Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках гуманитарного цикла
Аннотация: В данной статье рассмотрено развитие логического мышления у младших школьников, способствующее работе интеллекта на основе формирования у детей трех составляющих мышления: высокого уровня мыслительных операций, активности и организованности. Автор раскрыл необходимость овладения детьми в начальной школе элементов логических действий.Особое внимание уделено развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, наблюдательности, умению правильно излагать свои мысли. Автор пришел к выводу, что при использовании определенных упражнений на уроках гуманитарного цикла у младших школьников обеспечивается развитие важнейших интеллектуальных качеств.
Ключевые слова: логическое мышление, интеллект, логические действия, развитие, мыслительные операции, мыслительная деятельность.
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» писал К.Д. Ушинский.
Развивая логическое мышление учащихся, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
Для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Кроме того, опыт показывает, что детям 7-10 лет вполне доступно выделение существенных признаков, их распознавание в новых фактах и предметах, поиск и установление связей, группировка предметов по этим признакам, оперирование рядом понятий, переходам к обобщениям и выводам (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.А.Люблинская).
В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Так, например, роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Выдающийся отечественный математик А.Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - орудие для размышления.
В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому».
Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.
При помощи упражнений на уроках русского языка не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.
Список использованной литературы
1. Басов А.В., Тихомирова Л.В.: Материалы по оценке готовности к обучению в среднем звене. Ярославль, 2002.
2. ЕлисееваЛ.Н.: Хрестоматия для маленьких. М.: Просвещение, 2000.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп; испр. и перераб. - М: Издательская корпорация "Логос", 1999 год.
4. Шадрикова В.Д.: Познавательные способности в обучении. М.: Просвещение, 1998.
5. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: Математика. Ярославль: Академия развития, 2001.
6. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 2003.
7. Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 2000.