Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж» |
Выступление на тему: «Инновационная педагогическая технология сказко-и куклотерапия для младших дошкольников» в рамках городского конкурса «Аукцион методических идей» |
Дело №02 - 30 УВР |
Подготовила: воспитатель Агупова Лилия Ивановна 15.12.2016 г |
Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке всё как в сказке. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения- ведь в сказке всё можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. Вот потому так популярна в настоящее время сказкотерапия. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, легенды и другие истории. Сказкотерапия-это метод воспитания и лечения сказками.
Что есть сказка? Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки, в самое короткое время рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чувства, радости и горести.
Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребёнок открывает порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо.
Привлекательность сказкотерапии для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, её универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей возможно научить ребёнка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развивать творческие способности. Поэтому в своей работе стала использовать сказки.
Сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с детьми. Малышам трудно привыкать к новым условиям жизни. Надо вовремя помочь малышу с переживаниями, страхами, замкнутостью. Главное- создать между воспитателем и детьми отношения доброты, сердечности и любви. В этой ситуации на помощь приходит кукольный театр: он должен быть ярким, лёгким и простым в управлении.
Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре. С сентября веду с детьми кружок по сказкотерапии «Машины сказки», где непосредственно использую кукольные драматизации.
Для детей показываю простые спектакли, например « Истории Машеньки», где единственным действующим персонажем будет кукла Маша, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поёт и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется ни один ребёнок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают её. Она может быть капризулькой и малыши обучают её хорошим манерам.
Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет…расположены на одной или двух руках. В моём арсенале задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: Злые (волк), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц и мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), драчливые (петух), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, внучка). При помощи фигурок пальчикового театра у малышей появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество непонятных ему ситуаций. Это может быть проблема в общении со сверстниками, отражение страхов и тревог ребёнка, разбор случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.
После того, как маленький актёр раскрыл свой внутренний мир и поделился своими переживаниями, наступает момент ему помочь и проиграть проблемную ситуацию, но с позитивным концом. А поможет нам в этом сочинение «кукольных историй».
Куклотерапия позволяет помочь ребёнку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно она эффективна в преодолении детских страхов. Для этого я в своей работе стала использовать безликие куклы. В виду возрастных особенностей детей вместе с детьми изготавливаю самые простые куклы – «пеленашки». Изготовление этих кукол полезно и для детей, и для меня. Это сплачивает и позволяет нам лучше понимать и чувствовать друг друга. Отвергая дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть весь день. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребёнка, а потому её использование может существенно помочь ребёнку справиться со страхом. Например, можно убедить ребёнка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится больше него
Также в коррекции различных затруднений у детей мне помогает театр фартуков. Это нетрадиционный универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на театрализацию. Образ через театр фартуков воспринимается сразу: для постановки не требуется длительной подготовки, ведь для того, чтобы появился новый персонаж, достаточно повязать фартук. В процессе «фартуковой» театрализации прививаю детям умение фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться.
Игра с куклами способствует преодолению робости и застенчивости перед выступлением «на сцене». Коррекцию данной проблемы осуществляю при помощи настольного театра кукол. Такую куклотерапию провожу в индивидуальной форме, где я могу обратить более пристальное внимание за действиями ребёнка, одобрить их, подсказать ему, а иногда и поиграть вместе с ним.
Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить детей стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.
Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слушать и понимать друг друга и окружающий мир….
Л. Войцехович.
Используемая литература:
Интернет – ресурс;
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- Спб.: ООО «Речь», 2000 г.
Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1997 г.
Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол.- Спб.: ООО «Речь», 2007 г.