Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект открытого занятия на семинар «Славянские семьи и их ремесла»

Занятие «Славянские семьи и их ремесла» по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе. Образовательные задачи: Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве. Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха). Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук). Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха. Развивающие задачи: Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей. Оборудование: Обстановка славянской избы, домашняя утварь, костюмы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Занятие

«Славянские семьи и их ремесла»

по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе.

Образовательные задачи:

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).

Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук).

Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.

Развивающие задачи:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оборудование: Обстановка славянской избы, домашняя утварь, костюмы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Рассматривание репродукции картин А.Васнецова «На пашне».

5. Разучивание хоровод.

Ход занятия.

Гостей встречает хозяйка избы, одетая в русский национальный костюм.

Хозяйка:- здравствуйте, гости дорогие, желанные!

Рады видеть вас, у себя в гостях, в светлой горнице!

Ведь раньше как на Руси говорили : «Гость на пороге и счастье в дом»

Я, хозяюшка. Малых деток наставляю - труд любить,

Заботливыми быть, мастерить, вязать и шить, умно сказки говорить.

Хозяйка: - Сегодня вы у меня в гостях и мне бы очень хотелось вам о многом рассказать.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами.

Войдя в избу, на что вы обратили внимание в первую очередь?

Ответы детей. –на печь.

Хозяйка: Правильно, войдя в избу в первую очередь вы на печь обратили сразу внимание, она занимает много места, печь главная в избе.

Хозяйка. А для чего нужна печь?

Ответы детей.Она обогревала избу, на ней грели воду, готовили еду, сушили одежду.

Хозяйка. А кто из вас знает пословицы про печь?Давайте их вспомним.

1.Ребенок «Без печи хата-не хата»

2.Ребенок «Что есть в печи-все на стол мечи»

3.Ребенок «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Хозяйка: Печь называли-Матушкой.

Хозяйка. Обратите внимание, что стоит у печи?

Ответы детей. Кочерга, ухват, чугунок.

Хозяйка показывает чугун , как вы думаете, зачем он нужен?

Ответы детей -В чугуне варили щи, кашу и многое другое.

Хозяйка.А как же доставали чугун из печи он же горячий?

Ребенок .Рогат, да не бык, хватает да не ест. (Ухват).

Ответы детей. Ухват .

Хозяйка.Правильно для этого предназначен ухват.

Хозяйка показывает как ухватом ставить и доставать чугун. Ребята, а вы хотите попробовать?

Хозяйка обращает внимание детей на стол, а почему он такой большой?

Дети . Потому что в старину семьи были большие, рассаживались за столом на лавках. На лавках не только сидели, но и спали ночью.

Хозяйка.А что стоит на столе?

Хозяйка.Правильно, самовар в котором кипятили воду и всей семьей пили чай.

Ребёнок

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Хозяйка показывает детям одеяло которое лежит на печи.

Посмотрите, какое лоскутное одеяло сшито своими руками, оно сшито из лоскутов. Это мастерство передавалось от поколения к поколению.

Хозяйка.: Дети, а кто знает что это за предмет?

Ответы детей.Это прялка. На ней пряли пряжу, а пряли с помощью веретена.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно.

Следующий предмет сундук. Кто знает, и расскажет нам о нем.

Ребенок – я загадаю вам загадку.

Прячет бабушка в нем вещи

Сапоги, кафтан,сюртук

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут.

Ответы детей.Сундук.

Правильно,это сундук.

Вот он.Хозяйка вместе с детьми рассматривают сундук.

Что может лежать в нем?

Ответы детей. Одежда, полотенце(раньше их называли рушники), постельное белье,сарафаны,рубахи,украшения.

Хозяйка открывает сундук и показывает, что в нем лежит.

Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных вещей хранится в нем.

А кто из вас был в деревенской избе и видел сундук?Ребята мы с вами унаследовали не только традиционную одежду, украшения но и традиционные русские народные танцы.

Лирический танец.

Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Слайд 1. (пахарь).

- « Хлеб всему голова»

- О чем эта пословица?

Дети:- Эта пословица о хлебе………

Хозяюшка: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю.

Кто пахал землю?

Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда хозяюшка сообщает что этого человека называют - пахарь)

Хозяюшка: - Одна большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.

Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?

Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей…….

Хозяюшка: - Как называли славян, которые охотились на зверей?

Дети: - Их называли охотниками……..

Слайд 2.(охотник.)

Хозяюшка: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.

- Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?

Дети:- Металлические предметы для охотников ковали кузнецы………

Слайд 3. (кузнец.)

В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.

А вы, хотите быть такими сильными?

Дети: - Да, хотим………….. .

Хозяюшка обращает внимание детей на посуду в избе.

Хозяюшка: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?

Дети: - Миска сделана из глины……..

Хозяюшка: А кто ее сделал вы знаете?

Деи: Гончар…..

Хозяюшка: - Правильно, сделал эту миску гончар.

Слайд 4. (гончар.)

- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,

а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.

Слайд 5. (ткачиха.)

Хозяюшка:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».

Посмотрите, какие замечательные коврики в нашей избе.Их соткали ткачихи.

Хозяюшка: Славянский народ – удивительный. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками творили чудеса: расписывали посуду, игрушки и многие другие предметы.

Существуют различные виды росписи: филимоновская, гжель, городецкая, хохломская. (слайды с видами росписи).

Филимоновская деревушка,

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игруши

И расписывают до сих пор…

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где – то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе,

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель…

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть ,

Может, где- то бывает красивей,

Но не будет роднее чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково –посёлок

Окаймлен лесами уголок веселый…

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась.

А трава как бахрома,

Золотая Хохлома!

Ребята раньше люди не только трудились но и отдыхали пели песни, танцевали. В танцах они не редко использовали ложки расписанные под хохлому. А как это было сейчас мы попробуем изобразить.

Танец с ложками.

Хозяюшка предлагает вспомнить:- Что нового узнали о жизни славян?

Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом……..

Хозяюшка: - Названия каких ремесел вы запомнили?

Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.

Хозяюшка: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами.

Песня. Звезда России.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области