Методические рекомендации по проведению учебного занятия в учреждении дополнительного образования

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и проведению учебных занятий. Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий. Публикуемые материалы предназначены для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования, методических служб, педагогов дополнительного образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ижные,

народные, компьютерные, на развитие памяти, внимания, глазомера,

воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра

и т.п.

Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии,

таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы.

Использование на занятии средств искусства: активных форм

познавательной деятельности, психологических и социологических

методов и приёмов.

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Методические рекомендации

по проведению учебного занятия в учреждении дополнительного образования

Автор составитель:

Майорская Марина Сергеевна, методист

Еровикова Татьяна Анатольевна, методист

Бийск, 2018

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и проведению учебных занятий. Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий.

Публикуемые материалы предназначены для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования, методических служб, педагогов дополнительного образования.

Содержание

Введение 4

Советы при подготовке занятия 5

Условия эффективности занятия 6

Ход занятия 7

Наблюдение за занятием 8

Общий анализ занятия 9

Литература 11

Введение

Повышение качества является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Обеспечение качества в сфере дополнительного образования детей, как неотъемлемой части общего образования, осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия.

Учебное занятие – это основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании; промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенной учебной деятельностью. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.

Анализ занятия – это важная составляющая самостоятельной аналитической деятельности педагога, а так же процедура совместной деятельности эксперта и педагога в условиях административного контроля, аттестации. Подобная деятельность направлена на изучение и оценку результатов занятия, поиск причин его успехов и недостатков, выработку рекомендаций по совершенствованию работы данного педагога.

Материалы данных рекомендаций призваны помочь педагогам дополнительного образования углубить представления о подготовке и проведении учебных занятий, проанализировать собственный опыт, разобраться с возникающими трудностями, наметить оптимальные пути повышения результативности и качества образовательного процесса.

Советы при подготовке занятия

Попытайтесь сделать занятие ярким событием не только для себя, но и для ваших обучающихся.

Помните, что открытое занятие отличается от повседневных своей насыщенностью, оригинальностью, нестандартностью, разнообразием форм, которые присущи только вашей работе.

При определении темы занятия постарайтесь внести в неё элементы нетрадиционности, вызвать интерес к тому, что будет происходить на занятии. Подробно опишите ход занятия (с каких слов его начнёте, какие задания будете использовать, как подведёте итоги). Это поможет в процессе подготовки внести коррективы и дополнения.

Подготовьте дополнительный экземпляр разработки занятия для изучения вашего опыта.

Подумайте, какие материально-технические средства понадобятся.

Выпишите на отдельные карточки задания, которые вы будете исследовать, игры, загадки, вопросы.

Подготовьте своих обучающихся в к тому, что на предстоящем открытом занятии не только вы, но и они должны показать свои знания и умения.

Помните, от вас ожидают интересного и творческого занятия, а не сухого стандартного урочного преподавания.

Подключите ваше мышление и воображение и творите своё занятие.

Условия эффективности занятия

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

– четкая организация начала занятия, мотивация обучающихся на учебную деятельность;

– наличие благоприятной психологической атмосферы;

– активная позиция обучающего (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Ход занятия

1.Организационная часть:

а) отметить присутствующих;

б) провести краткую беседу о событиях дома и в детском саду, школе;

в) подвести к теме и цели занятия.

2. Содержание занятия:

а) повторение пройденного материала;

б) изложение новой темы;

в) закрепление пройденного;

г) отработка практических навыков и умений;

д) индивидуальная работа с обучающимися.

3. Подведение итогов занятия:

а) разобрать типичные ошибки;

б) отметить лучших обучающихся;

в) ответить на вопросы;

г) обобщить изученное,

д) сделать выводы;

е) рефлексия.

Наблюдение за занятием

Наблюдение за занятием должно охватывать:

1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и «дирижера», его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Общий анализ занятия

1. Подготовка педагога к занятию (готовность оборудования, материалов, объектов практических работ, дидактических пособий).

2. Воспитательное воздействие занятия (воспитание его содержанием, организацией тех качеств, способностей, которые развиваются в ходе занятий и др.).

3. Методы и приёмы, используемые педагогом для обучения обучающихся рациональным приёмам труда, формирования правильных и прочных навыков. Осуществление связи с учебным материалом, изучаемым в школе. Систематический самоконтроль обучающихся. Уровень культуры труда воспитанников, привитие им навыков высокой культуры труда - аккуратности в работе, точности, скорости рабочих движений, соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте.

4. Результативность проведённого занятия: выполнение намеченного плана, достижение цели занятия, продуктивность использования учебного времени, образовательный эффект занятия.

5. Безопасные условия проведения занятия, соблюдение требований гигиены труда и промышленной санитарии.

Анализ деятельности педагога

1. Соответствие цели занятия требованиям программы.

2. Средства, используемые педагогом в течение занятия для достижения поставленной цели.

3. Знание конкретного предмета, профессиональные умения и навыки, культура речи, общая культура педагога.

4. Работа педагога по материальному оснащению, подбору методического фонда, оформлению кабинета.

5. Методы работы по расширению и углублению базовых знаний.

6. Работа педагога по закреплению получаемых обучающимися навыков.

7. Проводимая работа по развитию творчества и самостоятельности обучающихся.

8. Соответствие применяемых педагогом методов, приёмов и способов обучения уровню развития обучающихся.

9. Влияние личности педагога на положительный эмоциональный фон занятия, воспитание личным примером.

10. Использование педагогом разнообразных форм и приёмов воспитательной работы.

11. Умение организовать коллектив с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

12. Реализация требований охраны труда, соблюдение санитарно-гигиенических правил.

13. Умение подвести итоги занятия и деятельности обучающихся.

Анализ деятельности обучающихся в ходе занятия

1. Качество знаний, умений и навыков, их полнота и осознанность; умение анализировать итоги своей деятельности.

2. Познавательная активность, увлечённость в ходе занятий.

3. Степень самостоятельности воспитанников, умение решать задачи проблемного и творческого характера.

4. Умение работать коллективно, парно, индивидуально.

5. Личные и коллективные успехи воспитанников, результаты занятий в объединении.

6. Этика межличностных отношений, культура речи.

7. Самоуправление в объединении, традиции.

8. Степень организованности воспитанников, посещаемость, постоянство контингента.

9. Рациональность труда на занятиях, знание и соблюдение основных правил техники безопасности.

Анализ занятия по формированию умений

1. Цели (по овладению умениями).

2. Структура (по соотношению частей).

3. Инструктаж (ориентировочная основа действий):

постановка цели;

разъяснение теоретических основ;

проверка готовности.

4. Практическая работа:

организация начала и завершения работы;

дифференцированный и индивидуальный подход;

самостоятельность;

текущий контроль и самоконтроль;

обеспечение рабочего места;

обработка и подготовка результатов.

5. Анализ результатов:

степень выполненной работы;

итоговый контроль (анализ работы);

соблюдение нормативных условий;

обобщённое подведение итогов.

Литература

Учебно-методическое пособие «Организация методической службы УДОД». Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева, М., 2001г.

Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. Изд. 2-е – М. Академический Проект: Мир, 2006.

Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. – М.:  Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993.

Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000.

Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1.

Мякинченко Л.П., Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006.

Гребёнкина Л.К., Анциперова Н.С. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока //Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.

Плешакова Л.В., Савельев В.В. Анализ и самоанализ занятия педагога дополнительного образования //Методические рекомендации , 2003.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.04.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.