Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Управление стрессами: причины, последствия, поведенческие реакции»

Цель работы – научить управлять стрессами школьников. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу на данной теме. 2. Рассмотреть все возможные способы управления стрессами у школьников. 3. Подобрать методики, позволяющие управлять стрессами у школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Управление стрессами: причины, последствия, поведенческие реакции»

Выполнила:

Казак Татьяна Вениаминовна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная

категория,

МКОУ МООШ

с. Мироновка

2018

Введение

В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической, педагогической науке. Она не принадлежит самомнению, что всё возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляется на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональные переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это ведёт к увеличению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этиологии – так называемых «болезней стресса».

Сформировавшаяся тенденция к усилению роли стрессовых воздействий, как фактора разрушающего здоровья, хорошо осознаётся специалистами. Если раннее к традиционным «болезням стресса» относили некоторые сердечнососудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и некоторые невротические заболевания, то в настоящее время высказывается мнение, что 90% всех заболевание современного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом. Причем, из-за стрессов многие болезни помолодели. Например, сахарный диабет стал появляться у детей детсадовского возраста и детей начальной школы, что лет 20 назад в школе не наблюдалось. Сердечнососудистые заболевания также можно наблюдать у детей школьного возраста.

В сфере учебной деятельности стрессовые составления существенным образом снижают успеваемость и качество выполнения работы, а так же могут иметь целый ряд приемлемых социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности учебной деятельности, деформация личностных и характерологических качеств человека. Поэтому поиск путей предотвращения и управления стрессами для сохранения физического и психологического здоровья становится одним из наиболее важных направлений психологической работы в данной области. Поэтому вопрос об управлении стрессами является злободневным в современном обществе. Учить этому нужно с детства (школа, детский сад), а ещё раньше семья.

Объектом рассмотрения данной темы является процесс управления стрессами у школьников.

Предмет исследования – процесс управления стрессами.

Цель работы – научить управлять стрессами школьников.

Задачи:

Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу на данной теме.

Рассмотреть все возможные способы управления стрессами у школьников.

Подобрать методики, позволяющие управлять стрессами у школьников.

Гипотеза работы: в качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что на - учение управления стрессами оказывает положительное влияние на формирование физического, психического здоровья школьника.

Глава 1. Понятие стресса и причины их возникновения

Определение стресса

Понятие стресса появилось в 1954 году благодаря Гансу С.

Стресс – состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими или эмоциональными факторами.

Стрессы можно разделить.

Физиологический (вызван чрезмерной физической нагрузкой, высокой или низкой температурой, болевыми стимулами и т.д).

Психологический (вызван факторами, действующими своим сигнальным значение (угроза, опасность, обида и т. д.).

Типы:

а) Информационный (возникает в ситуации информационных перегрузок).

б) Эмоциональный (возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.)

Источники стресса:

Конфликты общения с неприятными людьми;

Ощущение постоянного давления;

Несбыточные мечты, либо слишком высокие требования к себе;

Шум;

Монотонная работа;

Сильные положительные эмоции;

Ссоры с родителями;

У школьников источником стресса являются:

Школьная жизнь (учебные требования, разочарование от низких отметок, конфликты с одноклассникам);

Изменения, происходящие с собственным телом (толстый, неуклюжий, малорослый и т.д.);

Смерть близких людей;

Хронические заболевание одного из членов семьи;

Финансовое неблагополучие в семье.

Причины возникновения стресса

Неорганизованность, и как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка.

Конфликты с одноклассниками или учителями.

Переутомляемость и слишком высокая ответственность. Поведенческие реакции на стресс различают психологические.

Психологические изменения.

Тревога.

Страх.

Напряжение.

Неуверенность.

Растерянность.

Подавленность.

Беззащитность.

Паника.

Могут наблюдаться физиологические изменения.

Бледность или краснота.

Учащение пульса.

Дрожь.

Потливость.

Сухость во рту.

Расширения зрачков.

Глава 2. Управление стрессами

2.1. Классификация стрессов

Восприятие и реакция ребёнка на стрессовую ситуацию зависит от его развития, отчасти от опыта, отчасти от темперамента:

Панические: человек действует беспорядочно, мечется от одного дела к другому (холерик)

Паралитический: человек не знает, что ему делать, проявляет нерешительности (меланхолик)

Мобилизационный: человек концентрирует свои силы на преодоление препятствий (флегматик, сангвиник).

Сангвиник со своей сильной нервной системой легче всего переносит стрессы.

Многие родители не сомневаются, что дети школьного возраста не знают об окружающих их стрессовых ситуациях и никоим образом не восприимчивы к ним. Кроме того они уверены, что их дети ни в чем не нуждаются, но у них так же, вероятно, имеется достаточное количество игрушек, друзей, с которыми можно поделиться, много времени для игр и полый график дополнительных занятий. Это не так, очень четко поведенческие реакция проявляются в подростковом возрасте возможно и ранее.

2.2. Поведенческие реакции учащихся на стресс

Реакции на стресс в поведении подростков.

Дети с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних появляется повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности, это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстёгивает, заставляет его действовать смело и решительно. У других стресс может вызвать дезорганизацию деятельности: пассивность, испуг и общее торможение – это «стресс кролика». При этом наблюдается в поведении:

Целеустремлённость и настойчивость сочетается с импульсивностью;

Неуёмная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием и стремлением, и желанием что-либо делать;

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях, быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.

Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения не редко граничат с цинизмом, расчётливостью;

Нежность, ласковость бывает на фоне недетской жестокости;

Потребность в общение сменяется желанием уединиться.

Стресс – это защитный механизм управления поведением человека в целях поддержания его проживания.

Стресс выполняет не только защитную функцию в организме, но он может и разрушать организм. Поэтому необходимо научить учащихся справляться со стрессом и управлять им. Непосредственно с необходимостью активно воздействовать, управлять функциональным состоянием человека, связаны такие важнейшие проблемы, как повышение качества учебной деятельности, подготовка к деятельности в затруднённых экстремальных условиях и сокращения числа несчастных случаях в детских учреждениях, предотвращение развития заболеваний связанных со стрессом. Существование внутренней зависимости между профилактикой неблагоприятных функциональных состояний и возможностью способствовать успешному разрешению названных проблем достаточно очевидно. Стресс всегда можно предотвратить, независимо от того, насколько интенсивно загружены работой или насколько стремителен ритм вашей жизни.

Для профилактики стресса требуется: своевременное расслабление, отдых и восстановление сил, физическая активность, позволяющая получить разрядку, сбалансированное питание, обогащенное витаминами и минеральными веществами.

Необходимо отвлечься от неприятных переживаний.

Пройдитесь по магазинам купите себе какую-нибудь мелочь, которая доставит удовольствие.

Навестите друга, приятельницу.

Послушайте любимую музыку.

Неторопливо прогуляйтесь в парке, где много цветов, нарядных людей. (в селе можно выйти в поле, в лес, к озеру.

Примите теплую ванну с приятным ароматом и пеной (можно душ или баню)

Просто поспите.

Если вы верующий сходите в церковь и помолитесь.

Но ни в коем случае не ложитесь на диван, уставившись в потолок, и не предавайтесь размышлениям о том, что «жизнь кончена».

Причины стресса подкарауливают нас каждую секунду, другое дело как мы на них реагируем.

Наше подсознание не может отличить реальную угрозу от кажущейся, и каждый раз, когда ситуация вызывает опасение, он реагирует как на настоящую угрозу. Опасность таких ситуаций заключается в постепенном привыкании организма к враждебной среде. Он постоянно находится в «боевой» готовности, что способствует возникновению хронического стресса.

Одним из методов выхода из стрессового состояния является:

Экспресс-метод «фотография»

Вспомните ситуацию, которая вызывает у вас неприятные ощущения. Вспомните её как можно ярче, насыщенные цвета, громкие звуки, движения, может там были запахи. Усильте всё это.

НУ а теперь припомните наши старые советские телевизоры, у них были регуляторы громкости, контраста, цвета. И поместите туда ваше воспоминание, и зафиксируйте его. Там прекратились все движения, теперь берёмся за регулятор громкости и убираем звук, наступает полнейшая тишина. Регулятор контраста и картинка расплывается, ну и осталось брать свет этой картинки, медленно поворачиваем ручку, и наслаждаемся этим зрелищем, и этим ощущением, как то, что вы вспоминали, перестало иметь для вас какое-либо значение, стало для вас чужим.

И вот вы с полным безразличием наблюдаете эту черно-белую картинку. Да и вообще переключите телевизор на более значимый для вас канал. Существует ещё методика «экран» и «шкатулка» (смотрите приложение 1,2), которые так же помогают справиться с неприятностями. Проследим, как можно помочь детям управлять стрессом и как осуществлять профилактику стрессов, т. е не допускать до хронического стресса. Самая простая работа – это физкультурная терапия. Либо лепкой, либо песочной терапией (смотри приложение 5), либо пальчиковыми играми. Как правило, к следующему уроку ребёнок успокаивался и продолжал работать.

В качестве профилактики стрессов у детей в первой четверти первого класса провожу родительское собрание «факторы стрессорного воздействия на детей», где разъясняю родителям о том, к чему приводит стресс у детей, и раздаю им пометки «как помочь детям справиться со стрессом», а также о стрессогенах дома говорим и как можно их устранить при минимальных затратах. Например: стрессорное воздействие сказывает нерациональное питание и плохая его организация. Можно вырастить побольше огородных овощей, вести хоть небольшое, но подсобное хозяйство (кролики, птица), где дети также будут задействованы (трудотерапия). Немаловажную роль имеет организация режима жизнедеятельности ребёнка, об этом также говорим с родителями. Стараюсь побывать в каждой семье и проконтролировать, как выполняются рекомендации. Организовываю ребят на спортивные секции, игры, танцевальный кружок, что корректирует и снимает психоэмоциональное напряжение. Следующий период адаптация к 5 классу. Переход из начальной школы в старшие классы тоже является стрессогенным. С ребятами 5 класса психолог в течение полугодия проводит уроки общения, где тоже даёт им простейшие методики, как справиться со стрессом. Например: физическая «обработка» стрессов.

Загулять стресс – лучше на природе – защитнице от стрессов.

Заспать стресс так, чтобы утро вечера стало мудренее.

Затанцевать стресс в обычных или спортивных танцах.

Зашить стресс – сшить себе обновку. Сделать вообще то, что порадует Вас: посмотреть старые фото, мобильный кинофильм, приготовить любимое блюдо.

«Обработка чувств»

Пережив первые минуты стресса, необходимо «отработать» возникнувшие чувства, другими словами выпустить пар из котла эмоций. Для этого можно:

Заплакать стресс. Слёзы, плач в подходящем месте по принципу реагирования, в одиночку или в «жилетку» - отличная разрядка.

Заколотить стресс – поколотить подушку, покричать несколько минут, а затем сказать «стоп». Все религии, все мудрецы и психологи рекомендуют простить обидчика, если стресс связан с обидой (смотрите приложение 9).

Засмеять стресс. Жизнь слишком тяжела, чтобы её воспринимать всерьёз. Смех отличное лекарство от стресса. Хорошо, если мы можем ассоциировать свой стресс с каким-либо анекдотом, переложить его в веселую историю.

Забить стресс. Разбейте тарелку, треснувшую посуду. Так можно выпустить пар.

Нажаловаться на стресс. В семье или коллективе можно периодически играть в игру «жалобщики». Каждый жалуется на свои беды и проблемы.

Эти способы воздействия работают в любом возрасте. Проблема подбора адекватных по содержанию профилактических средств, обладающих наибольшим оптимизирующим эффектом, существует и по отношению к частным формам внутри одного вида состояний.

Подбор адекватных средств для оптимизации может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели профилактики. Как и в отношении диагностических средств не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всём многообразии ситуаций.

В самом общем смысле под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию уже возникших состояний.

Существует множество способов улучшения или нормализации состояния человека.

Классификация способов оптимизации функциональных состояний человека

Способы непосредственного воздействия на функциональное состояние.

Способы внешнего воздействия на состояние

Способы внутренней оптимизации состояние

Нормализация режима питания:

витаминотерапия.

Самогипноз

Фармакотерапия

Нервно-мышечная релаксация

Рефлексотерапия

Аутогенная тренировка

Функциональная музыка и цветомузыка.

Гимнастика и самомассаж

Библиотерапия.

Поведенческая психотерапия

Коммуникационные воздействия

(убеждение, внушение, гипноз)

Групповой тренинг

Психопрофилактика стрессов

Начнём рассмотрение вопроса профилактики стрессов с нормализации режима питания. Метод нормализации питания имеет принципиальное сходство с близким методом фармакологической коррекции в плане рассмотрения физиологических механизмов действия биологически активных веществ на человека при приёме пищи и при введении лекарственных средств. Однако оптимизация функционального состояния человека при помощи изменения питания представляется более предпочтительной в тех случаях, когда нет необходимости в чрезвычайном и быстром изменении состояния. Многие исследования посвящены разработке различных вариантов лечебно-профилактического питания с целью минимизации неблагоприятных воздействий и стрессоров разного характера на функциональное состояние. Имеются рекомендации по составлению рационов питания для людей, работающих в условиях постоянно действующих стрессовых факторов: в подземных выработках, в условиях постоянного контакта с вредными веществами.

Подчеркивается необходимая антистрессорная и антисклеротическая направленность разработки рационов питания для работников интенсивного умственного труда, а также внедрение дифференцированного подхода к формированию рационов питания в зависимости от формы организации и степени рабочей нагрузки и нервно-эмоционального напряжения различных групп работников занятых умственным трудом. В ряде случаев считается целесообразным использование диетического питания.

Особое внимание рекомендуется обратить на включение в рацион тех элементов, которые обеспечивают нормальное протекание обменных реакций в ситуациях повышенного напряжения, - аскорбиновой кислоты, комплекса витаминов В, кальции, белков-ферментов протеиновой группы. Говоря об антистрессовой направленности рационов питания, необходимо обратить внимание на ограничение продуктов питания содержащих кофеин, теобромин, теофлиин. Оказывая возбуждающее действие на нервную систему (что иногда бывает весьма полезно), они могут усилить психофизиологический ответ на воздействие стрессора и вызвать неблагоприятные отсроченные последствия – потерю сна, головные боли, нервозность, повышенную раздражительность.

В школах в рацион детей добавляют витамины и постоянно в меню присутствуют овощи (салаты) и фрукты. Сейчас много детей из малоимущих семей. Так у нас в школе 34 ребёнка (основная школа). Из 34 детей 17 на бесплатном двух разовом питании. Следует помнить, что стрессоустойчивость и работоспособность понижаются при выходе на работу натощак, а также в результате обильного приёма пищи. Поэтому детей обязательно в школе кормят завтраком.

2.4. Характеристика методов управления стрессами (библиотерапия, само регуляции, аутогенная тренировка, музыкальные и цвет воздействия, самомассаж)

Метод фармакотерапии (применение лекарственных средств с целью предотвращения или устранения патологических проявлений). Как правило, фармакологическое воздействие используется для устранения экстремальных состояний. В качестве купирования чрезмерных проявлений эмоционального перенапряжения, последствий длительного испытываемого стресса фармакотерапия функционального состояния особенно эффективна.

Пример: учитель оскорбила девочку и в грубой форме выгнала её с занятия по хореографии, мотивируя тем, что та пропустила два занятия (учитель не разобралась, а девочка болела). Ребенок выбежала из зала занятий её всю трясло. Хватило сил дойти до раздевалки и у неё началась истерика (рыдания, крики, вопли, слёзы). Увидели мимо проходившие взрослые. Никакие уговоры не помогли. Вызвали скорую, удалось погасить стресс только медикаментозно. Позже девочка рассказала, что учитель оскорбила её при всей группе и что ей было очень плохо и когда она истерила, она ничего не помнила. Девочка подросток. Далее с ней работали психолог и всё наладилось. Но фармакологическое воздействие должно использоваться в составе комплексных программ психологической реабилитации, в сочетании с методами психосаморегулировании, музыкотерапии, другими видами психотерапевтического воздействия.

Список применяемых фармакологических средств весьма обширен и существует множество апробированных медицинских препаратов, прямо или опосредственно влияющих на работу. Среди них выделяются следующие общие группы: адаптогены и средства, повышающие иммунологические способности организма: витамины, коферменты, участвующие в обменных процессах и усиливающие защитные силы организма, регуляторы электролитного обмена; препараты, улучшающие процессы метаболизма и энергонакопления; антиоксиданты, снижающие концентрацию конечных продуктов сгорания жирных кислот; медиаторы центральной нервной системы, регулирующие процессы передачи возбуждения в нервной системе; особый класс составляют психотропные средства, оказывающие преимущественное влияние на психику человека.

Для профилактики экстремальных состояний наиболее разработанными и чаще употребляемыми являются приёмы воздействия гипнотического воздействия, основанные на специфической форме внушения. Гипноз, прежде всего, применяется как медицинская и психотерапевтическая процедура. Разнообразные гипнотические воздействия применяются в целях коррекции функционального состояния человека. Так для лечения заикания используется гипноз. Одним из элементов гипноза является техника нейролингвистического программирования. С помощью этой техники можно поставить якорь на нежелательные поступки, на аддитивное поведение (приложение 10). В школьной практике широко использую метод библиотерапии. В младших классах использую элементы сказкотерапии для отработки различных нравственных категорий (добро, зло, жадность, щедрость и Т.Д.), а также воспитание эмоциональных состояний, что напрямую связано с профилактикой стресса, особенно агрессивных эмоций и агрессивного состояния учащихся.

Использую также метод библиотерапии для профилактики курения. Читаем вместе с ребятами настрои Г.Н. Сытина на лечение различных заболеваний, в том числе и против курения, от заикания, настрой на излечение сахарного диабета (в школе есть двое детей больных сахарным диабетом). После неоднократного чтения настроев тревожность у ребят по поводу заболевания уменьшилась.

Метод библиотерапии обнаруживает существенное сходство с методом музыкотерапии в плане эффективности изменения состояния.

Для профилактики и снижения уровня стрессов существуют методы саморегуляции состояния, центральное место среди них занимает группа методов объединенных названием «психологическая саморегуляция».

Под психологической саморегуляции, понимается целенаправленное изменение, как отдельных психофизических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путём специально организованной психической активности.

К ним, прежде всего, следует отнести техники активной нервно-мышечной релаксации, метод аутогенной тренировки, приёмы самогипноза и др.

Состояние релаксации, которое можно рассматривать как начальную стадию аутогенного погружения, характеризуется возникновением ощущений тепла, тяжести во всем теле, переживаний внутреннего комфорта. Отдыха, отвлечением от внешних раздражителей, снятием беспокойства, тревоги, излишнего волнения. Более глубокие стадии аутогенного погружения, сопровождаемые ощущениями легкости, невесомости тела, переживания «растворенности» тела и максимальной концентрации на мире внутренних ощущений, являются измененными стояниями сознания активной природы.

Начало научной разработки приемов формирования состояния релаксации связано с именем Э. Джекобсона, установившего существование прямой зависимости между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: тревожности, страха, смущения и т.п. Для устранения этих неприятных ощущений он предложил использовать серию простых мышечных упражнений для снятия напряжения с основных мышечных групп тела, способствующих быстрому формированию состояния релаксации. В соответствии с этим им была создана специальная система упражнений – техника «прогрессивной» или активной нервно-мышечной релаксации, которая представляет собой курс систематической тренировки по произвольному расслаблению различных групп поперечнополосатых мышц.

Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определённого участка тела. Непосредственным эффектом выполнения подобных упражнения является достаточно полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе, усиление кровенаполнения сосудов данной области, что сопровождается возникновением ощущений тепла и тяжести. Таким образом, в основе техники нервно-мышечной релаксации лежит прямое воздействие на определённые физиологические системы, приводящее к возникновению ощутимых сдвигов в психической сфере.

Исследования показывают, что использование техники нервно-мышечной релаксации обладает терапевтическим эффектом при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротических состояниях. Тем более уместно использование этих простых приемов в профилактических целях как своеобразного «психогигиенического средства».

Основанием для другого, наиболее распространённого метода психологической саморегуляции состояний - аутогенной тренировки (АТ) – служит использование приемов самовнушения. Она является более эффективным средством достижения глубинных степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий.

В школьной практике с начальными классами используем простейшую школу релакса (смотрите приложение 11) со старшими ребятами проводим релакс с погружением и выхода из релакса. При проведении психологических семинаров с учителями в конце семинара для снятия напряжение проводим релакс с медитационной музыкой.

Психолог совместно с учителем физкультуры разучивает с ребятами упражнения специальной гимнастики, а также несколько упражнений из комплекса позотонической гимнастики. В кабинете психологической разгрузки психолог учит ребят элементам дыхательной гимнастики. При стрессовых зажимах, психолог показывает учителям, как снять зажимы той или иной группы мышц, а те в свою очередь обучают ребят.

Принципиальным механизмом АТ является формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением определённых состояний различных психофизиологических системах. Однако становление и действенность таких связей зависят от умелого применения приемов саморефлексии, индивидуально используемых систем образованных преставлений и идеомоторных актов. Поэтому ёё применению в собственно профилактических целях предшествет этап активного обучения.

АТ как самостоятельный метод психотерапевтической работы был предложен немецким психиатром и психотерапевтом И.Г. Шульцем. После тщательного знакомства с системой йоги и долголетние подготовки собственной теоретическо-методической концепции он обобщил результаты проведенных исследований в книге, вышедшей 1932 г. В нашей стране первое упоминание об АТ было П.М. Зиновьевым в 1934 г., а начало использование её в клинической практике относится к концу 50х гг., и связано с именами А.М. Свядоща, Г.С. Беляева, Н.В. Иванова, А.Г. Панова. Метод аутогенной тренировки был включен в состав средств комплексной психотерапии на 4-м Всесоюзном съезде невропатологов и психотерапевтов в 1963г.

Вначале основной целью обучения аутогенной тренировки являлось снятие симптомов переутомления (в основном психологических проявлений данного неблагоприятного состояния), затем – снятие эффектов длительного воздействия стресса. Сначала 60-х гг. метод аутогенной тренировки начал активно применяться в США группами специалистов и институтами, занимающимися исследованиями в области космической медицины. Постепенно «профессиональное» использование АТ распространилось во всем мире.

В нашей стране аутогенная тренировка успешно развивается в тех видах профессиональной деятельности, выполнение которых связано с воздействием экстремальных нагрузок: авиации космонавтике, в труде плавсостава, работников добывающих отраслей промышленности, в особых видах операторской деятельности.

Рассматривая проблему психологической саморегуляции состояний с позиции применения внутренних средств осуществления деятельности по самоуправлению, надо обеспечивать:

- полноценность процесса освоения (формирования) этих средств.

- эффективность их использования при наличии сформированных навыков.

Применение АТ требует меньшего времени, обеспечивает более отчетливую картину субъективных переживаний погружения сопровождаемой яркой эмоциональной окраской состояний и свободой манипулирования образными представлениями , повышает восприимчивость к простому внушению. В результате возникает возможность не только более эффективным образом достигать глубинных степеней погружения, но и активно управлять протеканием психофизиологических процессов, тем самым задавая необходимое направление в изменении состояния (полных отдых, успокоение или, напротив, активизация, готовность к работе). Однако полноценное применение АТ невозможно без длительного специального обучения.

В основе использования аутогенной тренировки лежит овладение возможностями самовнушения или аут суггестии (от греч. autos – сам, лат. suggestion- внушение). Необходимыми условиями этого являются концентрированное самонаблюдение за протеканием внутренних процессов, осуществляемое скорее пассивной, чем в активно-волевой форме, и представление желаемого изменения (например, потепления, облегчения, потяжеления, упокоения и т.д.).

Главным элементом АТ является усвоение и оперирование вербальными формулировками (формулами самовнушения) в виде самоприказов. По сути дела формулы самовнушения представляют собой субъективные маркеры, опосредованно отражающие сложные комплексы чувствительных представлений? Органических ощущений, чувства мышечного напряжения, эмоционально окрашенных образов и др. На развитых этапах овладения АТ применяется фиксированный набор формул самовнушения (он может быть индивидуально подобран), которые позволяют быстро вызвать необходимые ощущения – как предполагается, по рефлекторному пути.

Большинство модификаций АТ включает достаточно длительный процесс усвоения этих формул, разделенный на ряд этапов в соответствии с числом релаксируемых зон. В специальной литературе можно найти указания на процесс организации такого обучения: циклы обучения содержат от 8 до 16 занятий и для полного усвоения требуют от 1,5 до 3 месяцев систематической тренировки.

Рассмотрим несколько конкретных модификаций АТ, построенных на базе классического варианты.

Методика АТ по И.Г. Шульцу

Требуемое общение расслабление при обучении на первой ступени аутогенной тренировки по И.Г. Шульцу достигается с помощью шести основных мысленных упражнений, каждое из которых направлено на определённую область или систему организма 1) мышцы; 2) кровеносные сосуды; 3) сердце; 4) дыхание; 5) брюшные органы; 6) голову.

Смысл каждого упражнений состоит в концентрировании внимания (спокойном, ненапряженном, но полном) на определенной части тела или на определённом органе: фиксации переживаемых внутренних ощущений; представлении желаемого переживания ( чувства тепла, тяжести, расслабленности и др.) – на фоне повторения соответствующей формулы самовнушения.

Усвоение каждого упражнения проводится поэтапно, в течение нескольких дней регулярных тренировок по взыванию конкретного ощущения. Связывание воедино всех формул самовнушения осуществляется в конце цикла обучения (готовые упражнения как бы нанизываются на одно нить).

К перечню классических упражнений АТ относятся следующие:

Упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела потеем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: «Моя правая ( левая) рука тяжёлая», «обе руки совершенно тяжелые», «моя правая ( левая) нога тяжелая», «обе ноги совершенно тяжёлые».

Упражнения для расширения кровеносных сосудов потеем самовнушения ощущений тепла в разных частях тела: «Моя правая ( левая) рука тёплая», « Обе руки совершенно тёплые», « Моя правая (левая) нога совершенно тёплая», « Обе ноги совершённо тёплые», «Руки и ноги совершенно тёплые».

Упражнения для регуляции деятельности сердца: «моё сердце бьётся ровно и спокойно».

Упражнения для контроля за дыханием: «я дышу равно спокойно», «Мне дышится легко».

Упражнения для регуляции деятельности внутренних органов брюшной полости: «мое солнечное сплетение излучает приятное, внутреннее тепло».

Упражнения для головы, снятия умственного напряжении: «мой лоб приятно прохладен».

Музыкальные и цветомузыкальные воздействия хорошо дополняют предыдущие методики. Так релакс, для подготовки к упражнениям и методикам из приложения (смотреть приложение 1-12), проводим под спокойные мелодии диска «Гармония природы и музыки». Эти два диска выпущены специально для медитирования, но для упражнений подходят. Ребята, иногда, даже засыпают под тихую спокойную музыку. Есть диски с музыкой на лечение сердца, печени и др. органов. Педагоги с удовольствием ходят на такие сеансы (по времени они занимают 30 минут).

Заключение

После знакомства с конкретными методиками проведения и организации психопрофилактической работы нам хотелось бы сказать несколько слов о роли психолога в ее осуществлении.

Функции психолога-практика в реализации комплекса оптимизирующих воздействий многообразны. Он выступает в роли исследователя, анализирующего реальную ситуацию, определяющего цель и направления работы, осуществляющего подбор адекватных методических средств, оценивающего эффективность проделанной работы.

На его плечи возлагается ответственность за реализацию всего комплекса оптимизационных мероприятий, причем большая часть из них проводится при его непосредственном участии. В этом процессе он выступает, прежде всего, в роли педагога-психолога, воспитателя-психолога и психотерапевта.

Помимо этого психологу приходится постоянно заниматься решением многочисленных организационных проблем, которые являются источником постоянных забот и волнений (при этом не следует забывать о возможностях саморегуляции своего собственного состояния). Все перечисленные функции входят в число непосредственных профессиональных обязанностей психолога, работающего на производстве, что составляет одну из основных трудностей нашего дела.

Психолог нашей школы с многолетним стажем (20 лет должности психолога). Вся основная работа проводилась ей. Это обучение всем методикам управления стрессами учителей, работа с ребятами.

Я работаю в основной общеобразовательной школе. Работа по профилактике стресса меня заинтересовала давно. Мы в содружестве с психологом в течение двух лет занимались подбором литературы, методик по данной теме и апробировали с детьми все методики. Выдвинутая нами гипотеза: научение управлению стрессами оказывает положительное влияние на формирование физического и психического здоровья школьников. Гипотеза подтвердилась.

В школе дети чувствуют себя комфортно, они знают, что в случае сложной эмоциональной ситуации им всегда помогут. Помогут справиться со стрессом, привести себя в норму. Да просто справиться с любым огорчением.

Данную работу мы с психологом представляли в виде презентации и открытых занятий.

В Мироновкой основной общеобразовательной школе и базовой Павловской средней общеобразовательной школе. В обеих школах педагогические коллективы и родители высоко оценили нашу деятельность по работе со стрессами.

Список использованных источников

Гримак Л.П. Общение с собой, начало психологии активности. М.., 1991.

Леонова А.Б. , Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов.М.., 1993

Родионов В.Н. Психология здоровья школьников.Ж. Школьный психолог № 17-24. 2007

Говор Т.И. Классная республикаж. школьный психолог № 22. 2007

Хухлаева О. Психологическое здоровье учащихся, как цель работы школьной психологической службы.Ж. Школьный психолог № 14. 2007

Родионов В., Ступницкая М. Антистресс ж. Школьный психолог № 20-22. 2005

Алексеев А. В. Психомышечная тренировка—метод психической саморегуляции. М., 1979.

Алексеев А. В. Себя преодолеть. М., 1978.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

Андронова Т. И., Эйдельман М.. М. Рациональное питание. М., 1983.

Андронова Т. И., Эйдельман М. М., Жамкочан Л. Ф., Дуденко Н. В. Диетическое питание. М., 1988.

Бассин Ф., Рожнов В., Рожнова М. Некоторые вопросы эмоциональной напряженности//Коммунист. 1974. № 14. С. 60—70.

Березина Г. А. Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельности Психологические проблемы повышения 'эффективности и качества труда. М., 1977. Т. 1.

Бобков Ю. Г., Виноградов В. М. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности//фармакологическая регуляция процессов утомления. М., 1982. С. 7—33.

Буль П. И. Техника врачебного гипноза. Л., 1955.

Вальдман А. В., Козловская М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М., 1979.

Ванечкина И. Л. Советские музыканты и светомузыка//Искусство светящихся звуков. Казань, 1973. С. 89—110.

Васильева В. Е. Что дает гимнастика и массаж. М., 1965.

Габдреева Г. Ш. Основы самоуправления психическим состоянием//Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов. Казань, 1983. С. 135—191.

Галеев Б. М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. ' Казань, 1976.

Генкин А. А., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических

состояний. Л., 1973.

Гербер А. А. Психологическая характеристика процесса образования

цветовых образов при слушании музыки//Свет и музыка. Казань, 19; о.

С. 205—206. 54 Гехт К,- Психогигиена. М., 1979.

Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. Л., 1976.

Использование психической саморегуляции в процессе адаптации рабочей молодёжи на производстве. Пермь, 1985.

Психорегулирующая тренировка. М., 1968. Ч. 1.

Психорегулирующая тренировка. М., 1969. Ч. 2.

Повилейко Р. П. Функциональная музыка. Новосибирск, 1968.

Леонова А. Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека. Докт. дне. М., 1988.

Приложения

Экран

Усаживаемся поудобнее. Закройте глаза, расслабтесь. Представьте, что перед вами огромный белый экран, а внизу в правом углу ещё один белый маленький экран, размером со спичечный коробок. На большой экран поместите ваше неприятное событие, а на маленький поместите приятное событие. Теперь выращивайте ваше маленькое событие до тех размеров, пока оно не вытеснит с экрана неприятное событие. Когда, полностью приятное событие вытеснит неприятное. Теперь, когда упражнение выполнено, можно открыть глаза.

Далее проводим анализ: у кого получилось, у кого нет, в чем была трудность выполнения данного упражнения.

Это упражнение используем, когда у ребёнка произошло одно неприятное событие. Возраст неограничен. Учительский коллектив тоже не раз прибегал к данному упражнению.

Шкатулка

Усаживаемся поудобнее (кресло в кабинете психологической разгрузки). Закрыли глаза. Даём себе команду расслабиться (это схема релакса, с детьми её учили перед всеми упражнениями на релаксацию и саморегуляции). Представьте себе, что перед вами далеко, далеко находится светящаяся точка. Мысленно приближайте её как можно ближе. Точка приближается, приближается и вдруг она превращается в шкатулку. Шкатулка из любого материала, любого цвета, размера. Когда шкатулка приблизилась достаточно близко, вы попытайтесь её мысленно открыть. После того как открыли шкатулку вспомните все свои неприятности, которые были у вас за последнее время (за день, за два, за неделю) и положите все неприятности в шкатулку. Затем закройте её. Мысленно отодвигаем от себя на большое расстояние. Двигаем её до тех пор, пока шкатулка не превратится снова светящуюся точку. Затем открываем глаза и снова делаем анализ. Каждый рассказывает: какого цвета, размера и материала была шкатулка. Удалось ли упражнение. Психолог интерпретирует ответы.

Лучик

Дети стоят в кругу. Поднимают все руки и сосредотачиваются на себе. Представьте, что сверху на вас опускается тёплый луч. Он проходит через ладони, голову, опускается потихоньку через туловище, по ногам до подошв ног. Он вас греет, приятно ласкает лицо, голову, вам хорошо, вам приятно. Под этими лучами постойте 2-3 минуты. Открываем глаза и возвращаемся в реальность. Это работает с учащимися младших классов.

Работа с солёным тестом.

Когда необходимо успокоится, выплеснуть агрессию проводим работу с солёным тестом. Великолепно помогает проводить профилактику в начальных классах, иногда заглядывают и ребята 5,6 класса. Можно делать это и с пластилином, но больше нравится детям солёное тесто. Они лепят фигуры. Лепим на планшетах картины, красим их гуашью. Так дошкольники на выпускном подарили родителям подковы счастья, которые они делали из теста. Приходим на снятие негативных эмоций 3 занятия и слепим подкову, а затем украсим её.

Песочная терапия.

На неё любят приходить ребята всех возрастов. С учащимися начальных классов строим из песка замки, дома, всё что хотят. Ребята постарше рисуют картины песком или крашеной солью (соль должна быть мелкой, выкрашенная гуашью). На ватмане рисуем картину, а затем дети насыпают маленькими порциями песок и так рисуют картины.

Картины на ватмане черно-белые. Иногда, дети придумывают сами сюжет и рисуют без шаблонов.

Лесная школа

Это 8 занятий (1 четверть) с первоклассниками. Занятия, посвящены адаптации к школе. При переходе из детского сада в школу, дети испытывают стресс. Лесная школа помогает профилактике стрессов в 1 классе. На каждом занятии, через сказочных героев лесной школы, отрабатывает либо правило поведения в школе, либо школьные требования. Так на первом занятии рассматриваем правила поведения на уроке, на втором правила поведения на перемене и т.д. Ребятам нравится быть сказочными героями и выполнять свою роль. Роли распределяются вначале занятия (заяц, лисёнок, белка, ежик, медведь, волк).

Мыльные пузыри

Используем часто в начальных классах. Агрессия часто возникает в результате негативного общения со сверстниками. Невыраженная агрессия может спровоцировать стресс. Активное общение присутствует на переменах. Видя, что ребёнок агрессирует, уводим его в комнату психологической разгрузки (иногда с обидчиком) и пускаем мыльные пузыри. Потом рефлексируем. Как правило, после такой процедуры, дети уходят спокойные и примирившиеся.

Надуй шар

При большой степени агрессии просим надуть воздушный шар. Дуют до тех пор, пока не исчезнет злость. Часто дуют, пока шар не лопнет. Тогда дети вскрикивают « ура, злость лопнула!».

Бой подушками

Накопившийся негатив дети выколачивают друг друга, ударяя подушками. Подушки поролоновые. При данном упражнении присутствует учитель или психолог, так как в азарте могут ударить по лица или голове, что запрещено делать.

Постановка якоря

Это упражнение взято из программы нейролингвистического программирования. В нем присутствуют элементы гипноза. С помощью этого упражнения помогаем ребенку избавиться от негативных явлений, которые с ним происходят через определённые периоды времени. Например: клаустрофобия, акрофобия. К ним можно отнести единичные случаи курения, апробирование алкогольных напитков. Можно поставить «якорь». Иногда достаточно 1-2 сеансов и это срабатывает.

Основные формулы аутогенной тренировки.

Тяжесть (1-е упражнение)

Первым упражнением вызывается ощущение тяжести в руках или ногах путем повторение про себя и яркого образного представления следующих формул самовнушения.

Моя правая рука (у левшей левая) полностью расслаблена... (3-5 раз)

Я чувствую приятную тяжесть в правой руке… (3-5 раз)

Тяжелыми стали пальцы моей правой руки… (3-5 раз)

Тяжелой стала кисть моей правой руки… (3-5 раз)

Вся моя правая рука становится тяжелее и тяжелее… (3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (1 раз)

Моя правая рука очень тяжелая, она словно наливается свинцом… (3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (1 раз)

После завершения упражнения открыть глаза, энергично согнуть и разогнуть правую руку в локте 2-3 раза, сделать 2-3 медленных вдоха и выдоха.

Упражнение в первый раз длится не более 5-10 минут. Подобным образом проделывается это упражнение с левой рукой, обеими руками, правой и левой ногой, обеими ногами, наконец, одновременно с руками и ногами. Н отработку каждого элемента – 3 дня.

«Тепло» (2-е упражнение)

Мои мышцы расслаблены для отдыха… (3-5 раз)

Моё тело приятно отдыхает … (3-5 раз)

Я чувствую приятную тяжесть в правой (левой ) руке… (3-5 раз)

Кровеносные сосут в моей правой (левой ) руке расширились… (3-5 раз)

По ним устремилась горячая здоровая кровь… (3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3-5 раз) горячая кров ь согрела мою правую (левую) руку… (3-5 раз)

Я чувствую приятное теплой в правой (левой) руке… (3-5 раз)

Моя правая (левая) рука стала тяжелой и тёплой… (3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3-5 раз)

Затем ощущение тепла отрабатывается в тех же частях тела, что и в первом упражнении. Помогают образное представление чувства тепла, соответствующее ощущениям, возникающим при опускании руки в теплую воду.

«Дыхание» (3-е упражнение)

После повторения про себя предыдущих формул по 2 раза мысленно произносим следующие фразы:

Мои мышцы полностью расслаблены… (3-5 раз)

Я дышу ровно и спокойно… (3-5 раз)

Мой вдох плавный и более продолжительный чем выдох (утренний тип дыхания) … (3-5 раз)

Мой выдох плавный и более продолжительный, чем вдох (вечерний тип дыхания) … (3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3-5 раз)

«Сердце» (4-е упражнение)

После повторения предыдущих упражнений (т. е. каждое упражнение надстраивается над старым) мысленно произносим следующие словесные фразы:

Мое сердце бьется ровно и спокойно... (3—5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен... (3—5 раз).

Я ощущаю приятное тепло в груди... (3—5 раз).

Мое сердце бьется ритмично и спокойно... (3—5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен... (3—5 раз).

«Живот» (5-е упражнение)

Вызывание ощущений тепла в подложечной области, где у человека находится нервное образование «солнечное сплетение». Все повторяется сначала, затем:

Приятное тепло в верхней части живота, в области «солнечного сплетения» (3-5 раз).

Мой живот становится теплым, напряжение мышц живота уменьшается... (3-5 раз).

Приятное ощущение тепла постепенно разливается по всему телу... (3-5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен... (3-5 раз).

«Лоб» (6-е упражнение)

Научиться вызывать ощущение приятной прохлады в области лба и висков. Как обычно, мысленно повторяются все предыдущие формулы (1—2 раза), затем:

Я хорошо отдыхаю... (3—5 раз).

Моя голова спокойная и свежая... (3—5 раз).

Я ощущаю легкую прохладу в области лба... (3—5 раз).

Приятное ощущение прохладного ветерка в области лба, висков, над переносицей... (3—5 раз).

Мой лоб приятно прохладен... (3—5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен... (3—5 раз).

Помимо данного базового набора формул самовнушения автор предлагает и специальные упражнения. Так, например, разработано специальное упражнение «Голова», направленное на уменьшение и снятие неприятных различных ощущений в данной области: головных болей, чувства «сжатия» в области висков. Приводим состав формул данного упражнения:

Полное спокойствие

Приятное ощущение отдыха и тепла охватило все мое тело

По своему желанию я расширяю сосуды головы

Сосуды головы немного расширились

Здоровая горячая кровь приятно согревает мою голову

Питание нервных клеток улучшилось

Созданы благоприятные условия для снятия неприятных ощущений в голове

Я дышу ровно, я совершенно спокоен

Я чувствую приятную прохладу в области лба

Ощущение прохладного ветерка в области лба и висков

Приятная свежесть и ясность в голове

Питание нервных клеток головного мозга улучшилось

Исчезли все неприятные ощущения в области головы

Голова ясная, легкая

Я дышу ровно, я совершенно спокоен.

Закаливание через самомассаж.

   Древнерусские лекари считали, что через кожные покровы, как через "окна" тела, болезни "входят" и "выходят" из организма. "Захлопнуть" такие "окна", то есть перекрыть доступ болезням в организм, можно с помощью массажа или самомассажа. Оригинальность русского самомассажа состоит в том, что используются не только механические воздействия на кожу пальцами, но и всяческие растирания мазями, маслами, а порой и просто различными пищевыми продуктами. Например, лоб и затылок когда-то растирали уксусом, маслом мяты и мелиссы. Плечи и лопатки - соком редьки и хрена. Кисти рук, особенно место пульса, разогревали мазями с сосновой живицей и чесноком. Подошвы - кислым тестом, соленым огурцом, квашеной капустой.

На поверхности кожи есть области с повышенной чувствительностью. В них и возникают болевые ощущения при заболеваниях определённых внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки на теле, можно помочь выздоровлению отдельных органов и всего организма в целом. Например, на лице расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливание организма. Их массаж позволяет за несколько минут существенно повысить устойчивость организма к холоду, сырости, вирусам и микробам.

Желательно массировать 9 биологических зон (смотреть рисунок). Основные (2-8) сосредоточены в области шеи и лица. Дополнительные (1, 5, 9) - сзади, у позвоночника, на передней поверхности грудной клетки и на руках.Зона 1 - расположена на грудине;

Зона 2 - яремной ямки, проекция зобной железы;

Зона 3-6 проекции синокаротидный клубочков;

Зона 4 имеет отношение к миндалина;

Зона 5- шейным спинномозговым нервам;

Зоны 6, 7, 8 находится в местах выхода окончания тройничного нерва;

Зона 9 является обще тонизирующей.

Начинайте массаж с первой зоны, затем последовательно массируйте участки в соответствии с нумерацией техника самомассажа следующие кончиком указательного пальца слегка. Нажмите на зону и делайте вращательные движения сначала по, затем против часовой стрелки: 3-4 в каждую сторону. Постепенно увеличивайте интенсивность воздействия. Зона 3-4 массируйте иначе, делая растирающие движения пальцами сверху вниз от задней и передней поверхности шеи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области