной, касающейся только деятельности ребенка. Избегаем негативных высказываний, т.к. они могут стать препятствием для взаимопонимания и совместных действий. Не допускаем высказываний, направленных на оценку личности ребенка: осуждения, порицания, «обзывания», ругани, высмеивания. Я и мои коллеги стараемся побуждать детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях, стараемся быть помощникам ребятам в поисках выхода из них.

Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребенку:

Нужно хотеть услышать ребенка.

Нужно быть готовым принять чувства ребенка.

Нельзя пытаться сделать все самому за ребенка и нужно искренне верить в его возможности.

Нельзя брать ответственность на себя за выбор ребенка, а нужно воспринимать его как самостоятельную личность.

Для создания благоприятного психологического климата в ходе занятий необходимо:

Находиться на расстоянии 40 – от глаз детей в позиции лицом к лицу, на уровне глаз детей и взгляд взрослого должен быть заинтересованным.

Улыбаться ребенку, использовать ласковые, мягкие интонации. Говорить не очень громко и не слишком быстро.

При выполнении задания я и мои коллеги эмоционально поддерживаем детей, со вниманием относимся к инициативным высказываниям. Доброжелательно реагируем на действия ребенка. Решающий фактор в создании благополучного психологического климата на занятиях – эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес! Я и мои коллеги всегда помним о том, что дети намного восприимчивее, чем мы, взрослые!

Мотивация деятельности детей носит игровой, опосредованный характер.

На занятиях используются:

Показы – инсценировки.

Дидактические игры.

Игры и упражнения направленные на формирование эмоции,

Игры сотрудничества.

Психологическая гимнастика (этюды, мимика, пантомимика).

Физкультминутки.

Подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Наглядные пособия.

Так как я уделяю особое внимание коррекции и развитию эмоциональной сферы своих воспитанников, то стараюсь обязательно включать в занятие специальные игры, упражнения и тренинги. Например, для коррекции у детей боязни темноты и замкнутого пространства, я провожу игру «Пчелка в темноте». Для ее проведения я использую высокий стол, под которым может поместиться ребенок, тонкое покрывало или платок. Игра может проводиться с одним или двумя детьми.

Стол, под которым может поместиться один – два ребенка, я накрываю тканью (ткань не свешивается со стола) – это цветок. Я предлагаю ребенку стать пчелкой и полетать с цветка на цветок. Ребенок двигается по группе и залезает под столик – он в цветке. Я рассказываю: «Незаметно наступила ночь, и лепестки цветка закрываются». Я опускаю материю. Далее продолжаю: «Пчелка проснулась, она открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок!

Упражнение « Разное настроение » я использую на занятии для формирования у детей умения демонстрировать эмоциональное состояние героя стихотворения. Я прошу детей с помощью мимики изобразить на лицах различное настроение, а затем рассказываю стихотворение Е. Померанцевой.

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак.

Улыбнется он на миг –

Засияет солнца лик.

При повторном чтении я и дети, мимикой и выразительными движениями изображаем капризную гримасу и хорошее настроение.

Этюд: « Делай как я!» я включаю в занятие с целью коррекции эмоции радости.

В гости к детям приходит веселый клоун (я или няня). Он при помощи мимики и жестов старается развеселить ребят. Дети вслед за ним повторяют движения:

Указательным пальцем нажимают на кончик носа.

Ладонью одной руки машут из - за головы. Другой ладонью – чешут кончик носа.

Показывают длинный нос, как у Буратино.

Изображают смешное лицо обезьянки и т.д.

Клоун сообщает детям, что увидел, как они умеют веселиться и из них получатся веселые клоуны!

Для формирования у моих воспитанников таких качеств как сочувствие и взаимопомощь я использую игру сотрудничества «Поезд».

В ходе игры двое или больше детей образуют поезд и двигаются по залу, держась за талию или плечи впередистоящего сверстника. Я - кондуктор, и слежу за тем, как двигается «состав». Надо чтобы поезд двигался в унисон. Вверх по холму он движется медленно, быстро – спускаясь вниз, «приседая», чтобы проехать низким туннелем.

Обязательно я включаю в занятие физкультминутку.

Приведу пример физкультминутки «Прогулка». Она не только побуждает детей к двигательной активности, но и способствует коррекции внимания.

По тропинке в лес пойдем

Лужи мимо обойдем.

Перепрыгнем ручеек,

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо.

Посмотрели вверх на солнышко,

Посмотрели вниз на травку!

Ах, как красиво! (слова сопровождаются движениями)

Для обучения детей выразительным движениям и жестам я использую в ходе занятия подвижную игру «Веселый хоровод».

В ходе игры я вместе с детьми встаю в круг, читаю небольшие стихотворения и сопровождаю чтение движениями и жестами. Дети выполняют движения за мной.

Ножками затопали, зашагали по полу.

Топ – топ – топ – топ!

Скачут словно зайчики, девочки и мальчики!

Прыг-скок! Прыг- скок!

Прыгают как белочки, мальчики и девочки!

Прыг-скок! Прыг - скок!

У лягушек на дорожке тоже скачут, скачут ножки!

Ква, ква, ква, ква!

Зайка, зайка, походи!

Зайка серый. Погляди!

Зайка, топни ножкой!

Серый, топни ножкой!

С помощью пальчиковой игры « Веселые пальчики» через чувствование мышечных ощущений я даю возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук.

В ходе игры я рассказываю потешку про пальчики, а дети вслед за мной поочередно загибают пальчики рук.

Пальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил, (дети загибают первый пальчик)

С этим братцем – щи варил, (дети загибают второй пальчик)

С этим братцем - кашку ел, (дети загибают третий пальчик)

С этим братцем песни пел, (дети загибают четвертый пальчик)

Пел, пел, и уснул... (все пальцы сжаты в кулак)

Я хочу отметить, что использование на занятиях этюдов, игр, упражнений направленных на коррекцию и развитие такой базовой эмоции как радость, коррекцию таких эмоций как страх и гнев, направленных так же на развитие умения распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, дает ощутимый положительный эффект. Дети стали намного доброжелательнее относится и друг к другу, и к нам, взрослым людям, они стали более уверенными, спокойными, открытыми и жизнерадостными.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области