Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Инновационная педагогическая технология сказко-и куклотерапия для младших дошкольников

1. Активизация в ребёнке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. 2. Установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив. 3. Развитие умения преодолевать трудности и страхи. 4. Выявление и поддержка творческих способностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №10

общеразвивающего вида городского округа

город Нововоронеж»

Выступление на тему:

«Инновационная педагогическая технология сказко-и куклотерапия для младших дошкольников»

в рамках городского конкурса

«Аукцион методических идей»

Дело №02 - 30 УВР

Подготовила: воспитатель

Агупова Лилия Ивановна

15.12.2016 г

Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке всё как в сказке. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения- ведь в сказке всё можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. Вот потому так популярна в настоящее время сказкотерапия. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, легенды и другие истории. Сказкотерапия-это метод воспитания и лечения сказками.

Что есть сказка? Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки, в самое короткое время рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чувства, радости и горести.

Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребёнок открывает порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо.

Привлекательность сказкотерапии для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, её универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей возможно научить ребёнка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развивать творческие способности. Поэтому в своей работе стала использовать сказки.

Сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с детьми. Малышам трудно привыкать к новым условиям жизни. Надо вовремя помочь малышу с переживаниями, страхами, замкнутостью. Главное- создать между воспитателем и детьми отношения доброты, сердечности и любви. В этой ситуации на помощь приходит кукольный театр: он должен быть ярким, лёгким и простым в управлении.

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре. С сентября веду с детьми кружок по сказкотерапии «Машины сказки», где непосредственно использую кукольные драматизации.

Для детей показываю простые спектакли, например « Истории Машеньки», где единственным действующим персонажем будет кукла Маша, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поёт и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется ни один ребёнок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают её. Она может быть капризулькой и малыши обучают её хорошим манерам.

Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет…расположены на одной или двух руках. В моём арсенале задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: Злые (волк), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц и мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), драчливые (петух), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, внучка). При помощи фигурок пальчикового театра у малышей появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество непонятных ему ситуаций. Это может быть проблема в общении со сверстниками, отражение страхов и тревог ребёнка, разбор случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.

После того, как маленький актёр раскрыл свой внутренний мир и поделился своими переживаниями, наступает момент ему помочь и проиграть проблемную ситуацию, но с позитивным концом. А поможет нам в этом сочинение «кукольных историй».

Куклотерапия позволяет помочь ребёнку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно она эффективна в преодолении детских страхов. Для этого я в своей работе стала использовать безликие куклы. В виду возрастных особенностей детей вместе с детьми изготавливаю самые простые куклы – «пеленашки». Изготовление этих кукол полезно и для детей, и для меня. Это сплачивает и позволяет нам лучше понимать и чувствовать друг друга. Отвергая дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть весь день. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребёнка, а потому её использование может существенно помочь ребёнку справиться со страхом. Например, можно убедить ребёнка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится больше него

Также в коррекции различных затруднений у детей мне помогает театр фартуков. Это нетрадиционный универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на театрализацию. Образ через театр фартуков воспринимается сразу: для постановки не требуется длительной подготовки, ведь для того, чтобы появился новый персонаж, достаточно повязать фартук. В процессе «фартуковой» театрализации прививаю детям умение фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться.

Игра с куклами способствует преодолению робости и застенчивости перед выступлением «на сцене». Коррекцию данной проблемы осуществляю при помощи настольного театра кукол. Такую куклотерапию провожу в индивидуальной форме, где я могу обратить более пристальное внимание за действиями ребёнка, одобрить их, подсказать ему, а иногда и поиграть вместе с ним.

Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить детей стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.

Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слушать и понимать друг друга и окружающий мир….

Л. Войцехович.

Используемая литература:

Интернет – ресурс;

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- Спб.: ООО «Речь», 2000 г.

Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1997 г.

Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол.- Спб.: ООО «Речь», 2007 г.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области